Перейти к публикации
dendrovosek

Аккумуляторы Lto-(Литий титанат) вместо кислотных в 80ку.

    Рекомендованные сообщения

    • Откуда: г. Москва
    • Машина: уаз мутировавший в 80ку, 2109, были.TLC-80HD-FT АКПП 3 лока.

    Всех приветствую! Делюсь своим опытом внедрения литиевых аккумуляторов)
    Предыстария банальна) начала от старости умирать ЭКОровская кислота, ну а менять кислоту на кислоту как-то уже не очень хотелось 2020году, по нескольким причинам.

    1) Нелюбит кислота низких разрядов, и ресурс её при низких разрядах сильно снижается, особенно аккумы с кальциевой технологией очень капризны к разряду и легко теряют ёмкость при глубоком разряде.

    2) Долгий набор заряда, при использовании Вебасто и коротких перебежках, они постепенно разряжаются неуспевая восполнить ёмкость особенно зимой.

    3) Низкое рабочее напряжение, вопрос спорный, но видя практически на всех крузаках тонкие питающие провода потребителей, вижу следующую картину, когда банально, более толстым проводом подаёшь на лампочку питание она начинает светиться ярче как и более толстым проводом подводя питание к моторчикам подъёмников и стеклоочистителей они начинают работать веселее, то есть просадка по бортовой сети в тонких проводах достаточно значительна. (Есть с чем сравнивать от того и заметил этот нюанс).

    И чтобы привести этот нюанс в норму, нужно либо менять провода на более толстые по всей бортовой сети, либо чуть повысить рабочее бортовое напряжение сети, что собственно легко позволяет LTO, держать напряжение в пределах 14.7-15.2в, в зависимости от настройки генератора. 

    4) Ну и банальное падение ёмкости и токовых характеристик на морозе, что бывало доставляло некоторые проблемы.

    5) Низкое количество циклов заряд разряд.

    6) Моральное и реальное устаревание.

     

    Вариантов из альтернатив в общем-то несколько, литий железо фосфат, но у них проблемы с зарядом при температуре ниже нуля и количество циклов заряд-разряда не очень большое. И литий титанат, который без проблем работает до -50 градусов имеет какое-то фантастическое количество циклов заряд разряд 15000-25000. При этом это не полная выработка батареи, а всего лишь потеря её номинальной емкости до остаточных 80% образно говоря было 45ач после такого количества циклов стало 36ач. При этом отсутствует "эффект памяти"
    Для себя решл ставить титанат. 
    Плюсы и минусы титаната.
    Минусы
    1) Это не готовые акумы болт-он, а банки или пакеты различной формы и ёмкости с номинальным -среднем напряжением 2.3в.
    2) Собирать готовую секцию придётся самому или заказать сборку у грамотных специалистов.
    3) Нужно распологать титанат с максимально  возможной температурой окружающего пространства не более 60 градусов.
    4) Боится перезаряда, сами банки или пакеты герметичны, банки имеют стравливающую пробойную диафрагму, недающую банке хлопнуть при перезаряде и как следствие закипевшем электролите.
    5) Цена.
    6) Корпус и контакты самих аккумуляторов алюминиевые, корпус под термоусадкой. Контакты требуют смазки и соблюдение допуска нейтральности материалов чтоб недопустить влаги и электрохимической коррозии.
    7) И плюс и минус это практически обязательное наличие балансира, который будет поддерживать банки в идентичном заряде. С одной стороны некое усложнение конструкции с другой стороны это продлевает срок жизни банок, в отличие от кислоты, где если 1 банка вдруг проседает, выкидывается весь аккум.
    Плюсы:
    1) Быстрый заряд, от шести ёмкостей в зависимости от типа используемых элементов. На практике по приборам видно что генератор медленно поднимает напряжение по мере заряда титаната. Титанат быстро восполняет заряд, у меня после пуска за 10 сек работы, генер всё восполняет до прежнего номинала по заряду. У титаната жёсткая привязка напряжения и степени заряда, по вольтметру-тестеру легко понять такой потенциал заряда у батареи на данный момент.

