Перейти к публикации
timurrus

Никто бурением на воду не занимается?

    Рекомендованные сообщения

    • Откуда: Москва
    • Машина: HZJ 75, Jeep Wrangler

    нет. бентонит - это глина мелкодисперсная. цементацию затрубного пространства делают цементом. (как вариант специальным тампонажным цементом). а Бентонит - это основа бурового раствора.

    Изменено пользователем Игорь_71

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Истра
    • Машина: TLC60

    Понятно. Цементирование затрубного пространства (по учебнику Д.Н. Башкатов и В.Л. Роговой, Бурение скважин на воду,  Москва, изд. «Колос») ни что иное, как заменитель современного "пластика в обсадной трубе", только при имеющихся на то время (1976 год) возможностей промышленности - те же "снижения коррозионного процесса и недопустимость попадания поверхностных вод в артезианскую и бла-бла бла", ну а снижение давления на обсадную колонну цементированием - бред.

    Собственно, а как увеличивается коррозионная стойкость трубы при цементировании затрубного пространства - там (в затрубном пространстве )что, суше от этого? :)

     

    Короче, сейчас каждый кулик хвалит свое болото - в итоге, у того, кто краше и страшнее других приподносит информацию -  цена сверхкосмос (а закажите дешевле - пожалеете...) :)

    Не завидую заказчикам скважин на воду в наше время... :dead::biggrin:

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Москва
    • Машина: HZJ 75, Jeep Wrangler

    Понятно. Цементирование затрубного пространства (по учебнику Д.Н. Башкатов и В.Л. Роговой, Бурение скважин на воду,  Москва, изд. «Колос») ни что иное, как заменитель современного "пластика в обсадной трубе", 

    вот это бред. Пластиковая труба оставляет само затрубное пространство. а раз есть пространство, значит будут там перетоки. вода из верхних горизонтов будет стекать вниз (под действием гравитации). Цементация полностью ликвидирует это самое затрубное пространство. На момент написания этой книги, в Советском Союзе существовал Минсредмаш, который добывал уран методом подземного выщелачивания, полным ходом используя только пластиковые трубы.

    По поводу пластового давления у меня вопрос к тебе: попробуй угадать с одного раза, будет ли в песке стоять открытый ствол скважины? Так вот это и есть пластовое давление, и если зацементировать затрубье, а потом вытащить (если получится) трубу из скважины, то с большой вероятностью цементная рубашка сохранит скважину. Это и есть снижение пластового давления.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Москва
    • Машина: tlc 105

    А я вот слыхал, что цеменирование еще надо делать уметь.. А то зальют цемента в он там не застывает..

    эх.. Был бы ценнечег поменьше, можно было б рискнуть

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Истра
    • Машина: TLC60

    вот это бред. Пластиковая труба оставляет само затрубное пространство. а раз есть пространство, значит будут там перетоки. вода из верхних горизонтов будет стекать вниз (под действием гравитации). Цементация полностью ликвидирует это самое затрубное пространство. На момент написания этой книги, в Советском Союзе существовал Минсредмаш, который добывал уран методом подземного выщелачивания, полным ходом используя только пластиковые трубы.

     

    Спокойно!

    Я иронизировал (это могут понять те, кто в этой теме про скважины с самого начала, кстати, еще и доказывает то, что пластик в трубе не нужен), нет необходимости доказывать СВОЕ видение процесса. Сайт у Вас отличный и там все нормально и доступно расписано. :buzz:

     

    А по поводу пластового давления.... Цементирования затрубья.... Вытаскивания, если получится трубы после цементирования (вопрос-зачем)....

    Да много можно придумать причин и следствий снижения ресурса скважины. И чем больше причин называет Исполнитель, тем дороже выходит скважина для Заказчика.

     

    Одни утверждают - что пластик в трубе - это САМАЯ важная часть из всей системы.

    Другие утверждают, что цементирование затрубья - САМАЯ важная часть из всей системы.

    Третьи - делайте только у нас, другие обманут....

    Четвертые говорят, что обязательно необходима электролитическая (или как там она называется) система защиты трубы от коррозии за немыслимые деньги...

    Практически все сайты по профилю "Бурение на воду" содержат хитроватую фразу или абзац, где недвусмысленно намекается на то, что если сделать дешевле чем указано на их сайте, будет брак.

