mralex Откуда: Moscow Машина: TLC80 #1 Опубликовано: 30 октября 2014 (изменено) "Подать бы друг другу весть. Позвать бы вас, огоньки, разбросанные в полях, - быть может, иные и отзовутся." Антуан де Сент Экзюпери. Планета Людей. Я долго думал, с чего начать рассказ про Монголию. И понял, что единого впечатления об этой стране сформулировать в двух словах не получится. Монголию надо увидеть, проехать километр за километром чтобы понять - это удивительный уникальный мир, другая планета. Эта страна как волшебная книга с картинками, проглатывая которую страница за страницей удивляешься замыслу автора, а дочитав до конца вздыхаешь, и тут же хочешь начать заново. Могучий вибростенд монгольских дорог последовательно, яма за ямой вытрясает из путешественника все лишние мысли, а все признаки современной цивилизации равномерно покрываются толстым слоем пыли. И вот уже все смешные проблемы цивилизованного общества отвалились сами собой, красивые дорогие гаджеты превратились в бесполезные и лишние килограммы груза. Тут нет связи, подписка на Instagram не работает, почта не доходит, а звездное небо по ночам сильно ближе чем электричество, водопровод, канализация, сетевой маркетинг и другие глупости. Затерявшись между двумя империями, целая страна застыла во времени как муха в реликтовой смоле, превратившись в янтарь - драгоценный камень для любого путешественника. Здесь все еще живут по законам Чингизхана, а шаманы совершают свои тайные обряды. И я совершенно уверен, монголы до сих пор понимают язык зверей и птиц. Прочитанные в детстве романы про индейцев, живших в гармонии с природой, вдруг ожили цветной картинкой и пришло ощущение что мы погрузились в фильм, в книгу, в сказку. Все происходящее вокруг было настолько необычным и чудесным, что меньше всего напоминало реальную жизнь. Люди западной цивилизации последовательно возводили вокруг себя миражи мнимых ценностей, забыв свое изначальное предназначение. Погрузив себя в рамки, существование в которых очень скоро стало обременительным, создавая все новые условности и жестокие по отношению к миру в котором мы живем правила, мы стали чужими на этой планете. Я не знаю за что природа нас терпит... Что мы в состоянии дать нашей планете кроме вреда... Такие вот мысли лезли в мою несчастную голову, когда покрытые пылью с головы до ног, мы наматывали очередную сотню километров на кардан. Неделю за неделей наблюдая первозданную природу понимаешь, что долина на которую ты смотришь покрасневшими от пыли глазами - не единственная в небольшом природном парке с тропой для туристов и дежурной обзорной экскурсией, сувенирами, фиксированными view points ("посмотрите направо", "опустите монетку в бинокль"), а просто обычная долина которая живет своей жизнью... нет, это не передать. Это "Земля Соленых Скал", "Затерянный мир", "Кожаный Чулок", это весь Джек Лондон и Жюль Верн. Все это вокруг - оно настоящее. Игрушки остались там, за скалистыми горами. И ты тоже, стало быть, теперь настоящий. Все лишнее отброшено и растворилось где-то позади. Монголия многообразна. Здесь и самая южная граница вечной мерзлоты и самая северная пустыня. И бескрайние степи и самые настоящие скалистые горы. Территория размером с три Франции, а средняя плотность населения меньше двух человек на квадратный километр, при том что если считать отдельно южные районы, то на них придется всего один человек на 10-15 километров. Люди живущие в этой стране гостеприимны и доброжелательны. Им нет никакого дела до мировых проблем, они живут по другим правилам и законы природы для них важнее чем все демократические ценности вместе взятые. Наш путь пролегал в стороне даже от кое-как накатанных туристических маршрутов, вдоль границы с Китаем по приграничной территории. Двигаясь с северо-запада сначала на юго-восток, а затем на восток, мы много дней оставались один на один с окружающей нас природой. Даже редкие юрты которые первое время еще встречались в районах Монгольского Алтая через несколько дней пропали и только джейраны, сурки и суслики сопровождали наш караван постоянно. Картинка за бортом менялась день ото дня: широкие каменистые долины раскинутые между горных хребтов сменились на бескрайние степи. Сильный ветер овевал нас нежными запахами полыни, чабреца и цветущего лука. Еле различимая на земле старая колея скорее угадывалась, три метра в сторону и она уже не заметна даже для опытного взгляда путешественника. Часто мы ныряли в сухие каменистые русла рек - сайры и увлекшись движением по более-менее ровной поверхности теряли верное направление, а после подолгу искали выезд обратно. Берега порой бывали очень высокими даже для