    IMG_20200811_223636.thumb.jpg.cd5c70c34069cdf76aa7cca5a2574e5f.jpg


    2) Профицит емкости от номинала, у титаната как правило при измерениях ёмкости всегда + 1-2,5ач от номинала. Что приятно)
    3) Номинально отдаёт большие токи, без последствий для себя, в штатном режиме от 6и и более ёмкостей, в пиковом режиме от 10и более ёмкостей в течении 10сек. (Кислоте подобные характеристики и не снились.)
    4) Разборность конструкции, тоесть если одна из шести банок в секции по какой-то причине вышла из строя, поменять её не сложно.
     5) Отсутствие потери емкости при отрицательных температурах.
    6) Маленькая просадка напряжения при больших токах потребления, образно говоря лебёдка будет тянуть на "все деньги" так как она никогда не тянула. (а генер в паузах лебежения будет быстро восполнять заряд)
    7) Номинально повышеное напряжение бортовой сети на 2-2.6вольта от номинала 12.6в, что приводит к более шустрой работе электрооборудования (приятно видеть шустрые стеклоочистители и стеклоподъёмники без запуска мотора.

    8) При заряде и разряде  в пределах штатнвх характеристик банки не греются. Когда начал заряжать банки, взял пускозарядник, так вот он аж через какое-то время перегрелся и вырубился по термозащите, его кабеля были горячие а банки секции холодные.

     Итак мой выбор пал на банки 45ач, 12шт.

    IMG20200726141458.thumb.jpg.84d23650f40329180ea2ec6b1df5f8d3.jpg

    На две секции по 6 банок,

    IMG20200726182807.thumb.jpg.de6f4fa2f70260b111553ebaa9df56cf.jpg

    по моей хотелке две секции должны были уместиться в одну ёмкость от стандартного аккумулятора

    IMG20200726204844.thumb.jpg.2c891ed474045bddc3a9970edc971bec.jpg

    а вторую ёмкость хочу использовать для расположения компрессора, туда идеально встаёт 160й Агрессор. Но так как я не знал в какой конфигурации встанут эти банки, то не приобретал готовые корпуса, как показала практика, готовой корпус подойдёт, если он сделан несильно больше габаритов самих аккумуляторов.

     

    Подготовка банок к эксплуатации заключается в заряде и выравнивании их по напряжению, при покупке они были подобраны по внутреннему сопротивлению, а теперь их нужно уровнять по потенциалу. Происходит это с помощью зарядного устройства на 16.5-16.8в и 1-2Ампера. К собраной секции подключается балансир и зарядка, всё это работает до полной равномерности заряда по всем банкам.

    В процессе эксплуатации раз в пол года желательно подцеплять зарядку и так-же полностью заряжать чтоб банки подравнялить балансиром.

    Балансиры я убрал в алюмниевый корпус для их охлаждения и сделал окошко для видимости диодов которые светятся при явной балансировке.

    IMG20200805125246.thumb.jpg.96577a24929e82dc430076d815bd3f10.jpg

     

    IMG20200805193056.thumb.jpg.c8917f1972b062589bd4dbd9c2569f18.jpg

    Выпилил держатели для аккумов из толстой фанеры, проложил силиконовые прокладки, чтоб банки жёстко не сжимать,

    IMG20200803170606.thumb.jpg.a86ab2cbace5f4ebbd0e51b88a6a0cbd.jpg

    контакты обильно смазал ликвимоливской смазкой для контактов. 

    IMG20200726193437.thumb.jpg.013bdf9c8098e7f59bd916b3311b2c44.jpg
    Из секций вывел контакты лебёдочными гибкими проводами на 50мм², с расчётом на свободную дотяжку до реле 12-24.

    IMG20200803200914.thumb.jpg.ce9386c4740e7d84bfa60fd0bbeaadf4.jpg
    Итого имеем: Сумарная ёмкость 2х секций 90-94+ач на 15в.
     Номинальная отдача по току 500А.
    Максимальная отдача по току 900А.
    Вес 2х секций 19кг. Образно говоря морда облегчилась на один аккумулятор и вторая правая ёмкость, освободилась под стационарное размещение компрессора а может и чего-то ещё) Пока секции замотал туевой тучей стрейча и скотча, предварительно заложив просушеный силькагель внутрь. В самой нисше проложил утеплитель со стороны радиатора и закрыл всё гибкийм пластиком. 