    Здесь можно до бесконечности перечислять такие моменты.

     

    Так где правда? :Laie_48:

    Имеется ли "универсальное" решение данной проблемы?

     

    Вот, к примеру, nachsturmlos очень ждет ответ на этот вопрос.... :biggrin:

    Изменено пользователем Ivanida

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Москва
    • Машина: TLC-80 VX 1997 1FZ-FE; VW New Beetle 1,6

    Ну, обсадную колонну можно и с цементированием не поставить.  :rolleyes: Стоит обсадная или нет поможет узнать геофизическое исследование скважины. В Московской обл. комплекс ГИС стоит недорого - 15000 руб. Опасность недосаженной колонны можно описать одним словом - брак. Такие скважины подлежат ремонту или ликвидации. Сдавать их в эксплуатацию нельзя категорически.

    А вот насчет цементирования уже и в этой теме говорил, и везде, где можно: самая важная часть сооружения скважины - разделение водоносных горизонтов!!!! Не хотите пить фикалии соседа - требуйте от буровиков цементации затрубного пространства. При цементации затрубного пространства происходит изоляция водоносных горизонтов, в цементной рубашке снижается скорость корродирования  обсадной колонны в десятки раз, не страшны сквозные дырки (от коррозии) обсадной колонны, снижается пластовое давление на обсадную колонну, и т.д. и т.п.

    В общем, сэкономить на цементации 85 т.р. это конечно круто, но получить бракованную скважину с небольшим ресурсом - бессмысленно

    Скажи пожалуйста Игорь, после вызова ГИС, на сколько возможны последующие репрессии по поводу скважины на известняк?

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Москва
    • Машина: HZJ 75, Jeep Wrangler

    Никак не связаны ГИС и репрессии. ГИС проводят каротажники, а репрессии устраивает Росприроднадзор. И на мой взгляд эти люди не знакомы и не общаются ни друг с другом, ни через посредников. Результаты каротажа хранят у себя и никому не показывают. Во всяком случае мне неизвестны случаи их контактов

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Москва
    • Машина: TLC-80 VX 1997 1FZ-FE; VW New Beetle 1,6

    Спасибо, Игорь. Тогда можно сделать. :)

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Москва
    • Машина: tlc 105

    а зачем теперь делать? или можно добурить при необходимосмти?

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Истра
    • Машина: TLC60

    а зачем теперь делать? или можно добурить при необходимосмти?

    Ну дык это и делают, наверное, после всех работ по бурению и дают заключение - можно или нельзя эксплуатировать скважину. :)

    Хотя, в газовой сфере - сопровождают в процессе работ.

    А исследовать, чтобы, судя по всему, убедиться в том или ином (села/не села обсадная на известняк). "Добурить", я думаю, можно, наверное, тем-же методом цементации той части (не затрубного пространства, а внутри трубы), где не осажена труба (чтобы перетоков небыло воды с другого горизонта или из затрубья), а потом в цемент бурят меньшим диаметром и осаживают внутрь еще одну трубу, тоже меньшего диаметра.

     

    Не претендую на истину - но, вроде, вполне логично.

     

    Вопрос в том, что будет делать владелец скважины при заключении после ГИС (он-же каротаж, правильно?) "положительно".

    Интересно мнение профессионалов, так же.

    Изменено пользователем Ivanida

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Москва
    • Машина: HZJ 75, Jeep Wrangler

    Ну дык это и делают, наверное, после всех работ по бурению и дают заключение - можно или нельзя эксплуатировать скважину. :)

    Хотя, в газовой сфере - сопровождают в процессе работ.

    А исследовать, чтобы, судя по всему, убедиться в том или ином (села/не села обсадная на известняк). "Добурить", я думаю, можно, наверное, тем-же методом цементации той части (не затрубного пространства, а внутри трубы), где не осажена труба (чтобы перетоков небыло воды с другого горизонта или из затрубья), а потом в цемент бурят меньшим диаметром и осаживают внутрь еще одну трубу, тоже меньшего диаметра.

     

    Не претендую на истину - но, вроде, вполне логично.

     

    Вопрос в том, что будет делать владелец скважины при заключении после ГИС "положительно".

    Интересно мнение профессионалов, так же.

