Перейти к публикации
poch

Cевер-2009 или по следам "Шимозерья"

    Рекомендованные сообщения

    • Откуда: Мск
    • Машина: TLC LJ72, HZJ75

    «Конный пешему – не товарищ»,

    А джипер байкеру – в самый раз

    Предыстория

    этой поездки уходит корнями в такие давние времена, что лучше не вспоминать ибо со времен предыдущей значимой поездки на Север минуло уже шесть лет. Нет, будет совершенно неправильно сказать, что за это время совершенно ничего не происходило, но очевидно, что аналогичного по масштабам ничего не было. Вернувшись в 2003 году с путешествия по Кольскому полуострову, в голове была решимость если не каждый год, то уж как минимум, через год совершать масштабную экспедицию на неделю-две. Тогда же в голове возник целый список мест нашей необъятной Родины, куда хотелось бы попасть на своем полном приводе. Русский Север и, конечно же, Вологдский край были в списке этих мест с самого начала, тем более, что из этих мест родом мой отец и его родители и, наверное вследствие этого, суровая красота этих мест меня всегда манила и влекла...

    Этой весной, где-то в конце Апреля, я случайно наткнулся на отчет о поездке в Шимозерье от соклубника Сергея на форуме Лэндкрузероводов, который меня зацепил, причем зацепил настолько, что я решил, что в этом году я обязательно поеду на Север.

    Подготовка

    Включала в себя в основном проработку нитки маршрута, пробивку неочивидных с точки зрения проходимости отрезков посредством анализа отчетов братьев-джиперов и собратьев велосипедистов. Я увлеченно планировал авто-маршрут, когда на мое приглашение принять участие в поездке откликнулся Серега Любимов и сразу превнес в мое понимание маршрута свои квадро- и мотоциклетные требования, которые добавляли к последнему ряд существенных корректив. В итоге, предполагавшийся состав экспедиции предполагал 3-4 экипажа в зачете авто, 2-3 мотоцикла и квадрик. За пару дней до старта экспедиции, однако, стало понятно, что состав участников секвестирован до 2-х машин и одного мотика.

    Участники:

    Экипаж №1 на дизельном УАЗе (этот пальмовый порядковый номер достается им по праву, ибо ребята были первыми стартовавшими и первыми финишировавшими с пробега) в составе:

    • Гоша («...он же - Егор, он же - Доктор») – пилот экипажа, шеф-повар, главный снабженец и рациональный ум экспедиции

    • Паша – штурман экипажа, бессменый пильщик деревьев, а по-совместительству обладатель загадочного для целей экспедиционных инструмента под названием кусачки силовые с длиной ручки в метр

    • Таня – видеооператор наиболее трудных моментов экспедиции, когда остальным было «не до того»

    Экипаж №2 в лице Сережи (он же - Кавалерия (с гордостью), он же – Мальчик на велосипеде (ласково), он же – Савраскин (с завистью)), перемещавшегося по асфальтовой части маршрута с прицепом на хвостей своей RAV-4, а остальную часть геройски преодолевшего в седле мотоцикла

    Ну и наконец, Экипаж №3, со схватывающей на лету азы штурманского мастерства Надей и вашим покорным слугой за рулем нестареющей ТойОты, в очередной раз переродившейся в этом году в новом кузове.

    6 июля. День отъезда

    Все предполагалось не так. Но вышло все как всегда! Наверное поэтому отъезд в 21-45 воспринимался уже философски, без суеты и негативных эмоций. Сам факт того, что мы все таки едем на Север и то, что Гоша нас опережал на добрых 6 часов и к моменту прибытия должен был уже организовать лагерь нас согревал и настраивал на Путешествие. Первую часть маршрута, предполагавшую в основном культурный отдых и осмотр архитектурных и исторических «Мекк» Русского Севера, я сделал опираясь на рекомендации и воспоминания отца, поэтому лагерь первой ночевки был запланирован километрах в 20 к югу от Вологды на берегах реки Комелы, куда он ездил в детстве и юности. 450км от базы до первого лагеря мы «пролетели» без приключений и в 4 утра по данной Гошей четкой легенде мы увидели приветливый дымок костра. Автомобильная часть экспедиции – в сборе! Приветственная чарка и через полчаса мы уже догоняемся сном в Гошиной новой кемпинговой палатке.

