Перейти к публикации

    Рекомендованные сообщения

    • Откуда: Томск
    • Машина: Тойота

     Анонс ещё одной поездки.  Монголия.  Пока в этой чудной стране карантин до 30 апреля, при планируемом старте 15ого? можно рассказать, раз зарегистрировался, всю предисторию.

      В  прошлогодней поездке  планировалось совершить спортивное первопрохождение через массив Борхарын. Давно засматривался на вытянутую  на 200 км песчаную пустыню, ее ширина  около 20км, слошь состоящую из дюн. Местные жители утверждали что переехать ее не возможно, в сети также ни какой инфы не было. Дополнительная сложность ее высота , более 200 метров чистейшего песка который сформирован в дюны стоящие друг на друге. Много лет мы с друзьями устраиваем там скоростные спуски на бордах и горных лыжах. Курорт получил название Сант -Маргац, по названию могольского поселка). Пытались  подниматься на авто, но пересечь гребень и углубиться даже на пару километров  не имея нескольких  одинаково подготовленных автомобилей и пилотов не рисковали. 
      Пока, наконец, в мае 2019 не собрал  тусовку  из авто и фотоблогеров, прожженых ветеранов Драйв2, видеографов, любителей вечерних посиделок с гитарой и  томской квадробанды  с двумя Мавериками)). 
    Это далеко не первая мною организованная экспедиция - страна близка и очень любима.. Все риски такой компании  были понятны,  и возможные плюсы в невероятно качественом и полном освещения поездки,  перевешивали их)))  
       Подумав,  решаю всё-таки все уравновесить),   с большим трудом уговариваю  команду производителей вездеходов Сокол..

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Томск
    • Машина: Тойота

    Время выбирается заранее, с прицелом на жару и пляжный отдых после прохождения пустыни,  сразу с запасом    - вторая половина мая. Сейчас уже в Монголии до +15,   с солнцем , отличная погода. В мае же регулярно приходит циклон из России с снегом , бурей , и похолоданием.  Гибнет скот, пропадают люди, переметы на дорогах, и это после месяца  летней жары.  Желательно мониторить погоду  и если есть возможность встречать непогоду лучше не горах. И даже летом в Монголии не помешает комплект зимней одежды. 

    Однажды,  8 августа не могли выбраться из Улиастая, все перевалы засыпало снегом.

       Естественно собралось такое количество  людей не зря, циклон пришел очень поздно) Саяны засыпаны,  в Монголии штормовой ветер, чуть выше 1.5км лежит снег, ночью до минус 15.

    Естественно почти все, пожав плечами,  пропустили мимо  выше написаное))   Ужас в глазах инстаблогеров ехавших в пески для крутой фотосессии пропал  не скоро.  Дешёвые спальники  взятые  на одну поездку, дополняла еженочная полторашка с кипятком.   А одежда для занятий горнолыжным спортом оказалась вовсе не зимней)..

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Новосиб
    • Машина: Лапокрузер HDJ77 39.5', Легковушка HZJ80 STD

    Круто, а картинки-то будут? Или всё на словах...? :)

     

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Томск
    • Машина: Тойота

    IMG-20190523-WA0020.thumb.jpg.425df4492046691433509759d1e71326.jpgВот так выглядят эти пески с высоты 15км, )) справа озеро Хар нуур завхан, в нем ловится сетью #60 пелядь и омуль  он помельче #45, 

    удочками не пробывал. 

    Лёд сходит к началу июня. Высота около 2км. Дорога через перевал с аркой, очень живописная.

    IMG_20200326_225443.jpg

    Изменено пользователем Алексей Гапонов

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Иркутск
    • Машина: HIlux

    Арка по дороге от Сант -Маргаца  до Хар нуура? А то мы всё время ездим по легковой дороге от Ярру.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Томск
    • Машина: Тойота

    Арка по дороге от озера к деревеньке Эрденехайерхан, очень рекомендую  с заездом на исток Мухартын, от Маргаца прямая дорога тоже живописная, дюны и каньон в песках.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Томск
    • Машина: Тойота
    20 минут назад, Алексей Гапонов сказал:

    Арка по дороге от озера к деревеньке Эрденехайерхан, очень рекомендую  с заездом на исток Мухартын, от Маргаца прямая дорога тоже живописная, дюны и каньон в песках.

     

    IMG_20200327_104846.jpg

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Иркутск
    • Машина: HIlux

    Спасибо, в этом году как раз планируем на Мухартын заехать, А Хар нуур у нас в тройке красивейших озёр Монголии.

    41-3.JPG

    42-3.JPG

    45-3.JPG

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Иркутск
    • Машина: HIlux
    15 часов назад, Алексей Гапонов сказал:

    Первое догадываюсь , какое третье?)

     

    Первого у нас нет, в любой последовательности : Хотон нуур, Хар нуур, Хубсугул.

