Перейти к публикации

    Рекомендованные сообщения

    • Откуда: Томск
    • Машина: Тойота

          Долгое время идут разговоры о постройке  северной широтной дороги, которая продублирует Транссиб, свяжет Ханты- Мансийск с Лесосибирском, даст развитие северным районам Томской области и Красноярского края.
        Мало кто знает, что этот путь с конца 16 века уже был.  Шел по  воде и связал Московское царство с огромными территориями Сибири и Дальнего востока,   после чего  три столетия активно использовался  укрепляя   Российское государство в уже  привычных границах. 
      Глядя на пустынные воды Кети, трудно представить что в начале 17 века  на всем протяжении  пути  появлялись города;  Нарым , Кетск, Маковский, Ялань.
       В условиях абсолютно  непривычных и враждебных; с юга воинственные  киргизы и монголы.
    По Кети; племена  остяков и кетов,- татуированые в одеждах из  кожи рыб,   вооруженные луками и стрелами,   с прирученными лосями,  с мрачными обрядами, людоедством, мамонтами живущим под землей в загробном мире ,  которые разрушают  берега рек пытаясь выбраться оттуда..
      Огромные  расстояния, плавание только по черной воде Кети занимало  до двух месяцев.  Из за более сурового климата, всегда был риск вмерзнуть в лед и остаться   в тайге.
        Этим  маршрутом проходили не только русские первопроходцы: берега Кети видели многочисленных путешественников из западных стран ; долгое время это был единственный путь в Китай. 
       Они оставили письменные описания своих приключений,   прославившись у себя на родине. ....
        Кроме острогов , активно строились монастыри , монастырские крестьяне вырубали и распахивали землю , приучив местных жителей земледелию и православию.
        Многие слышали про железные караваны на реке Чусовая,  но почти ни кто про перевозку  свинца из  Нерчинска в Барнаул.
       Свинец был необходим для плавки серебра,- империя отчаяно нуждалась в собственных  деньгах, покупая   до этой поры мексиканское  серебро или даже  чужие талеры. 
       Всю зиму на плотбищах  строились корабли  - дощаники для перевозки этого бесценного груза, чтобы весной по большой воде, пройти все мели и заломы таежной речки.
    Маршрут сложился с  учетом движения против течения реки,   с выходом из Кети сразу в Ангару, исключив  могучий Енисей.
       Этот путь породил сибирских бурлаков- лямщиков, которые поднимали загруженные дощаники даже через пороги Ангары .
      Постройка бароном Аминовым канала соединившим Обь и Енисей   не  была революционной идеей,   но логичным,  с появлением  пароходов,  решением.  
        Недостаточная глубина и ширина не позволила использовать  его должным образом.
        Проектируемая в Царской России железная дорога  дублировала водный путь, однако всевозможные потрясения в стране, позволили протянуть, комсомольской стройкой,   только тупиковую ветку до р. Кеть.
         По итогу обе столицы Сибири, сделались глубокой провинцией , в Нарым  и Маковское нет дороги летом,   а Кетск исчез.
      Историю  пути  затмили события одного порядка и времени - вестерны про дикий запад  и книги про индейцев . 
       Наша приключенческая  экспедиция  ставит целью рассказать про  славные страницы   истории Сибири;  Воевода Чулков,  протопоп Аввакум, картограф Ремезов, барон Аминов и другие, оставившие свой след на долгом пути от Тобольска до Енисейска.
       Совершить первопрохождение маршрута на колесных вездеходах,  пройти  часть пути   на плотах  и традиционных лодках. 
    Встретится с остяками и часовенными староверами- коренным населением этих мест. 
       Поучаствовать в  полевых изысканиях  с археологами Томска и Красноярска.
       И , конечно, найти Кетский острог.

    Изменено пользователем Алексей Гапонов

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: АулТаратумб
    • Машина: Зам Мэра г.Кадыкчан.Лучшее ВЕДРО в нашем городе

    Очень интересно. Подпишусь.

     Совершить первопрохождение маршрута на колесных вездеходах..

    А где обо всем можно прочитать,узнать поконкретней о маршруте?

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Томск
    • Машина: Тойота

    Да наверное, и не где больше) искал маршрут  посложнее для вездеходов в  Томской области, изначально это был Сусловский тракт.  Случайно наткнулся на Маковское,   прочитав о нем , понял что есть огромный пробел в знаниях)причём не только у меня)), сейчас активно готовлюсь, сложность для вездеходов что на отрезке 250 км дорог нет никаких. Пойдем по течении Кети,  с помощью  плм, примерно от Ворожейки до Айдары. Для себя в телеграмме всю инфу собираю, про то как, когда и кто там был, оказывается невероятно оживленный в прошлом маршрут.

      #Geography trophy - канал в телеграм.

    Только вернулся, проехал от  Тобольска  через старые деревни до Ханты- мансийска- Сургут- Стрежевой, и растаявшим зимником до Нарыма. Лёгкий по нормальной зиме маршрут,  дней на 5-6, Тобольск?

    Теперь летом- в августе, до  Нарыма из Енисейска пойдем.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Томск
    • Машина: Тойота

    2071697095_Capture2020-03-2601_01_56.thumb.jpg.80d25e1902a54f814ec7c16f8ae659c6.jpg

    Фильм, репортаж и анонс летней экспедиции Кетский острог,
    от уважаемого издательства Тв2
    https://tv2.today/Istorii/Ketskiy-ostrog

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Томск
    • Машина: Тойота

    К экспедиции несмотря на вирус готовимся.

      В этом году в России отмечаться 400 -летие протопопа Аввакума.  Который проходил "нашим путем", ещё не будучи раскольником, в своей миссии  при основании городов -форпостов на новых границах империи.   Сейчас он почитается как священномученик Русской Православной староверческой церкви. В рамках празднования РПСЦ  планировала пройти частью маршрута мятежного протопопа, и  пути совпали). Сейчас ищем традиционную лодку  типа струйка или чалдонка, готовим вездеходы, с археологами  выбираем точки обязательные к посещению - места возможного нахождения Кетского острога. 

    Вся информация по данному маршруту здесь:

    https://t.me/Geography_trophy

     

     

    Изменено пользователем Алексей Гапонов

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Новосиб
    • Машина: Лапокрузер HDJ77 39.5', Легковушка HZJ80 STD

    https://tayga.info/150003

    http://www.offroadmaster.ru/talk/forum28/topic10628/

    Вдоль этого канала уже очень сложно первопрохождение осуществить :)

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Томск
    • Машина: Тойота
    8 минут назад, Артём сказал:

    https://tayga.info/150003

    http://www.offroadmaster.ru/talk/forum28/topic10628/

    Вдоль этого канала уже очень сложно первопрохождение осуществить :)

    Я все понимаю , клиповое мышление)),  но  указана  же нитка маршрута).  Настоятельно рекомендую  подписаться телеграмм @ geography trophy

      К  своему стыду , хоть и житель Томска, не знал, что  через Кеть, единственным   путем,  Сибирь и Дальний Восток связывался с  столицей  с конца 16 века до постройки сибирского тракта.

    И спойлер) не через Кеть-Касский канал! Который толком и не работал. 

    Если  ,,многобукв,, то гугли; Маковский волок.

    По Кетскому острогу.  Изначально он был построен  в верховьях Кети и его не нашли до сих пор. Археологи которые копают поздний, с нами.)

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Новосиб
    • Машина: Лапокрузер HDJ77 39.5', Легковушка HZJ80 STD

    Малограмотный я, нитку не вижу. В тексте многа букв, и все незнакомые.  Картинку бы нарисовали, понятнее бы стало. А так - будто рекламу по радио послушал.... Вы журналист?

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Томск
    • Машина: Тойота
    5 минут назад, Артём сказал:

    Малограмотный я, нитку не вижу. В тексте многа букв, и все незнакомые.  Картинку бы нарисовали, понятнее бы стало. А так - будто рекламу по радио послушал.... Вы журналист?

     В Драйв2 негры пишут?)

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Новосиб
    • Машина: Лапокрузер HDJ77 39.5', Легковушка HZJ80 STD

    спасибо за ответ :)

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Томск
    • Машина: Тойота
    14 минут назад, Артём сказал:

    спасибо за ответ :)

    От Енисейска до Ялани хорошая дорога, после  идет так называемый Маковский волок, сейчас это зимник,  Не смог найти инфу что кто-то пробывал на джипах пройти до Маковского летом. Но это ещё не первопрохождение). Собственно проблема пройти от села Маковского, основанного в начале 17века как крепость, до дорог в Томской области,  это Катайга. Расстояние примерно 300 км по воде.

    IMG_20200407_000823_521.jpg,,Лесник,, ) 

    Изменено пользователем Алексей Гапонов

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Кубань
    • Машина: TLC HZJ75LV-MR +2"OME MechWinch

    Не тема, а ребус какой-то. Послежу...

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Томск
    • Машина: Тойота
    4 часа назад, letswatch сказал:

    ребус какой-то.

    Действительно, если попросить Гугл построить маршрут от Тобольска до Енисейска, то он проложит путь не заходя в Томскую область, гораздо южнее старинного пути, через Омск, Новосибирск и Красноярск по Транссибу. 

    Станет понятно почему  Тобольск, Томск и Енисейск будучи в разное время столицами огромных губерний и  титулом столиц всей Сибири превратились в тихую провинцию.  Сначала Сибирский тракт потом  и железная дорога прошла южнее степями, не заходя в таёжные районы, которые не интересовали воинственных кочевников- кыргызов и их союзников.  До момента пока вопрос с безопасностью южных рубежей не был решен и не построен сибирский тракт с деревнями через каждые 10- 15 километров, путь был один и западные послы в Китай проходили маршрутом через  города Нарым, Кетск и Маковский острог, дорогу до которых  теперь даже гугл не найдет.)

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Екатеринбург- Москва
    • Машина: TLC100 VX 4,7 2005г.

    Интересная тема!

    На счет единственности данного пути из Китая в Европу есть сомнения. Насколько я знаю, был шелковый путь через Челябинскую область, с тех пор на гербе Челябинской области изображен верблюд.

    Или Вы пишете про речной путь? Тогда, конечно, через Тобольск в Верхотурье и дальше волок в Каму.

    Изменено пользователем Сергей Андреевич

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Томск
    • Машина: Тойота

    Да, водный,  безопасный путь, гарантированный Российским государством) 

    Ещё интересный факт, даже с появлением сибирского тракта, этот водный путь активно использовался для перевозки грузов,  - из Нерчинска в Барнаул через Кеть с середины 18 века по 1850год было перевезено 1.5 млн пудов свинца, по технологии  того времени не возможно было извлечь серебро из алтайской руды без свинца..   без своего серебра приходилось использовать чужие деньги для внутренних расчетов ( ефимок).

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Чукотка, Анадырь
    • Машина: Lexus GX 460 (1UR-FE), 2010г., дилер

    слежу. интересно

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Екатеринбург- Москва
    • Машина: TLC100 VX 4,7 2005г.
    2 часа назад, Алексей Гапонов сказал:

    Да, водный,  безопасный путь, гарантированный Российским государством) 

    Ещё интересный факт, даже с появлением сибирского тракта, этот водный путь активно использовался для перевозки грузов,  - из Нерчинска в Барнаул через Кеть с середины 18 века по 1850год было перевезено 1.5 млн пудов свинца, по технологии  того времени не возможно было извлечь серебро из алтайской руды без свинца..   без своего серебра приходилось использовать чужие деньги для внутренних расчетов ( ефимок).

    На Урале серебро добывали из руды содержащей медь и серебро. Демидов активно добывал серебро, но свинцовых руд у нас нет, а о массовых поставках их с Алтая мне информация не попадалась.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Томск
    • Машина: Тойота

    Из Забайкалья свинец  везли на Алтай, там  из руды с  его помощью извлекалось серебро которое затем шло в Москву и Питер на монетные дворы. Заводы были ,, кабинетские,, - принадлежали  царской фамилии.

    https://www.google.com/url?sa=t&source=web&rct=j&url=http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/18624/1/iurg-2010-79-07.pdf&ved=2ahUKEwiD9rW45tXoAhWwxIsKHRU5BM0QFjAAegQIBBAB&usg=AOvVaw1Sz1rVL19js4wqd1Tfb3G0

    Везли подводами до Байкала там , сплавляли по очень бурной тогда Ангаре до Енисейска,  Маковский волоком до Кети, где зимой строились дощаники,   и весной караваном  по большой воде уходили до Нарыма, и по Оби на Алтай.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Екатеринбург- Москва
    • Машина: TLC100 VX 4,7 2005г.
    1 час назад, Алексей Гапонов сказал:

    Из Забайкалья свинец  везли на Алтай, там  из руды с  его помощью извлекалось серебро которое затем шло в Москву и Питер на монетные дворы. Заводы были ,, кабинетские,, - принадлежали  царской фамилии.

    https://www.google.com/url?sa=t&source=web&rct=j&url=http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/18624/1/iurg-2010-79-07.pdf&ved=2ahUKEwiD9rW45tXoAhWwxIsKHRU5BM0QFjAAegQIBBAB&usg=AOvVaw1Sz1rVL19js4wqd1Tfb3G0

    Везли подводами до Байкала там , сплавляли по очень бурной тогда Ангаре до Енисейска,  Маковский волоком до Кети, где зимой строились дощаники,   и весной караваном  по большой воде уходили до Нарыма, и по Оби на Алтай.

    Вот еще интересная статья по этому поводу: https://www.portal-vostok.ru/index.php/rossiya/altaj/istoriya/50-legenda-o-tajnoj-plavke-a-demidovym-altajskogo-serebra-fakty-i-vymysel-argumenty-chast-1

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Томск
    • Машина: Тойота

     разговаривал  с человеком родом из Степановки Верхнекетского района,
     ,, Возле протоки Каяксино рекой вымыло деревянный корабль  с палубой( дощаник?) Ширина его около 4 метров, доски были прибиты коваными гвоздями, сантиметров по 30. Сам его разбирал , гвозди вытаскивали, потом он ещё много лет на том месте был. Пока река русло не поменяла,,   по местной легенде вроде как  Екатерининских времён.. сейчас узнаю может кто-то фото делал.

    http://ostrog.ucoz.ru/publikacii_2/4_76.htm

    IMG_20200409_144647_414.jpg

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах

    Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

    Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

    Создать аккаунт

    Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

    Зарегистрировать аккаунт

    Войти

    Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

    Войти сейчас

    • Сейчас на странице   0 пользователей

      Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


    Change privacy settings
    ×

    Важная информация

    Чтобы сделать этот веб-сайт лучше, мы разместили cookies на вашем устройстве. Вы можете изменить свои настройки cookies, в противном случае мы будем считать, что вы согласны с этим.