    7 июля. Вологда

    Я был в этом городе пару раз за последние несколько лет. Он производит противоречивое впечатление, как наверное и многие другие областные центры новой России. Первое что бросается в глаза, человеку, попавшему в город на автомобиле, - это бестолковость устройства дорожной системы, пропускная способность которой осталась в центре города на уровне 60-70-х годов. На фоне введенных накануне поправок, узаконивающих более строгие требования (читай - высокую мзду) к нарушителям ПДД в отношении к пешеходам, трафик в центре города превратился в невротично вздрагивающий при виде фуражки или пешехода, посмотревшего в сторону зебры, сплошной коллапс. Второе впечатление – суета делового/торгового центра с претензией на столичность, разбивающаяся вдребезги об неторопливый уклад и размеренность речи. В соответствии с духом времени следующая зарисовка - в одном квартале от чудесно отреставрированного кремля и Софийского собора заканчивают выжигать старую деревянную застройку, да-да, ту самую, «где резной палисад» и на ее месте тотчас вырастают новые киричные особняки с палисадами под 3 метра и уже отнюдь не резными... Тем не менее историчский центр: кремль, София, кусочки старого города сохранились и отреставрированы и, с учетом заезда в Спасо-Прилуцкий (ныне действующий) мужской монастырь, в городе можно с удовольствием и неспеша провести целый день.

    Погуляв по историческому центру и выполнив наказ отца навестить его классного руководителя – Зельмана Шмулевича Щерпцовского, мы двигаемся в Спасо-Прилуцкий монастырь. Туда мы попадаем уже после окончания официальных часов работы для туристов (с 10 до 17), однако, благодаря тому, что монастырь этот действующий мы все равно попадаем внутрь, поскольку он остается открытым для прихожан, спешаших на вечернюю службу. Прекрасно восстановленая и поддерживаемая в образцовом состоянии обитель настраивает на размышления и медитацию – гуляя мы не замечаем, как бежит время и только звонок Сереги, догнавшего авангард экспедиции и добравшегося, наконец до Вологды, возвращает нас к действительности. Мы возвращаемся к своим боевым коням и уже через 40 минут мы встречаем Серегу в вологодском мотоклубе, где было назначено рандеву с местными любителями офф-маршрутов. Ребята из мотоклуба, на которых заблаговременно вышли Сережа с Женей, очень ответственно нас встретили и уже через 30 минут совместного обсуждения карт и маршрутов, изначальный план нашего путешествия был существенно перекроен.

    Простившись с братьями по оружию мы выдвигаемся дальше на Север, где в 60 километрах от Вологды нас ожидает роскошный ужин и ночлег на охотничеьй базе «Омогаевское».

    8 июля. Ферапонтово-Кириллов

    Путешествие дальше на Север вдоль Кубенского озера началось с заезда в село Сяма – родины любимого московского летописца В.А.Гиляровского. Заодно с посещением развалин церкви, где, согласно преданию, Гиляровского крестили, мы сделали маленький крюк и добрались до берега Кубенского озера, впечатлившего нас разве только размерами. Продолжили мы наш маршрут прямым асфальтовым прямком, протяженностью еще километров в 60 и приводящем в известный своими фресками Ферапонтов монастырь. После экскурсии и посещения музея, мы вернулись километров 10 по асфальту на Юг и, в деревне Закозье свернули на старую Кирилловскую дорогу, представляющий сейчас благоустроенный грейдер с кусками асфальта, встречающимися, как правило, в деревнях. Это было первым из участков, предложенных нам ребятами из Вологодского мотоклуба...и Серега не упустил возможности и, наконец, пересел из-за руля «паркетника» в седло! Настоятельно рекомендую этот путь в Кириллов всем, кто хочет посмотреть на устройство старой Северо-Двинской водной системы, заехать по пути в несколько старинных сел, сохранивших остатки былого уклада и, наконец, выехать к Кириллову с южной стороны и насладиться панорамой монастыря с противоположного берега Сиверского озера.