наших машин. Потом, объезжая раскидистые колючие кусты таившие опасность для прочных грязевых шин, мы двигались по азимуту, пытаясь найти колею или хотя бы стараясь попасть в нужное нам ущелье или каньон. Все это хаотическое движение с одной стороны напрягало внимание и отнимало много сил у пилотов, с другой стороны дарило ни с чем не сравнимое чувство свободы передвижения. Команда зачастую разъезжалась в разные стороны на 30-50 километров, заплутав между скал и холмов, или просто в поисках верного входа в следующую долину. И только благодаря УКВ радиостанциям, способным поддерживать уверенную связь даже на таких расстояниях мы, проводя час-два в абсолютно автономном плавании среди окружающих нас красот, неизменно собирались вместе в условленных точках. Приближение пустыни почувствовали все. Мы стали терять высоту и с каждой сотней метров вниз температура за бортом поднималась, а ветер начал обжигать легкие, безжалостно выветривая драгоценную влагу. Да, у нас был приличный запас воды, и два дня можно было ни о чем не беспокоиться, но психологически очень сложно смириться с мыслью что воды вокруг на многие сотни верст нет совсем. То, к чему мы привыкли и считали всегда само-собой разумеющимся, вдруг приобрело новую ценность и смысл. Нам, жителям средней полосы, очень сложно это понять - как может быть такое, что воды нет. Начинаешь думать о том стоит ли освежить лицо, сполоснуть руки, просто сделать лишний глоток воды. Скелеты и кости животных, в большом количестве попадающиеся на пути, наводят на невеселые мысли. Жить здесь не возможно. Вернее, мы не приспособлены жить в таких условиях. Ветер раскачивает машины, по земле метет настоящая поземка из песка и пыли, миражи на горизонте встают причудливыми картинами озер и лесов. Все это впечатляет и даже немного пугает, мозг пытается осознать и как-то адаптироваться к новым ощущениям. В какой-то момент жара переваливает за +40 градусов и мы с тревогой следим за показанием стрелки температуры двигателя. На горизонте висит горячее марево, голова отказывается работать, появляется усталость, и вот уже мне кажется что мираж это не мираж, а я еду по родному полю Владимирской области, впереди запруда, а чуть дальше вон там дорога и тополя вдоль нее. Трясу головой, прогоняя морок, но он возвращается снова и снова. Ощущение удается прогнать только остановившись и ополоснув лицо и шею драгоценной водой. Нет, это еще не тепловой удар, но что будет дальше, ведь мы продолжаем спускаться вниз и температура растет. Закат в пустыне это совершенно потрясающее зрелище и только ради него стоило проделать все эти километры. Краски очень быстро меняются, горы на горизонте и песок под ногами сначала загораются оранжевым, потом розовым, потом - голубым. Ветер усиливается и меняет свое направление, теперь он дует с севера. И вот мы стоим на песчаном холме раскинув руки и глядя ему в лицо. Он уже не обжигает, не колет песком, а упруго наполняет грудь прохладой и на губах едва уловимо чувствуется вкус соли. Пустыня ложится спать, укутываясь своим звездным одеялом. Ночь в пустыне тоже стоит отдельных слов. Вокруг на многие сотни километров нет ни одного огонька, небо от края до края совершенно черное. Ни намека на засветку и какой-либо искусственный источник света. Только звездный свет, далекий и вечный. Метеориты падают, спутники летают и тишина. Абсолютная, полная. Ни шороха листьев, ни пения птиц. Ты один на один с небом. Вдруг мы отчетливо слышим низкий тоскливый гул. Нет это не самолет и не животное... Это песчаная дюна высотой 300 метров, возле которой мы встали лагерем, поет ночную песню. Определенное направление ветра и движение песка производят такой необычный эффект, возникает ощущение что кто-то огромный лежит рядом и ровно дышит. К началу третьей недели мы начали выходить из зоны автономного плавания в посещаемые туристами места, по дороге стали попадаться сначала отдельные юрты, затем поселки и небольшие городки. Вопрос воды решился сам собой, температура постепенно падала по ходу продвижения на север. И вот уже самая северная точка нашего путешествия - озеро Хубсугул. Дикое, огромное озеро, западное побережье которого до сих пор плохо исследовано. Монгольские законы там действуют весьма условно, а люди поклоняются культу Человека-Оленя. Но мы идем более-менее нахоженой тропой, по восточному побережью, любуясь позабытыми уже видами лиственичных лесов и широкой водной гладью. Ночью холодно. От прежней жары не осталось и следа, вечером приходится надевать на себя все что есть до последней одежонки. Температура падает до +6 градусов. Но здесь уже есть дрова, а значит можно погреться у