    Пока результатом доволен, единственное что не привычно,  то что стартер очень резво пускает мотор.:imageproxy:

    Вообщем может кто-то уже думал на эту тему альтернативных аккумов, и может кому-то это будет полезно).

    IMG20200803205831.jpg

    IMG20200805193114.jpg

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Murmansk
    • Машина: 105HZ, 100 2UZ-FE, 60 2H

    Пользую литийтитан , аккум вещь:ok:на детском квадре второй год. Дали гарантию 20 лет . Балансир с платой управления по блютузу. Тое сть полный контроль селов по отдельности и программированию заряда разряда по телефону. 100а 24в , размер как у 100а 12 в. квадр пару суток без остановок. Свинины хватало на 3-4 часа максимум. 

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Владивосток
    • Машина: TLC 80 HDJ81

    Да уж, на такое надо решиться. Я бы переместил в секции "минусы" пятую позицию на первую. А так да, прогресс налицо, поздравляю Вас, удачи в использовании!

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: г. Москва
    • Машина: уаз мутировавший в 80ку, 2109, были.TLC-80HD-FT АКПП 3 лока.
    6 часов назад, explorer сказал:

    Пользую литийтитан , аккум вещь:ok:на детском квадре второй год. Дали гарантию 20 лет . Балансир с платой управления по блютузу. Тое сть полный контроль селов по отдельности и программированию заряда разряда по телефону. 100а 24в , размер как у 100а 12 в. квадр пару суток без остановок. Свинины хватало на 3-4 часа максимум. 

    :ok: При этом думаю они переживут далеко не один квадр и будут ещё где-то пременены:laugh: А так да, по разряду они способны практически всю ёмкость отдавать, в отличии от кислоты где её потом можно будет выкинуть:sorry:.

    4 часа назад, Fregatten сказал:

    Да уж, на такое надо решиться. Я бы переместил в секции "минусы" пятую позицию на первую. А так да, прогресс налицо, поздравляю Вас, удачи в использовании!

    Благодарен за пожелания)):buzz:

    Здесь по 5му минусу вопрос спорный) мне все расходники встали в 40-41тр. В замену 2х свинцовых "гирь", собирал сам. Но тут есть нюанс если есть время ждать то можно по предзаказу заказать балансиры и банки, и будет это всё несколько дешевле. У меня же начала стремительно умирать кислота и ждать около месяца по предзаказу было не вариант.

    Но даже при такой цене, весомость положительных характеристик переплёвывает недостатки. И даже тут больше не недостатки а нюансы и особенности конструкции и характеристик.)

    Попробовав как оно работает, кислоту видеть уже совсем не хочется:laugh: 

     

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Murmansk
    • Машина: 105HZ, 100 2UZ-FE, 60 2H

    Ещё плюс они не взрываются как чистый литий. 

    Уделил бы внимание вашему корпусу, дозаказал холдеры селов и все в подходящую пластиковую коробку с толстой стенкой

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: г. Москва
    • Машина: уаз мутировавший в 80ку, 2109, были.TLC-80HD-FT АКПП 3 лока.
    1 час назад, explorer сказал:

    Ещё плюс они не взрываются как чистый литий. 

    Уделил бы внимание вашему корпусу, дозаказал холдеры селов и все в подходящую пластиковую коробку с толстой стенкой

    Да, краш тесты им народ дикие устраивал и везде они были на высоте по безопасности. 

    Холдеры видел на 3D принтере распечатанные. Корпусов подходящих в размер нету, это надо так-же на 3D принтере распечатывать, чтоб размеры его не конские были, и герметичность соблюсти.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Москва-Королев
    • Машина: Тайота LC Прадо 90 + TLC 70 + LC Прадо 120 + Хонда Вжик

    от представителей молодой компании Vista Battery видел информацию, и реально подтвердилась (на трофи мероприятии) , что такой аккумулятор пипец, какой опасный... пожар может быть... 

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: г. Москва
    • Машина: уаз мутировавший в 80ку, 2109, были.TLC-80HD-FT АКПП 3 лока.
    16 минут назад, Ась сказал:

    от представителей молодой компании Vista Battery видел информацию, и реально подтвердилась (на трофи мероприятии) , что такой аккумулятор пипец, какой опасный... пожар может быть... 