    Приехав в Кириллов уже к 5 вечера, мы поняли, что музеи уже закрыты и экскурсии пропущены – не смотря на то, что сам монастырь открыт в летнее время до 8 вечера, все в этих краях подчинено расписанию прибытия туристических групп, а в этот день «теплоходы пришли рано»... Погуляв пару часов по монастырю, мы приняли решение вернуться в Кириллов еще раз на обратном пути и, оставив Сережину Тойоту с прицепом у Кирилловских байкеров, мы двинулись на поиски нового моста через Шексну, построенного на новой дороге на Череповец (на атласе моста еще нет). Через 50 метров после моста мы свернули направо и двинулись по проселочной дороге, идущей по берегу Шексны. Это был следующий участок, предложенный нам Вологодскими байкерами и проходящий через старые села и деревни на берегу Шексны (Крапивино, Шексна, Иванов Бор ...). В районе деревень Кирсаново и Ратибор дорога идет очень живописным траверсом по высокому берегу реки и проходима на любой машине. Проехав деревню Ивицы мы заметили Горицкий монастырь на противоположном берегу реки и решили выбрать место для стоянки обязательно с видом на монастырь. Получасовые поиски привели нас к достаточно уютному заливчику, равноудаленному от Ивиц и близлежащего безымянного дачного поселка. Место оказалось достаточно популярным, - как миниум пара рыбаков или любителей пикников явно были разочарованы тем, что место было занято. Наградой был красивейший закат на берегу Шексны и панорама Горицкого монастыря, открывавшегося едва отплывешь 25м от берега. Мы зажарили шашлык, взятый еще в Ярославле и вечер заискрился всеми цветами туристической радуги!

    9 июля или самый длинный день в году

    Начался безобидно с размеренного завтрака и купания. Продолжив путешествие около 11 часов мы двинулись дальше на Север в сторону Белозерска. После Мигачево дорога превратилась из укатанного грейдера в полевую рабитую дорогу, а после Ладунино сделала попытку исчезнуть совсем, превратившись в заросшую тракторную колею. Благодаря сухой погоде никаких трудностей на пути от Ладунино к Воздвиженью мы не встретили, а из достопримечательностей на этом отрезке можно отметить взорванную (осталась одна колокольня) церковь в селе Старцево и церковь в селе Попово (до него мы не доехали). В Воздвиженье дорога выходит на прекрасный грейдер, который выводит почти к самому Белозерску.

    Белозерск. Почему-то ожидания от этого города, сформировавашиеся после чтения краеведческой литературы намного превосходили, увиденное глазами. Конечно, в Белозерске нет таких звездных архитектурных памятников, как в городах и монастырях, посещенных нами в предыдущие два дня, однако в нем есть свои интересности, включающие огромный, прекрасно сохранившийся земляной вал Белозерского кремля и сооружения обводного канала протяженностью около 67км, построенные во 2-й половине 19в. Ключевым, однако, является то, что город этот находится на значительном удалении от центров туризма и федеральных трасс, а наличие парома на пути в город для многих почему-то является останавливающим фактором. Отличие от Кириллова, живущего туризмом - очень сильно. Белозерск, - это типичный захолустный уездный городок, где 2 из 3-х городских предприятий общепита в 3 часа дня оказались закрытыми, а 3-м было отключено электричество. Пргулявшись по земляному валу мы зашли в на экскурсию в собор, располагающийся внутри Кремя, вышли на обводной канал и съели в кафе «Морячок» холодный (электричества-то нет) обед, после чего решили устремить свои колеса дальше в путь на север.

    На пути от Белозерска до Липина Бора наиболее интерсным является, наверное, паромная переправа, - для нас она была первой за путешествие, поэтому мы радовались как дети, фотографируя и снимая друг друга на камеру и этим удивляя местных жителей для которых паром не более в диковину, чем для нас подземный переход. Заправившись в Липином Боре (на самом деле там даже 2 колонки Лукойл – одна в самом поселке, а другая - в нескольких киломатрах на федеральной трассе (тоже пока не отмеченной на атласе) в районе деревни Липник. Дальше заправок нет до самой Вытегры, а у нас впереди - еще один внедорожный участок маршрута. Пройдя 25-30км на север от Липина Бора мы сворачиваем на запад на лесовозную дорогу (при этом приходится сознательно игнорировать ряд запрещающих знаков). Пройдя около 15 км по лесовозке мы сворачиваем на север и движемся по полевой дороге ведущей от деревни к деревне, пока не попадаем в деревню Бонга, которой суждено стать именем нарицательным для всего этого отрезка экспедиции. Вечереет, но наше настроенни боевое и нас не способны остановить ни спутанные пояснения поддатых местных мужиков, ни ГАИшники, невесть откуда взявшиеся в этом забытом Богом уголке глуши (ГАИшники, кстати, проявили чудеса непонимания, когда им была предложена карта местности и заданы простейшие вопросы). Заправивишись пирожками с рыбой и (наконец-то) вологодской молочной продукцией в ассортименте, мы устремляемся, доверевшись в очередной раз легенде Вологдсих байкеров, на север от Бонги. Наша тактическия цель - заброшенное село Попова, а стратегическая задача – выйти к Анненскому Мосту лесными дорогами и грейдерами. Прекрасное настроение подогревается погожим солнечным вечером и один километр лесной дороги незаметно сменяет другой. Любопытно, что известная детская прибаутка «Ехали медведи...» никого из нас не надоумила, а дорога меж тем постепенно становится уже, на ней начинают попадаться лужи, потом немного грязи, но все это происходт настолько заманивающе плавно и постепенно, что лишь подъехав через час с лишним к первому броду прокручиваешь в голове маршрут в обратной последовательности и понимаешь как сильно изменилсь дорога!