костра. Последняя ночевка и все... завтра Россия. Мы возвращаемся домой. Я намерено не описываю бытовые подробности нашего путешествия, не рассказываю о поломках (а они были) и о проблемах со здоровьем у некоторых членов команды (а они тоже были), не говорю о том, как нам удалось все это организовать (проблемы с оформлением документов в погранзоны тоже конечно были). Потому что технические нюансы подготовки кажутся мне вторичными. Преодоление трудностей такого рода является важным только собственно в момент их преодоления. Теперь, когда все позади, они не имеют никакого значения. Мы провели три волшебных недели на другой планете, в ином измерении. И вернувшись в раскаленную и взмыленную Москву, те проблемы мне кажутся простыми и понятными. Прожить в мегаполисе до следующего большого путешествия - вот первоочередная задача. И дай нам Бог найти в себе силы пережить эту трудность. Эпилог. Когда-нибудь люди научатся летать между звезд на больших кораблях. Я твердо в это верю. Будет жить на Земле племя звездных капитанов, путешествующих к туманности Орла, к Андромеде и Альдебарану. Им не столь важна будет конечная цель путешествий, обозначенная в полетном задании, для них будет важно ощущать звездную пыль на сапогах, ловить тусклый свет далеких созвездий и понимать чуть больше остальных живущих на нашей планете. Они будут на глаз различать температуру галактик, предугадывать шестым чувством метеоритные дожди и уметь другие разные штуки о которых мы и подумать не можем. Да, я наверное немного завидую этим людям и хотел бы когда-нибудь, если удастся, в следующей жизни стать одним из них. Но я так же уверен, что они, эти отважные звездные капитаны будущего, будут совершенно искренне завидовать нам, капитанам прежних времен, путешественникам двадцатого и двадцать первого века. И не раз где-нибудь в далекой галактике, на холодном скалистом астероиде, у которого и названия-то нет они поднимут свои кружки за тех, кто ездил когда-то колесами по матушке Земле, заливал солярку в двигатели внутреннего сгорания и открывал для себя нашу замечательную планету, Планету Людей. Им будет невдомек, что мы, их пра-пра-… -дедушки и пра-пра-… -бабушки тоже сегодня думаем о них, так же как и о тех, кто еще сотни лет назад ногами проходил горизонты, ловил запах костров, тепло солнечных лучей и мерцание далекого звездного неба. Потому что все мы одинаково понимаем, за горизонтом ничего не кончается. Там все только начинается. Дорога бесконечна. Как жизнь. Изменено 5 ноября 2014 пользователем gekkfinn Вверх Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
mralex Откуда: Moscow Машина: TLC80 #2 Опубликовано: 30 октября 2014 Схема маршрута в Монгольской части Еще кой-какая информация: http://kurakin-alex.livejournal.com/54357.html http://kurakin-alex.livejournal.com/54595.html http://kurakin-alex.livejournal.com/54985.html http://kurakin-alex.livejournal.com/55260.html Вверх Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Амундсен Откуда: Москва Киров Орел Машина: ТЛК 100 vх, дизель. АКПП 2007 #3 Опубликовано: 30 октября 2014 буду первым сколько перечитал сколько пересмотрел отчетов о Монголии и не перестаю получать удовольствие. отличный отчет, замечательные фото! а ведь я родился в Монголии! спасибо словно побывал на родине! Вверх Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
andrej979 Откуда: Амурская область, г. Благовещенск Машина: Toyota Land Cruiser -76 #4 Опубликовано: 30 октября 2014 Фото просто очень красивые. Вверх Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
СеДжимин Откуда: 海南省三亚市 Машина: 丰田陆地巡洋舰 #5 Опубликовано: 30 октября 2014 Вверх Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
серж35 Откуда: Вологда Машина: ТЛК 80 1HDT на ручке на сликах) с камапом+4 #6 Опубликовано: 30 октября 2014 Очень красиво! Вверх Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
ilyacherkessk Откуда: cherkessk Машина: Toyota Land Cruiser 78 series #7 Опубликовано: 30 октября 2014 Красавчики !!! Вверх Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
глеб 501 Откуда: АулТаратумб Машина: Зам Мэра г.Кадыкчан.Лучшее ВЕДРО в нашем городе #8 Опубликовано: 30 октября 2014 Ну Саня...красава Ваван.... жаль что мы не повстречались в Монголии,а ведь были рядом. Классные фотографии.Я конечно офигел когда увидел на Белкомобиле Симаксы... Потом с ним разговаривал, сказал что всеравно они старые.... Спасибо за отчет. Вверх Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