    не всё, если честно, понял. Но попробую пожевать на эту тему:

    Геофизические исследования скважины делают в процессе строительства скважины.В момент, когда водоносная порода вскрыта, но фильтровая колонна не установлена.

    Цели проведения ГИС:

    • получить данные о геологическом разрезе.
    • получить данные о зонах водопритока

    Из данных о геологическом разрезе мы делаем сразу несколько выводов:

    1. Вывод о том, куда посажена обсадная колонна. (например, если известняк начинается с 40 метров, а обсадной трубы у нас 38 метров, то логично предположить, что мы имеем 2 метра необсаженной горной выработки в (например) глине. И тогда становится ясно, что глина эта открытым стволом стоять не будет, а начнет сжиматься пластовым давлением. и потихоньку опускаться вниз. Как раз туда, где у нас находится водозаборная часть фильтровой колонны. Скорость, с которой это может происходить бывает разная от нескольких дней до нескольких лет)
    2. Получить данные об известняке, который мы вскрыли. Не всегда он бывает однородным. Зачастую встречаются переслаивания. Слой известняка, слой чего-нибудь еще (глины, алевритов, песка, мергеля...). Тогда следует готовить перфорацию фильтровой колонны таким образом, чтобы перфорация находилась в известняке, а неводоносные породы отделять глухой трубой с пакерующими устройствами (сальниками)

    Для промышленных скважин это обязательный процесс. Но, как уже обсуждалось, бюджет частной скважины в условиях жесточайшей конкуренции просто не оставляет места таким процедурам, как ГИС или цементация.

    Есть еще одно соображение, которое я бы хотел высказать в этой теме. Скважина работает тем лучше, чем больше. другими словами, если Вы планируете скважину на своем участке, лучшее построить её на себя и соседа (соседей). Вскладчину можно сделать водозабор по правилам строительства скважин на воду. А регулярность её работы положительно повлияет на дебит и снизит кольматирующие процессы прифильтровой зоны водоносного горизонта.

    Как правильно отметили в этой теме ранее, производительность скважины не зависит линейно от её диаметра. По московской области взять из артезианской скважины 6 кубов в час не проблема (как правило). Поэтому в скважине воды хватит на несколько домовладений.

    ЗЫ. Ivanida, я не понял что надо добуривать. Если труба не села на известняк, а переобсадиться нет возможности (такое бывает), то ставят на известняк колонну (опять же стальную) меньшего диаметра, а кольцевой зазор цементируют с выходом цемента наверх. И западлом это не считается. Правда резко увеличивается стоимость скважины. для 159 колонны (недосаженной) можно вставить внутрь 127 колонну (из бурового сортамента труб) или попробовать 133. 

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Истра
    • Машина: TLC60

    ЗЫ. Ivanida, я не понял что надо добуривать. Если труба не села на известняк, а переобсадиться нет возможности (такое бывает), то ставят на известняк колонну (опять же стальную) меньшего диаметра, а кольцевой зазор цементируют с выходом цемента наверх. И западлом это не считается. Правда резко увеличивается стоимость скважины. для 159 колонны (недосаженной) можно вставить внутрь 127 колонну (из бурового сортамента труб) или попробовать 133. 

    Игорь, вопрос не в том, что "западло что-то делать/не делать" за дополнительные деньги, а в том, что как правило Заказчик не получает ТАКУЮ информацию от Исполнителя. Вот ты все разжевал - теперь все предельно ясно. А в подавляющем большинстве случаев, даже взять просто сайты профильных компаний, там ГИС-ом и не пахнет.

     

    Про "добуривание" спрашивал nachsturmlos, я так понимаю, он потенциальный заказчик на скважину и его волнует вопрос, как и большинства, цена/качество.

    Поэтому вопрос об "универсальности" решения остается открытым. Даже, скорее, многие люди и готовы заплатить побольше (ну, в конце концов, что такое 15 т.р. за сопровождение ГИС?), и появляется своеобразная гарантия выполненной работы, т.е. Заказчик уже спокоен и не дергается.

     

    Другой момент - если не села обсадная на известняк (например, это паказал ГИС) и появляется необходимость во второй обсадке меньшим диаметром, что тянет за собой немалые расходы, причем еще и необходимо цементирование  "междутрубья" - вот как здесь будут развиваться события?