    На часах 21-30 и это – наша точка принятия решения. Позади уже слишком много, а впереди обманчиво мало километров для того, чтобы поворачивать или останавливаться и мы принимаем решение двигаться на Попова и ночевать там. Впереди всего 8 километров, навигация показывает, что мы на верном пути и легенда Вологжан нас до сих пор ни разу не подводила. В опускающихся сумерках мы продолжаем движение. Однако скоро из багажных отсеков появляются бензопилы, еще спустя какое-то время шлёпки сменяются болотниками, скорость нашего движения стремительно падает, но целеустремленность и желание добраться до цели этого дня неуклонно двигают нас вперед. Темнота и накопившаяся усталость делают свое дело, поэтому все чаще приходится разматывать трос лебедки, а еще спустя некоторое время мы вынуждены сделать техническую остановку для демонтажа порога на Гошином УАЗе – неподходящая для тяжелого трофи конструкция сломалась и угрожает топливному баку. Начинается дождь и кажется, что уже сама природа мягко, но в то же время настойчиво говорит: «Не нужно вам туда лезть, ребятушки...»

    В начале 4-го утра, в момент когда мы находимся от цели всего в каком-то километре нас останавливает широкий заболоченный ручей. Собравшись силами, мужская часть экспедиции разделяется на три части и отправляется в разведку: Паша исследует возможность пробиться вперед, Серега изучает берега ручья и выискивает объездные траектории, мы же с Егором, определив по карте, что мы отошли от легенды данной нам Вологжанами пару киломтрами ранее, принимаем решение найти «правильную» дорогу и выйти по ней к Попову. Взяв УКВ-рации и навигатор мы выходим на разведку. Первое, с чем мы стлакиваемся (как в прямом, так и в фигуральном смысле) – это густой бурелом с ветками и суками и ...комары! Мы двигаемся под угом 90 градусов от нашей колеи и действительно метров через 800-900 выходим на параллельную, тоже заброшенную дорогу. Пройдя каких-нибудь 100-150 метров по направлению к предполагаемому метоположению деревни Андреевская, мы действительно выходим на открытое место и вот уже перед нами озеро, а за ним, среди деревьев виднеется шпиль церкви в Попове. Убедившись в наличии деревни в каких-нибудь 9-10 сотнях метров от машин, мы решаем пойти назад по этой дороге в надежде найти место, в котором можно будет перебраться на нашу колею.

    Мы отправляемся с Гошей по обнаруженной нами дороге в обратную сторону, периодически сверяя свою траекторию и пройденное расстояние с навигатором. Достаточно скоро по правую руку мы видим простирающуюся далеко вырубку, на которую мы выходили, очевидно с другого ее края несколько часов назад (тогда после краткой разведки в полуночных сумерках мы приняли однозначное решение о ее непроходимости на машине). Заключение, которое мы делаем уже в утренние часы при хорошем освещении, к сожалению, ничем не отличается от сделанного ранее – пни и древесные завалы, перемежающиеся глубокими заболоченными ямами не оставляют никаких шансов...мы возвращаемся на дорогу и продолжаем двигаться дальше в поисках лучшего места для переброски с нашей дороги на эту.

    Все время нашего пешего путешествия нас сопровождает запах и следы кабанов, то тут то там, по началу от этого становится немного не по себе, но через час мы к этому привыкаем и перестаем замечать. Вот кто реально докучает без передышки, так это комары, которые буквально роятся вокруг нас!