    А они не уточнили что для этого нужно сделать и что конкретно загорелось? Зная наплевательское отношение трофистов к нюансам, ничему не удивляюсь. А силы токов такие что толстые провода в случае КЗ вспыхнут как спички.

    Изменено пользователем dendrovosek

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Москва-Королев
    • Машина: Тайота LC Прадо 90 + TLC 70 + LC Прадо 120 + Хонда Вжик
    1 минуту назад, dendrovosek сказал:

    А они не уточнили что для этого нужно сделать и что конкретно загорелось? Зная наплевательское отношение трофистов к нюансам, ничему не удивляюсь.

    :biggrin: нет я просто видел огарочки, видимо нагрузка от лебедки... 

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: г. Москва
    • Машина: уаз мутировавший в 80ку, 2109, были.TLC-80HD-FT АКПП 3 лока.
    2 минуты назад, Ась сказал:

    :biggrin: нет я просто видел огарочки, видимо нагрузка от лебедки... 

    Ну вобщем суть произошедшего непрояснена. Показать огарочки можно и сказать можно что угодно, а вот разобраться в реальной причине произошедшего, это другой вопрос. На ютубе полно издевательств над титанатом и пожар людям удаётся устроить только вскрыв банку и вынимая внутрянку чтоб началась реакция с кислородом, иногда принудительно поджигая.:guru:

    Основная опасность это КЗ, ибо пиковые токи такие что может вспыхнуть как спичка лебёдочный провод, а если контакты были хреново прикручены и грелись как утюги то расклад тоже под вопросом.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: здесь начинается Родина
    • Машина: 80 VX FZJ, 12.97г. пробег 85 тык

    подробно, рукасто, интересно.

    спасибо!

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Нижний Новгород
    • Машина: Toyota Land Cruiser 80 FZJ80L Двигатель: 1FZ-FE

    Не очень понятно что с зарядкой, при использовании 6S напряжение полной зарядки 16,8В должно быть иначе он не будет набирать полную емкость

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Ленск
    • Машина: TLK80
    2 часа назад, dendrovosek сказал:

    Корпусов подходящих в размер нету, это надо так-же на 3D принтере распечатывать, чтоб размеры его не конские были, и герметичность соблюсти.

    На бассклубе продают и корпуса, и всё остальное для этих банок. Правда они не очень компактны, но это другой вопрос.

    27 минут назад, ksa сказал:

    Не очень понятно что с зарядкой, при использовании 6S напряжение полной зарядки 16,8В должно быть иначе он не будет набирать полную емкость

    На том же бассклубе давно всё проработано в этом отношении, в цепь заряда ставят диод, напряжение поднимается. На ихнем форуме много толковой информации по этим аккумуляторам.

    Я давно на них засматриваюсь, но и они не без недостатков, бывают случаи что одна - две банки в сборке сдыхают.

    5 часов назад, dendrovosek сказал:

    мне все расходники встали в 40-41тр.

    Можно ссылку, где банки покупались

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: г. Москва
    • Машина: уаз мутировавший в 80ку, 2109, были.TLC-80HD-FT АКПП 3 лока.
    1 час назад, Real Kamchadal сказал:

    подробно, рукасто, интересно.

    спасибо!

    :buzz:

     

    40 минут назад, ksa сказал:

    Не очень понятно что с зарядкой, при использовании 6S напряжение полной зарядки 16,8В должно быть иначе он не будет набирать полную емкость

    16.8 это максимальное напряжение которое можно подавать на секцию чтоб не допустить опасного перезаряда, при этом обязательно наличие балансира, так как если одна банка будет посажена ниже то напряжение на остальных будет выше 2.8в и они могут Выйти из строя. Если же смотреть на Реальную емкостную характеристику банкиIMG_20200811_223636.thumb.jpg.dbd92d3c38075eac2eb63385b15d5386.jpg

     И умножим на 6, то мы увидим что практически почти полный заряд банок, набивается 15,2 вольтами. Но изредка нужно небольшими токами 1-2а их догнать до 16.8 чтоб они сбалансировались балансиром по верхнему порогу.

    19 минут назад, Sashok_Lensk сказал:

    На бассклубе продают и корпуса, и всё остальное для этих банок. Правда они не очень компактны, но это другой вопрос.