    Если обсадная не садится на известняк - это априори НЕ вина Исполнителя? :)

     

    Просто начиная с одной цены , можно вылезти на увеличение суммы просто несопостовимой, судя по ценам цементирования, да и железа вцелом.

    Вот где нужны гарантии - ДО момента начала работ. Заказчик должен понимать, что он не "перепрыгнет" свою психологическую планку за эту работу.

    Или все-таки есть некая "волшебная цифра", которую надо копить перед началом работ?

    Изменено пользователем Ivanida

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Москва
    • Машина: HZJ 75, Jeep Wrangler

    Я могу только поделиться опытом из своей практики. Заказчик - Калугаоблводоканал. С помощью тендера ищет подрядчика на бурение скважины. Находит меня (по случайному совпадению). На момент проведения тендера конкурсная документация полностью готова, а именно: геологический разрез и конструкция скважины. Заключаем договор из которого следует, что подрядчик обязуется по КОНКРЕТНОМУ разрезу построить скважину определенной конструкции.

    И вот подрядчик начинает строить. В процессе бурения выясняется, что геологическая информация не верна в корне. В процессе обсадки (третьей колонной) мне пришлось перекрывать 6 водонсных горизонтов (переслаивание песков/глин) вместо одного по геолого-техническому наряду. Третья колонна не доходит до известняка всего 5 метров. Мне пришлось эти 5 метров перекрывать колонной чуть меньшего диаметра с выходом колонны наверх (длина колонны была 100 метров). 100 метров 219 трубы со стенкой 8 мм - это более 4 тн бесшовной горячекатаной трубы. 

    Заказчику я за эту операцию счет не выставил, хотя налицо неверная исходная информация, и моей вины как подрядчика в этом нет. 

    Вины заказчика в этой ситуации я тоже не вижу. Информацию о геологическом разрезе заказчик получил в ВИЭМСе. (та еще контора).

    Но для понимания ситуации надо учесть вот какой факт: Заказчик техническими средствами подрядчика занимается геологоразведкой! А ну как там не будет воды совсем.  (Например, в некоторых местах Калужской и Тульской областей по бортам бассейна реки Оки такое сплошь и рядом). Или того хуже, буровики нефть найдут  :focus: . Так что, на результаты геологоразведки давать гарантию нельзя.

    Другое дело, если геологоразведка в непосредственной близости уже проведена и разрез известен и подтвержден. Тогда заказчик вправе требовать от буровика просто технически грамотного исполнения работ. 

    На эту тему у меня тоже был курьёз: Заказчик в Тульской области просит скважину "как у соседа". У соседа 60м. Известняк. Со слов соседа. Бурим. На 14 метрах встречаем первый известняк. Но поскольку надо "как у соседа", известняк просто перекрываем без пробной откачки. На 30 метрах начинается глина. На 48 метрах упираемся в кровлю второго известняка. Обсаживаемся, цементируем. После ОЗЦ вскрываем известняк, доходим до подошвы (61 м). Известняк сухой. Как лист. Делаем предположение о монолитности известняка конкретного участка. Не проблема. Делаем реагентную обработку. Не помогает.

    После разбирательства "что ж там у соседа" выясняется, что у соседа скважина все-таки на первый известняк, но сосед поленился проверить глубину сам, рассчитался с буровиками за 60 м. А по факту там 30 метров. Вот кто в этой ситуации виноват?

    Я в этой ситуации все расходы тоже взял на себя. Скважину мы перебурили, и взяли денег как за 30 метров.

    Так что вопрос гарантий, особенно если у заказчика каждый рубль на счету, действительно болезненный.

    Были у меня ситуации (но больше в Калужской области, здесь местами разрезы ужасные) когда заказчики уже обожглись на буровиках (приехали дырок понаковыряли, инструмент потеряли, бюджет освоили, под покровом ночи исчезли), но вода-то нужна. В таких особо тяжких случаях мне удавалось найти воду (такая непрекрытая самореклама :) , извините), но конструкция скважины при этом была далека от бюджетной (в одном случае обсадных колонн было три штуки). Но, еще раз повторюсь, случай был особо тяжкий и для заказчика безальтернативный.