    Мы двигаемся все дальше и дальше по найденной нами дороге и понимаем, что ее траектория, которая постепенно вырисовывется на экране навигатора, никак не показывает даже малейшего намека на сближение с нашим представлением траектории вчерашнего движения на машинах. В какой-то моемент наступает осознание, что дальше идти уже бессмысленно и, что нужно принять решени о возвращении и в этот момент роковую шутку играет сделанное мной предположение о том, что две дороги шли все это время более или менее параллельно друг другу и я решаю, что мы можем срезать, если повернув под 90 градусов направо, попытаемся выйти на наши вчерашние колеи. Тут необходимо поведать о причине допущенной ошибки: дело в том, что траектория передвижения на машинах несколькими часами ранее писалась на стационарный навигатор, оставшийся в машине, а с собой я взял другой, включив его только в момент выхода из лагеря и поленившись потратить 10минут на синхронизацию треков. Последующие два часа я могу описать кратко, так как эмоции ушли в тот момент куда-то вглубь:

    - я оценил важность того, что Гоша пошел со мной

    - в какой-то момент я понял, что совершенно перестал думать о кабанах и замечать комаров

    - вся энергия была мобилизована на сохранение правильного вектора движения в заболоченном буреломе

    - ширина наиболее крупного из пересеченных нами болот составила по прибору 800м; местами мы шли, проваливаясь по пояс

    - мы так и не дошли до своей колеи, двигаясь перпендикулярно предполагаемой ее траектории и где-то через час движения решили двигаться по азимуту к точке, где были машины

    - наше путешествие длилось 4,5 часа за время которых мы прошло около 9км по болтам и лесу

    - это было самое сильное и глубокое накомство с тем, что такое лес и дикая природа в моей жизни

    Вернувшись к машинам и суммировав неутешительные результаты разведок, мы приняли единственное остававшееся решение – вернуться назад. Обратный путь к деревне Бонга дался без особых проблем, за исключением разве что забившегося гажей топливного фильтра на моей ТойОте и потерянного на промвки и продувки часа времени. Добравшись до Бонги, мы устроили блиц-привал на берегу реки, прямо не выезжая из деревни. Купанию-помывке в реке и попытке обсушиться и одновременно согреться не мог помешать даже начавшийся дождь. Устроив наконец полноценный горячий обед мы смогли передохнуть и вернуться к обсуждению дальнейших планов. Ночной анабазис заставил нас потерять приличное количество времени, в добавок к этому, было очевидно, что без нормального отдыха и отсыпа продолжать путь было просто опасно – за плечами было более 30 часов на ногах и приличная физическая усталость. Между тем, часы показывали уже 3 часа дня пятницы и времени для реализации всех задумок уже явно катастрофически не хватало. В этот же момент произошло разделение нашего и без того маленького коллектива: команда Егора была пресыщена впечатленями и с учетом понесенных потерь была настроена на следующий день возвращаться домой; Серега, Надя и я, напротив, чувстовали обострившуюся и усугубившуюся вследствии ночного поражения неудовлетворенность и были решительно настроены продолжать экспедицию, хотя четкого плана / мршрута того, что можно было попытаться осуществить в оставшееся время у нас пока не было.

    IMGP2055.JPGПримирившим всех компромиссом стало решение вернуться на еще несколько десятков километров по направлению к трассе Кириллов-Вытегра, где по легенде Вологодских байкеров был брошенный дом, где периодически останавливаются охотники и рыбаки и где можно было бы заночевать под крышей. Поскольку хороший отдых был нужен обеим группам в независимости от направления движения на следующий день, а в Гошином холодильнике еще оставался запас шашлыка, мы не замедлили туда направиться!

    Подъехав к дому, мы обнаружили рядом с ним пару палаток и два недопривода, на которых туда добрались хозяева палаток – две пары из Вологды, приехавшие на берег о.Святое на выходные. В доме мы обнаружили большой стол и лежбище, способное вместить человек 5-6, напомнившее мне сразу же о домк лыжника в Парамоново. Порядок и чистота в доме были относительными, но дождь на улице не располагал к разбиванию палаточного лагеря. Появившееся свободное время и чудесное озеро в 20 метрах от дома дали вашему покорному слуге возможность исправить то обстоятельство, что резиновая лодка, которую все это время я возил в машине, так и не была надута. Что может быть увлекательнее катания на лодке под дождичком, - подумал я и реализовал затею. Затем был дружный вечер, шашлык и ночь, спокойствием которой мы обеспечены Егору и его ароматическим прибамбасам, которые спасли нас от комаров. Последние, впрочем отыгрались на Сереге, но я не буду развивать эту тему дабы не травмировать его память воспоминаниями об этой кровавой ночи.