    Далее: Шаазгай нууур, Уурэг нуур, Хяргас нуур, Даян нуур, Толбо нуур, Тархиин Цагаан нуур,

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Томск
    • Машина: Тойота

    СоколА,  как они сами себя называют, выехали позже, отправив фуру до места-  точка на асфальтированной трассе  на северо-восточной оконечности Хяргяса, с подробным, как я подумал)  объяснением как добраться до места общего сбора.   Стартовать вместе не смогли, поэтому обменявшись номерами спутниковых телефонов и временем связи, отправляемся по раздельности, тем более прогноз погоды ничего хорошего не сулил, принимаю решение не преносить старт, а немного снизить темп движения, переночевав в Улангоме и сделав дневку на  Хяргясе. Несмотря на невысокую температуру и  шторм, юг озера ?)..IMG-20190605-WA0015.thumb.jpg.825c43af1152ab6229b456ed10c3a7ca.jpg

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Томск
    • Машина: Тойота

    Юг озера  Хяргяс особенно живописен, бухты с песком, белые скалы, абсолютно прозрачная вода  меняет свой цвет на все оттенки зелёного,  исправно ловится осман.. В этот раз выглядел иначе , синее небо , но сильный ветер, который разогнав волну через все озеро с грохотом обрушивал ее на скалы,  вода летела по ветру ещё метров 100.  Температура чуть выше нуля. Монгольская база уже работала , и мы не стали мучать снаряжение. Цены  европейские, два прайса для иностранцев и  местных.   Хорошо что Монгол Орос найрамдал). 

    Пока ждали связь с Соколами, на багги искатали все побережье, устье Завхана , Айрег. 

      Река приносит мутные воды  и мусор,  но разгон до 100кмч и прохват   кромкой воды по многокилометровым пляжам с мелкой галькой и песком, объезжая дохлых коров,   поднимая  тучи бакланов  в брызгах воды незабываем)

     

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Томск
    • Машина: Тойота

    Утро очередного дня, буря стихает.  Соколов нет, на связь не вышли. Решаем ехать в пески, базовый лагерь в в 150 километрах, возможно поехали сразу туда. Только выехали на основную дорогу видим вездеходные следы. Странно почему не подъехали , тур база есть на всех картах. Едем дальше, следы пропадают, до самого Ургамала , богатого поселка копателей золота, если в тех краях увидите группу людей  в степи не подъезжайте, человек с винтовкой в стороне нервничает)). После Ургамала следы появились и заправщик подтвердил были два часа назад! Ура, все получилось, до последнего не верил что сможем вместе добраться до пустыни. Уже в сумерках встречаемся,  СоколА рады, но вида не показывают) дорога без  отдыха  длинная,  а завтра в пески, как поведет техника никто не знает. Ночью мороз, здесь выше на 500 метров , значит холоднее на 5 градусов.

      Соколам не понравилось соседство с блогерами, поехали искать место где можно стать без ветра)). Договариваемся на 8 утра старт. 

     

    IMG_20190518_192847.jpg

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Новосиб
    • Машина: Лапокрузер HDJ77 39.5', Легковушка HZJ80 STD
    3 часа назад, Алексей Гапонов сказал:

    Соколам не понравилось соседство с блогерами,

    Не удивлён ))

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Томск
    • Машина: Тойота
    38 минут назад, Артём сказал:

    Не удивлён ))

    Я их понимаю, однако  жизнь заставила?, да и от ветра в Монголии не спрятаться))

    Изменено пользователем Алексей Гапонов

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Томск
    • Машина: Тойота

     

    Утро встретило замерзшими  лужами, 8 часов никого нет. Послали посмотреть коптер - идёт какой то ремонт, вчера в ночи фары светили с разных сопок, ребята тренировались. )  Наконец все в сборе, веревки, лопаты, коптеры, фотоаппараты. Надеваем все что есть на себя, дует ледяной ветер, пролетают снежинки.

    Два Сокола и два Маверика поехали; 

    На генштабе и если присматриваться из иллюминатора самолёта летящего из ЮВА, "наши" пески пересекает какая то линия, можно даже подумать дорога, но если прикинуть масштаб становится понятно это скорее какой-то разлом или русло, шириной до 100 метров непонятного генезиса. Причем край песков похоже активно перемещается, на снимках видны только сплошные дюны. По наледи переезжаем  речку , и вот перед нами  стоит массив песка который выглядит как горный хребет, IMG_20190518_092644.thumb.jpg.915496a4c47fea0adfa81f15b59f16f3.jpg нужно подняться более чем 200 метров, его ширина 15 км.

      Едем, сначала одиночные дюны, вскоре они начинают громоздиться   друг на друге,  создавая сложный рисунок; при постоянном подъёме за каждой дюной есть воронка с крутыми сыпучими склонами. Плотность песка везде разная, на наветренной стороне след едва видно , за ветром нога вязнет в мельчайший сухой песок,  это пустыня и не смотря на низкую температуру  тут очень сухо.  Прямо ехать не возможно ,  мы по ощущениям крутим восьмёрки, навигатор это подтверждает,)   ориентируемся  на солнце и двигаемся   по нему...

    IMG-20190527-WA0024.jpg

    Изменено пользователем Алексей Гапонов

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Томск
    • Машина: Тойота

    Постепенно вкатываемся.