    ЗЫ про саморекламу. Еще раз извините, самому не нравится. Но я поясню. Подавляющее большинство буровиков использует самоходные установки разведочного бурения УРБ 2А2. Это маленький станок предназначенный для бурения маленькими диаметрами. У него просто мощности не хватает для сооружения скважин с несколькими обсадными колоннами. У меня таких станков нет. Поэтому, там где не в силах справится обычная двойка, УРБ-5АГ предпочтительней за счет мощности (а не потому, что я волшебное слово знаю).

    Изменено пользователем Игорь_71

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Истра
    • Машина: TLC60

    Игорь, вот и упирается весь вопрос в ПОРЯДОЧНОСТЬ подрядчика.

    Я, например, вообще слАбо себе представляю (по твоим словам, например), как можно забурить на 60, а потом перебурить заново на 30 и взять деньги как за 30.

    99% буровиков скорее всего промолчали бы, как в том случае. И обман на метраж повсеместен, к сожалению.

     

    В твоем случае отношение к заказчику вызывает, безусловно, уважение и некий "комфорт" в рабочих отношениях, что зачастую значит больше денег для заказчика.

    :ok:

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Москва
    • Машина: HZJ 75, Jeep Wrangler
    Система взаимоотношений буровик-заказчик должна состоять не только из доверия. Буровик просто обязан выполнять ответственные операции (скрытые работы) в присутствии Заказчика (его представителя). Эту процедуру придумал не я. Это называется актирование скрытых работ. Посадка колонны и её цементация - относится к таким работам. При сооружении промышленных скважин акт крепления колонны, подписанный заказчиком и подрядчиком, становится ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ частью паспорта скважины. Перед посадкой колонны Заказчик с рулеткой измеряет длину всех труб, которые потом на его глазах засунут в скважину. И посчитает количество мешков цемента, из которого сделают тампонажный раствор. Рассчитать объем кольцевого зазора затрубья - задача не слишком сложная. 

    И вопрос о доверии/недоверии не встает.

    Данные ГИС покажут как делать и куда ставить фильтровую колонну. Тоже можно обойтись без доверия.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Москва
    • Машина: TLC-80 VX 1997 1FZ-FE; VW New Beetle 1,6

    Согласна. Помимо того что приезжала в любое время посмотреть на процесс, мне звонили и вызывали: приезжай - добурились до известняка, смотри, столько то метров, завтра ставим обсадную. Еще три дня ковырялись в известняке, приезжай - все замеры при мне - считай и своей рукой пиши сколько метров насчитала.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Москва
    • Машина: tlc 105

    Хочу поблагодарить Игоря за выполненное бурение с затрубным цементированием. Именно он смог подойти к вопросу индивидуально с учётом имеющихся особенностей. Завтра начнем обустройство скважины. Надеюсь, все будет хорошо.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Москва
    • Машина: HZJ 75, Jeep Wrangler

    Хочу поблагодарить Игоря за выполненное бурение с затрубным цементированием. Именно он смог подойти к вопросу индивидуально с учётом имеющихся особенностей. Завтра начнем обустройство скважины. Надеюсь, все будет хорошо.

    Спасибо за хорошие слова, позже выложу фотки с муфтовым соединением обсадной колонны, которую сажали Олегу в скважину. Пока нет времени.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Истра
    • Машина: TLC60

    Хочу поблагодарить Игоря за выполненное бурение с затрубным цементированием. Именно он смог подойти к вопросу индивидуально с учётом имеющихся особенностей. Завтра начнем обустройство скважины. Надеюсь, все будет хорошо.

    Поздравляю! Собственные жизненно необходимые ресурсы, хоть и частично - сила!!!

    Игорю - отдельный респект!!!

     

    :buzz:

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Москва
    • Машина: TLC-80 VX 1997 1FZ-FE; VW New Beetle 1,6

    сколько метров прогрызли лучше расскажи

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах

    Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

    Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

    Создать аккаунт

    Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

    Зарегистрировать аккаунт

    Войти

    Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

    Войти сейчас

    • Сейчас на странице   0 пользователей

      Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


    Change privacy settings
    ×

    Важная информация

    Чтобы сделать этот веб-сайт лучше, мы разместили cookies на вашем устройстве. Вы можете изменить свои настройки cookies, в противном случае мы будем считать, что вы согласны с этим.