    11-й день июля. Часть 1 или УАЗам - направо, а Тойотам - налево

    Начинался серым и мокрым образом. Реализация блиц-наполеоновских планов была отложена на после завтрака, проверки машины и спокойных сборов.

    В 12 часов по полудни обе части экспедиции вышли на трассу М-5, где друзья, попрощавшись и пожелав друг другу удачи, повернули в разные стороны. Экипаж УАЗа направился на Юг, а мы повернули на Север, ставя за цель как минимум замкнуть круг и вернуться в Белозерск с Запада от о. Белое.

    Как только мы начали движение на Север, Природа стала нам благоволить – стих дождь, небо стало светлее и когда асфальт окончательно подсох, мы, чтобы не сжигать Серегину резину об асфальт, свернули на лесовозные грейдеры, выведшие нас прямо к Анненскому Мосту. На переправе с нами произошел курьез, который достоин упоминания: переехав через Волго-Балт по разводному мосту, мы, заглушив моторы, решили вернуться к мосту пешком и осмотреть его и сам канал поближе. Стоило, однако, нам проийти несколько метров по мосту, как мы, услышав звонок, почуствовали как мост под нами начал двигаться – мы стали буквально отъезжать от берега, на котором остались наши железные кони, причем между предупредительным звонком и моментом, когда мост пришел в движение по нашим ощущениям прошло в лучшем случае пара-тройка секунд! Поняв, что дергаться бесполезно, мы переключились на действо, непосредственными участниками которого мы случайно стали. Волго-Балт, будучи крупной действующей водной системой – это достаточно широкий канал, поэтому мосты в основном сделаны по принципу понтонных плавучих переправ, отодвигающихся при прохождении судов вбок и приводимых в движение водометными установками, находящимися на разводимом конце понтона. Мы как раз находились на самом конце понтона и поэтому «проехали» по наибольшей из дуг. Пропустив баржу, понтонная переправа вернулась в исходное состояние и мы смогли, наконец, вернуться к своим экипажам, ожидавшим нас на берегу в целости и сохранности. В этом месте хочется сделать еще одно отступление и поделиться ощущением, которое Север очередной раз оставил – уже в который раз я подмечаю, что нравы и порядки Русского Севера можно описать несколькими емкими словами: спокойствие, добропорядочность, прямолинейность, открытость. В большинстве мест можно, как мы, оставить машину открытой и не опасаться за нее. Есть, конечно, исключения, но общее ощущение именно такое и это радует!

    Наш дальнейший маршрут был предопределен необходимостью заправиться, поэтому мы были вынуждены направиться в Вытегру на ближайшую колонку. Крюк в безобидные на первый взгляд 60км вылился для нас в более чем 3-х часовую задержку, - заливка соляры из канистры перед Вытегрой то ли всколохнула что-то «неправильное» на дне моего бака, то ли какая-та гажа была в канистре, которую я вылил в бак, но до колонки ТойОта доковыляла на честном слове еле держа обороты и нам не оставалась ничего кроме полного слива топливного бака, что и пришлось произвести в поле рядом с заправкой. Победив грязь в топливной системе, мы решили, что отправляться дальше на голодный желудок будет неправильно, тем более что часы показывали уже начало шестого пополудни и с завтрака во рту кроме солярки не было и маковой росинки.