    Этот вопрос какраз очень острый, ибо допуски в размере корпуса в моём варианте небольшие чтоб две секции в одну ёмкость вставить, между банками 2.5-3мм и внешне от банок не более 7-8мм. Иначе уже это всё не очень хорошо встаёт.

    23 минуты назад, Sashok_Lensk сказал:

     

    На том же бассклубе давно всё проработано в этом отношении, в цепь заряда ставят диод, напряжение поднимается. 

    Да, я тоже из кучки диодов подбирал диод чтоб напряжение поднять на нужную величену, тема достпаточно распространённая с диодами.

    IMG20200807161047.thumb.jpg.b23e1336766f30f51237eb77bb3c8aad.jpg

    IMG20200807161033.thumb.jpg.c278e0b0eddc82c1301b7281067ea27b.jpg

    28 минут назад, Sashok_Lensk сказал:

     

    Я давно на них засматриваюсь, но и они не без недостатков, бывают случаи что одна - две банки в сборке сдыхают.

    Можно ссылку, где банки покупались

    Мне чувак который этим занимается сказал, бывает когда одна банка чем-то подогревается относительно других, то она начинает выбиваться из характеристик и выходит в итоге из строя. Это бывает плохой контакт и греющий балансир, который любят пихать прям в секцию к банкам:Cherna-facepalm:. Гораздо реже бывает что банка сама по себе по браку помирает. Как мне объяснил основные причины гибели титаната, это перезаряд, повреждения механические, и отгнивающие контакты.

    Контакты в лс.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Нижний Новгород
    • Машина: Toyota Land Cruiser 80 FZJ80L Двигатель: 1FZ-FE

    можно нам тоже контакты

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: г. Москва
    • Машина: уаз мутировавший в 80ку, 2109, были.TLC-80HD-FT АКПП 3 лока.
    2 часа назад, ksa сказал:

    можно нам тоже контакты

    В лс.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Улан-Удэ
    • Машина: семь-восэм

    ЕМНИП вебаста при напряжении 15В блокируется с ошибкой "овервольт", да и 15В на бензиновом двигателе 100% не понравится ЭБУД.

    Остальное зачётно

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: г. Москва
    • Машина: уаз мутировавший в 80ку, 2109, были.TLC-80HD-FT АКПП 3 лока.
    21 минуту назад, stass_03 сказал:

    ЕМНИП вебаста при напряжении 15В блокируется с ошибкой "овервольт", да и 15В на бензиновом двигателе 100% не понравится ЭБУД.

    Остальное зачётно

    Очень странно первый раз об этом слышу, у меня ничего не блокируется, второй момент, это чтоб полностью зарядить современные акб сделанные по кальциевой технологии, нужно напряжение 15.5-16в.

    И моменты с которыми сталкиваемся иногда это прикуривание авто пусковым устройством, а там напряжение при подключении подпрыгивает до 16-17вольт, и ничего не блокируется и всё работает.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Москва
    • Машина: LX-450, 1FZ-FE, ГБО, 35АТ
    3 часа назад, dendrovosek сказал:

    чтоб полностью зарядить современные акб сделанные по кальциевой технологии, нужно напряжение 15.5-16в.

    Неправда.

     

    3 часа назад, dendrovosek сказал:

    И моменты с которыми сталкиваемся иногда это прикуривание авто пусковым устройством, а там напряжение при подключении подпрыгивает до 16-17вольт, и ничего не блокируется и всё работает.

    При правильном прикуривание такой скачок невозможен в принципе. А так то да, ЭБУД на 80-ке пофиг на напряжение. Сгореть может, но возмущаться не будет :)

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Петропавловск-Камчатский
    • Машина: Mitsubishi Lancer Evolution 8 GSR
    22 часа назад, dendrovosek сказал:

    Контакты в лс.

    И мне

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах

    Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

    Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

    Создать аккаунт

    Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

    Зарегистрировать аккаунт

    Войти

    Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

    Войти сейчас

    • Сейчас на странице   0 пользователей

      Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


    Change privacy settings
    ×

    Важная информация

    Чтобы сделать этот веб-сайт лучше, мы разместили cookies на вашем устройстве. Вы можете изменить свои настройки cookies, в противном случае мы будем считать, что вы согласны с этим.