      Маверики едут только на "струе" , кто катает на горнике  знает;  полный газ , пробуксовка всех колес;  зацепы  отталкиваются от нестабильного песка перемещая его далеко за себя) при этом медленно ускоряются , затем сброс газа  и заново в пол, пока  не достигнешь  нужной скорости. Далее сложность; если разогнаться сильнее при достижении макушки дюны, можно прыгнуть с нее с переворотом через нос, если мало, повиснуть пузом на остром гребне.

    Чтобы понять как можно ехать и что там за гребнем, куда поворачивать после его достижения, приходится подниматься пешком..  Скорость передвижения Маверика в итоге равна скорости карабкающегося человека на четвереньках)),  В таком режиме первым не выдерживает ремень вариатора,  перегревается и затем разлетается,  ломая корпус вариатора.

       Сокола  пробуют песок, и днём дела идут лучше) низкое давление позволяет просто ехать по любому, кроме сыпучего, песку. Большая ширина и просвет - острый гребень не помеха, можно остановиться на верху , выбрать дальнейшую траекторию и плавно   тронуться дальше. Особенно удобно на квадроцикле - стоя видно дальше и больше времени на принятие решения, крены также ощущаются безопаснее.

    Так и поехали , первым квадроцикл Сокол Про, затем багги, по следу уже можно смело разгоняться ..

     

    IMG-20190611-WA0005.jpg

    P_20190518_150941.jpg

    IMG-20190601-WA0014.jpg

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Томск
    • Машина: Тойота

    Наконец на вершине плато покрытого дюнами, находим нужную нам долину, по ней можно разогнаться..    Расстояние быстро сокращается,  местами ее пересекают дюны, но нам это уже не помеха.

     Ещё дома разговаривая с геоморфологами, интересуясь каково возможное происхождение этой долины,не получил четкого ответа- ,,надо смотреть.."

         Еду смотрю, вдруг стоп - камни!! Откуда они ? 200 метров песка.  Неужели засыпанный горный хребет?  Так называемые ,,прислоненные дюны,, по типу знаменитых Хонгорын элс? . Решаю на обратном пути подъехать и разобраться.

    Ещё немного,  начался спуск и вскоре стало видно  зелёную долину. Ура !! Дюны пересекли, лёгкая эфория, солнце отражается от песков  и греет вдвойне, обедаем. Поздравляю Соколов они довольны,  все получилось гораздо проще , вездеходы отлично показали себя в пустыне. Покатались ещё , уже в свое удовольствие, и собираемся обратно , тем более нужно понять что я нашел..

    IMG-20190619-WA0012_1.jpg

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Томск
    • Машина: Тойота

    Движемся назад, путь  известен можно ехать на ,,все деньги,,), Маверики с трудом обгоняют Соколов.

    Доезжаем до каменной гряды, издалека ничего особенного,  подъезжаем вплотную,  подходим, и даже скептики - 

    ,,Ну да дорога,  ну а как тут по-другому проезжать?").

      Поднимаем коптер,  и видим полную картину; дорога шириной 4 метра, выложенная  крупными камнями по бокам , с мощным основанием, периодически пропадая под дюнами,  идёт через всю пустыню!!. При этом постоянно вьется. Строителям приходилось обходить препятствия, и на спуске обустраивать подобие серпантина.

     В голове каша, ну да дорога чтобы ехать..,  ещё десять лет назад в  западной Монголии асфальтовая дорога была  одна;, от границы до Улангома,   плюс несколько грейдеров между городами. Зачем строить через пустыню, поднимая  камни на высоту по песку, и чем?  Мы с трудом  пробираемся на вездеходах,   а как это делали монголы без специальной  техники?  Стоп, у монголов не было надобности передвигаться с помощью колеса, караваны  верблюдов  перевозили грузы из Китая  на границы Российской империи, да и проще немного сместить путь чтобы пересечь пустыню в более удобном месте.

    Дорога  что-то соединяет, но по обе стороны нет ничего  особенного, небольшие ручьи и даже  нет жилья.

     А что если это до монгольский период, тогда  климат был иной , и вместо ручьев,  реки  из  холодного  Хангая  бежали сквозь зелёные долины в жаркую пустыню Котловины Больших озер. Народы использующие колесо , жили тут,  и построив дорогу через пески общались  между собой.. Есть о чем поговорить с историками и археологами.    Возвращаемся в лагерь, завтра отправляемся на два дня в центр песков , чтобы пройти по перешейку между озерами Харнуур и Бага, возможно там найдем ответ куда шла дорога..

    IMG_20200403_152340.jpg

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Новосиб
    • Машина: Лапокрузер HDJ77 39.5', Легковушка HZJ80 STD

    А фото дороги есть? 

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах

    Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

    Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

    Создать аккаунт

    Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

    Зарегистрировать аккаунт

    Войти

    Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

    Войти сейчас

    • Сейчас на странице   0 пользователей

      Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


    Change privacy settings
    ×

    Важная информация

    Чтобы сделать этот веб-сайт лучше, мы разместили cookies на вашем устройстве. Вы можете изменить свои настройки cookies, в противном случае мы будем считать, что вы согласны с этим.