    11-й день июля. Часть 2 или Онежский блицкриг

    Итак, было начало седьмого вечера Субботы когда, выехав из Вытегры, мы наконец отправились на покорение той части Вологодской области между озерами Белое и Онежское, той самой глухой и малоосвоенной части, на освоение которой нужны дни если не недели (наши же планы предполагали возвращение в Москву в Воскресенье вечером). Известная часть маршрута пролегала до Волкова Моста, проходимость и как таковое наличие дорог далее в направлении Шимозера могли быть выяснены только на месте. Далее привожу хронометраж очаровашего нас красотой пейзажей и дикостью природы маршрута:

    ~1900 – Волков Мост. На понтонной переправе, ожидая прохождения судов, мы получаем у паромщика подтверждение того, что выбранная нами дорога, идущая от Волкова Моста на Запад-Юго-Запад и далее на Юг, была несколько лет назад оставлена лесозаготовщиками и теперь по ней периодически ездят рыбаки и охотники. Сам паромщик ездил по ней год тому назад приблизительно 90км от переправы. Дальше ее состояние ему неизвестно и могут быть разобранные/развалившиеся мосты. Зарядившись положительной информацией, мы, воодушевленные, трогаемся вперед. Дорога ведет через прозрачные сосняки, растущие на белом песке, перемежающиеся клюквенными и брусничными болотцами. Солнце ярко светит и мы знаем, что светло будет еще очень долго, поскольку мы забрались прилично на Север.

    ~2030 – Позади около 60км, средняя скорость движения 40-50км/ч. Иногда можно ехать и 60-70км/ч, но на этой скорости можно не успеть вовремя затормозить перед то и дело возникающими перед нами мостиками через ручейки. Дорога – отличный песчаный грейдер, на протяжении 60км плавно сужающийся и понемногу ухудшающийся, но настолько плавно и настолько незаметно, что понимание, что дорога ухудшилась приходит только когда сравниваешь ее с моментом старта от Волкова Моста. Пару раз мы видим стоянки рыбаков и, судя по состоянию дороги и по следам протекторов, видно, что ею недавно пользовались. Чем дальше от цивилизации, тем в более плачевном состоянии мостики через овраги и ручьи, однако все проезжается без проблем.

    ~2130 – Позади около 100км, дорога превратилась в лесную петляющую дорогу. Мы достигли того места, где она закнчивается на карте и едем дальше основываясь на информации от Вологжан - вскорости дорожка должна вывести нас на лесовозный грейдер, идущий от Зубово на Запад в сторону Пустынки – эта та самая объездная дорога, которую упоминает Сергей (ака Цыган) в своем отчете.

    ~2200 – Мы на точке невозврата. Мы на грейдере. На Запад – всего в 100 км пути Шимозеро, на Восток – Зубово и путь домой. Чай. Передышка. Замена травящего колеса на ТойОте (по-видимому, еще последствия болотных битв двухдневной давности). И ... мы принимаем нелегкое решение свернуть на Восток. Теоритически мы можем добраться и до Цели, но оценив время и свое состояние, мы понимаем, что доезд ради доезда нам не нужен – интересна экспедиция со стоянкой на день-другой, с исследованием окрестностей и заброшенных деревень.Что отложено – не потеряно, а у нас впереди еще длинный путь назад. Наша новая цель – попытаться под утро добраться до Кириллова – нашу промежуточную базу.

    ~2300 – Мы мчимся по лесовозному грейдеру на сколько позволяет покрытие и техника. Если на предыдущем участке Серега шел за нами, то здесь на прямом и предсказуемом грейдере мы меняемся местами и кавалерия уходит вперед. Периодически попадаются небольшие кучи земли, которые плохо видны в полуночных сумерках. Взлет. Полет. Приземление и спидометр снова продолжает наматывать километры.

    ~0030 – Зубово. Достаточно большой поселок. Много дачников. Бензоколонка. Немного поплутав, продолжаем двигаться на Юг – дальше наш путь лежит в сторону Белозерска. Туман. Периодически попадающиеся по ходу спящие деревни. Заправка мотоцикла и переброска запаски с кронштейна на крышу – кронштейн не выдержал дня грунтовок в ритме ралли-рейда.

    ~0230 – Вот и Перкумзь, нам налево, на Восток. Мы начинаем ощущать приближение к цивилизации.

    ~0330 – Проезжаем через Белозерск. В городе отмечали День Города, поэтому весь центр наполнен разбредающейся с гулянья молодежью. Периодически попадаются играющие или целенапраленно идущие куда-то одни дети. Вдоль шоссе идут пошатываясь, выписывая замысловатые кренделя, пьяные мужики.

    ~0400 – Подъезжаем к парому Десятовская-Алексеевская в надежде на то что согласно описанию Белозерских гаишников, за 300-400рублей паром работает круглосуточно. Будим тетеньку, обнаруженную в кают-кампании ...и узнаем, что паромщик спит дома, а дом у него на другом берегу. Мы отрезаны. Альтернативы – трасса на Череповец и крюк в более чем 200км по шоссе, либо повторение внедорожного маршрута несколькодневной давности в обратном направлении. Ни та ни другая из опций не радует. Краткое совещание и мы принимаем единственно верное решение – отъехав пару километров от переправы, мы находим место возле заброшенного дома, стоящего на отшибе и разбиваем палатку. Серега отрубается мгновенно, прямо в той позе в которой он провел последние 20 часов. Нас с Надей хватает на чашку чая и шоколадку.

    12-й день июля. Долгое возвращение

    Мы просыпаемся около 10 утра. Конечно есть некоторая усталость, но все же мы немного отдохнули и готовы встречать новый день. В 11 часов мы подъезжаем к парому и пользуясь временем в ожидании парома по очереди купаемся в Шексне. Купание восстанавливает силы и прибавляет энергии и красок очередному солнечному и интересному дню, который нас ждет. Добравшись до Кириллова, мы оставляем Серегу перегружаться и упаковывть мотоцикл на прицепе Рав(ика), а сами отправляемся в гостиницу принять душ и переодеться.

    Надо сказать, что время нашего путешествия удачно совпало с поездкой в славный город Кириллов Надиной сестры вместе с мужем, - заведующим одной из кафедр Московского Архитектурного Института, вывозившего как раз на это время студенток и студентов на летний практикум. И вот, наше стремление еще раз вернуться в один из самых запоминающихся монастырей Русского Севера награждено самым достойным образом – мы снова в монастыре и с нами не просто экскурсовод, а искусствовед и художник, чей рассказ - не сухая последовательность фактов, а разворачивающаяся перед нашими глазами история, причем история не только создания этого монастыря, но и его последующих реорганизаций вплоть до реставрационных проектов наших дней. С удовольствием наобщавшись с Историей, мы наконец удовлетворены и готовы двигаться дальше.Запасшись копченой рыбкой, в районе 5 часов пополудни мы выходим на Вологодскую трассу. Подкрепившись в придорожном кафе на выезде из Вологды, мы принимаем решение о том, что нужно неприминуть остановится на купание на Комеле и на обратном пути. Случайно выбранное для купания место по началу нас сильно настораживет: дымящееся кострище, соломенные куклы и шалашики везде и всюду, развешеннуе на деревьях пучки трав, навевают мысли о колдовстве и нечисти. Только через несколько минут, сообразив какие дни на календаре, я понимаю, что это – следы празднования Ивана Купалы – одного из ярких языческих праздников еще живущих в глубинке. Купание в лучах заходящего солнца, и вот подходит к концу последний день путешествия. Дорога обратно, хоть и занимает на час больше времени, чем путь шесть дней тому назад, но проходит гладко и без приключений. Рассвет я встречаю уже на даче в Строителе. Чашка чая, чарка водки и короткий, но крепкий сон – до конца отпуска остается пять часов...

    фотки - http://picasaweb.google.ru/greenginger66/2009

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Машина: TCL LJ79

    Приятно, что наарод все-таки пытается покорять те обалденные места. На АТшной резине все же трудновато там. Хотел спросить про те места с точки зрения одиночной машины, говорят беглые/свежевыведшие зэки любят эти места, или не так это?

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Мск
    • Машина: TLC LJ72, HZJ75

    Возможно. Ибо места там дикие. Мы, впрочем, никого кроме рыбаков не видели. Характерно было то, что рыбаки в основном, были одиночками, т.е. стояла одна машина, палаточка и все.

    Я бы все равно рекомендовал ехать минимум 2-мя, а оптимум 3-мя экипажами. Это - золотое правило дальних путешествий.

    К

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Машина: TCL LJ79

    А вот по теме рыбалки (если приходилось замечать), что в основном ловится и как клев? Слышал что рыбка не пугана там. Заранее спасибо

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах

    Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

    Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

    Создать аккаунт

    Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

    Зарегистрировать аккаунт

    Войти

    Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

    Войти сейчас

    • Сейчас на странице   0 пользователей

      Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


    Change privacy settings
    ×

    Важная информация

    Чтобы сделать этот веб-сайт лучше, мы разместили cookies на вашем устройстве. Вы можете изменить свои настройки cookies, в противном случае мы будем считать, что вы согласны с этим.