ded163 Откуда: Самара Машина: RRS/TLC200 #9 Опубликовано: 30 октября 2014 Фото шикарные, повествование еще лучше, эпилог пробирает до мурашек. Спасибо за доставленное удовольствие! Если бы моя сопля голосовала - однозначно в Лучшие отчеты. Вверх Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Артём Откуда: Новосиб Машина: Лапокрузер HDJ77 39.5', Легковушка HZJ80 STD #10 Опубликовано: 30 октября 2014 Клёво. Монголия такая огромная и такая маленькая, что я даже это дерево узнал на Хотон Нуре https://lh5.googleusercontent.com/-46yjIrpESSU/VB2wDf6-CHI/AAAAAAAAs1Q/CcLocqT2zME/s900/IMG_5750_72ks.jpg Вверх Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
First2 Откуда: Усть-Каменогорск, Казахстан Машина: TYT Hilux Surf 185 2.7 #11 Опубликовано: 1 ноября 2014 Красиво написано, фото просто фантастика! Однозначно надо в "Лучшие"! Если не секрет, какая фототехника использовалась? (тушка, линза) Вверх Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
morze_new Откуда: Мытищи-Люберцы Машина: Патриот #12 Опубликовано: 3 ноября 2014 ШИКАРНЫЙ ФОТООТЧЕТ...!!!!!!!!!!!!! p.s. а трек можно?:-) Вверх Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
gekkfinn Откуда: Москва/Волжский Машина: THS 185 SSRG 1KZTE 96' ; SSRG 3RZ 99' #13 Опубликовано: 4 ноября 2014 Да отчет пойдет в "Лучшие", однозначно! Трек тоже хотелось бы.. Вверх Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Discovery2 Откуда: Москва Машина: Toyota 105, TLC 200 #14 Опубликовано: 4 ноября 2014 Трек выложить не проблема - в каком формате лучше? Необходимый комментарий к треку. С некоторых пор, то ли 2 года как, то ли 3, монголы перестали давать пропуска в погран зону налево и направо. И теперь требуют наличие в группе монгольского проводника. Это резко осложняет процесс. Кроме того,пропуск в зону ответственности каждого отряда надо получать в соответствующем аймаке. Но, если в Баян-Ульгие это сделать просто - он первым лежит на пути, то во многих других до отряда еще надо добраться. А заставы не дремлют. Попытка получить один общий пропуск через Улан-Батор не увенчалась успехом, не смотря на высокий уровень задействованных людей. Так что имейте в виду, что просто скачать трек и поехать не получится - этого мало. Надо решить вопрос с границей. Вверх Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
morze_new Откуда: Мытищи-Люберцы Машина: Патриот #15 Опубликовано: 4 ноября 2014 трек гарминовский? да в любом формате пойдет, сконвертируем у меня гармин и андрозик. погран. зоны это как раз дорога вдоль западной границы? Вверх Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Discovery2 Откуда: Москва Машина: Toyota 105, TLC 200 #16 Опубликовано: 4 ноября 2014 Error You aren't permitted to upload this kind of file Так что давайте почту, господа. Да, Монгольский Алтай и кусок вдоль границы с Китаем - это пограничная зона. Гоби - нет. Ну и север тоже, естественно нет. Вверх Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Discovery2 Откуда: Москва Машина: Toyota 105, TLC 200 #17 Опубликовано: 4 ноября 2014 Error You aren't permitted to upload this kind of file Так что давайте почту, господа. Да, Монгольский Алтай и кусок вдоль границы с Китаем - это пограничная зона. Гоби - нет. Ну и север тоже, естественно нет. Вверх Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
mralex Откуда: Moscow Машина: TLC80 #18 Опубликовано: 4 ноября 2014 Да, Аркадий опередил с ответом насчет погранзон. Фототехника использовалась Canon 5DMark-II, стекла - Canon EF 17-40 f/4L и 70-200 f/2.8L. Отдельная просьба к модераторам, поправьте пожалуйста ссылку на предпоследней фотографии отчета. Она не правильно вставилась и картинка не видна (видно только ссылку). Вверх Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
gekkfinn Откуда: Москва/Волжский Машина: THS 185 SSRG 1KZTE 96' ; SSRG 3RZ 99' #19 Опубликовано: 5 ноября 2014 Так что имейте в виду, что просто скачать трек и поехать не получится - этого мало. Надо решить вопрос с границей Вот вот как раз для этого и хотелось посмотреть трек, понять на сколько он попадает в приграничную зону. Кинь плиз на адрес plhn{СОБАКА}yandexТОЧКАru формат любой, лучше ози, plt но специально конвертировать для меня не надо, сам справлюсь ps. фотку поправил Вверх Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Autocosmos Откуда: Сочи Машина: Toyota Hilux Pick Up #20 Опубликовано: 5 ноября 2014 Спасибо автору за глоток воздуха Монголии, картины пейзажей, настроение. Пять лет подряд ездил в Монголию и только этим летом не срослось. И чувствую какую то ломку по этим горизонтам, небесам, пейзажам. Это сможет понять только тот кто был там. Чудесные виды, шикарные фотографии, передающие глубину и прозрачность воздуха Монголии. Еще раз спасибо, круто. Вверх Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах