Всё очень хорошо написали, уважаемый Топор!
Добавлю и от себя 5копеек.
Я по своей специальности являюсь инженером-технологом, закончившим университет по направлению "машины и технологии литейного производства" (МИТЛП). В университете изучали не только литейное производство, но и другие виды обработки металлов, в том числе и давлением. Поэтому для себя я давно уяснил основное отличие литья от ковки. Ковкой может считаться всё, что производится с применением обработки металлов давлением. Вот ссылочка на основной действующий нормативный документ в этой области:
ГОСТ 18970-84
Сплавы металлов имеют зернистую структуру. При разном расположении этих зёрен относительно друг-друга и при различной форме самих зёрен можно получить различные прочностные свойства конечного изделия.
При помощи операций, подвергающих деформации металл конечного изделия, достигается основная цель - упрочнение структуры металла. Это происходит благодаря придания зёрнам необходимой формы и уплотнению всей структуры в целом.
Теперь что касается составных дисков. Обод такого диска изготавливается из цилиндрических заготовок в виде трубы. Заготовки разрезают на нужные куски и дальше происходит "раскатка" (см.ГОСТ) - та самая обработка металла давлением. После придания заготовке требуемой формы происходит токарная обработка, чтобы довести изделие до нужных размеров. Обязательной операцией так же является термическая обработка, куда входит закалка и старение. Как видите, никакого отношения к литью всё это не имеет.
Сердцевина составного диска изготавливается, как правило, тоже методом штамповки и ковки с последующей токрной и термической обработкой. Можно изготовить и литьём, но в этом случае, для получения сопоставимой прочности, вес изделия будет выше.
Ну а на счёт того как отличить, то в первую очередь следует обратить внимание на те характеристики, которые были получены при проведении испытаний на прохождение сертификации VIA японской ассоциации JWL (речь веду только о японских колёсах). Основной показатель - T (например T-865kg) который показывает ударную нагрузку в облать края обода под углом 13* к оси вращения колеса, которую выдерживают данные диски. Чем она выше, тем прочнее колесо. У кованных дисков эта цифра лежит в пределах 800-900кг, в зависимости от их диаметра. У литых, как правило, в пределах 600-700кг.
Правда и у литья, тоже могут быть достигнуты показатели как и у ковки - благодаря увеличению массы самого диска. Вот тут и надо соотнести эти цифры с весом диска. При одинаковых размерах и одинаковых прочностных показателях литьё будет на 20-30% тяжелее. Пресловутые "кованные" КРАМЗ "Анабар" с размерами 16х8" весят около 10кг. Японская составная ковка, при сопоставимых размерах, весит около 7-8кг.