Перейти к публикации
SLAM™

Русский север 2020 (много фото)

    Рекомендованные сообщения

    • Откуда: Калуга
    • Машина: TLC Prado 78

    Всем привет. Пока идет разбор фоток с нашего очередного путешествия, накидываю план на рассказ - а телефон решил создать воспоминание о поездке.

     

    Выкладываю его без всякого редактирования. Надо признать, что у искусственного интеллекта свои представления о прекрасном...

     

    Может кому все эти места и поднадоели, а мы только открываем наш север для себя - всего третий раз там побывали.

     

    Когда будет готов текстовый отчет с фотками, как всегда выложу его здесь.
    Будет и видеоотчет, так как сейчас это модно:angel: Но он будет в простом виде, потому как снимать хороший фильм у нас не было времени - хотелось посмотреть как можно больше всего за ограниченное время

     

    Смотрите, подписывайтесь, лайкайте и комментируйте  :buzz:

    Наша группа здесь - Околесица

     

     

    Изменено пользователем SLAM™

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Чукотка, Анадырь
    • Машина: Lexus GX 460 (1UR-FE), 2010г., дилер

    фото давай, не все могут видео смотреть ;)

    с нашим инетом будет неделю грузиться

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Москва
    • Машина: Тойота Прадо 90, БМВ Х5

    Ждём и фото и видео. Ну и желательно с текстом - некоторые места знакомы, а другие нет.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Калуга
    • Машина: TLC Prado 78

    Друзья, текстовый пишу. Все будет. Вот только насчет плохого инета - вопрос. Фоток слишком много.

    Вот как было 2 года назад, много фоток очень, грузиться будет долго - 

     

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Москва, Куркино
    • Машина: TLC 80 VX, 1HD-FT 9262В7Ч1Ч5

    В начале песчаный мыс с соснами, снятый с коптера - это где? Онега?

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Калуга
    • Машина: TLC Prado 78

    @Gal  Нет, одно из Карельских озер рядом с Калевалой.

    Текст готов, а фотки мне никак не отдадут. Жду их обработку...

     

    spacer.png

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Калуга
    • Машина: TLC Prado 78

    И снова здравствуйте, любители приключений! Наконец-то я начну рассказывать вам о нашей очередной поездке на север. Планировать эту экспедицию под кодовым названием «Русский север 2020» мы начали еще в прошлый отпуск – в Крыму 2019, о котором я все никак не могу написать. Хотя тоже есть о чем.

     

    2020 год оказался очень сложным по понятным причинам. Ну и к слову он еще не закончился… Так вот наша поездка на север оставалась в подвешенном состоянии до самого августа. При последних изучениях маршрута многое оказалось недоступным по причине пандемии. Музеи закрыты, так же как и некоторые города. Но мы не стали отчаиваться и поехали как есть – по первоначальному плану.

     

     

    6c401a410ff4.jpg

     

     

    В этот раз собрались три машины и 10 человек. Два "Прадика" и постоянный участник "Соболь".

     

     

    d0dff7f2e3d0.jpg

     

    aaf16f23fef2.jpg

     

    5d3294ef7945.jpg

     

    90f484e68222.jpg

     

     

    Итак, стартанули из Калуги в 5 утра воскресенья. Быстро проскочили МКАД и двинулись в сторону Вытегры. Целью был стал известный нам пляж на Онежском озере. Дорога была нормальной, ремонтов практически не встречалось, а на месте прошлогодних дорожных работ мы обнаружили отличный асфальт. Через несколько лет вся дорога в Карелию будет шикарной!

     

    Быстро проехали Ярославль, Вологду, периодически заезжая на заправки.

     

     

    5b0d60d09884.jpg

     

    879226029bc5.jpg

     

    a830b3124fb2.jpg

     

     

    Уже практически перед Вытегрой, перед нами, из болотины у дороги взлетает утка, пытается перелететь дорогу и, сбитая фурой, падает на обочине. "Не пропадать же добру" , - подумали мы и забрали утку. Неважно ведь, как дичь добыта )

     

     

    ff9c0a676a79.jpg

     

    d95cc8e9064d.jpg

     

     

    Проехав Вытегру, свернули с трассы в сторону Онеги. Погода шикарная, тепло, солнце! Естественно, все хорошие места на берегу заняты, кое-где народу, машин и палаток битком, как на юге. В расстроенных чувствах едем дальше по побережью, к намеченному месту, понимая что там наверняка тоже будет стоять чей-то лагерь. Но к огромному удивлению и радости там было пусто! Костровище еще теплое – значит, освободили полянку недавно. На радостях решаем сделать сразу дневку, отдохнуть от 1000 км. Ставим лагерь, шатер, готовим шурпу из добытой утки. Как же хорошо!

     

     

    d24cc1868f98.jpg

     

    f10cd8906c21.jpg

     

    98dc57db90bf.jpg

     

    83536ba18f5d.jpg

     

    ba7bff005ecd.jpg

     

    f7fc64a893a4.jpg

     

    585d49d61e8b.jpg

     

    d6e53c120f35.jpg

     

    aef1354ef9a5.jpg

     

    4def0b1eb46d.jpg

     

    74a518e30ba9.jpg

     

    98fa1eb544d5.jpg

     

     

    День 2.

     

    Просыпаемся рано, под шум волн. Готовим завтрак, небо хмурое, штормит. Но отступать от идеи дневки не стали.

     

     

    2f3d72bd61d2.jpg

     

    087cdbe5b3c2.jpg

     

    979aef6405f8.jpg

     

     

    Ближе к обеду начинает накрапывать дождь. Но нас этим не испугать. Одна машина отправляется в Вытегру, в музей подводной лодки Б-440, а мы на другой едем в сторону устья реки Андомы. Красивое место - широкая река впадает в Онегу, несколько корабликов стоит у причала. Один, видимо, давно не на ходу – импровизированный музей. Естественно, и мы фоткаемся на нем.

     

     

    6387cc8e5b09.jpg

     

    3f6a8c91b8fd.jpg

     

    13da45912b9a.jpg

     

    8c74adfbd91f.jpg

     

    8c3bf1993c52.jpg

     

    728287e3f948.jpg

     

    093a85ac40af.jpg

     

    a0ac7d74a5a2.jpg

     

    30c9f4769a79.jpg

     

    b309313762cd.jpg

     

    e23a7914a625.jpg

     

    152b23b61459.jpg

     

     

    На обратном пути останавливаемся у Андом-горы. Ветер усиливается, но место шикарное. В бинокль видим купола Муромского монастыря, куда собираемся доехать во второй половине экспедиции.

     

     

    5924df3de4cf.jpg

     

     

    Местный житель рассказывает, что постепенно разрушается гора, подмываемая волнами. Да и правда, где два года назад была деревянная смотровая площадка, сейчас половина берега обрушена.

     

    Площадки уже нет, вот старое фото:

     

     

    827e753edce3.jpg

     

     

    Тот же местный говорит, что обрыв был раньше гораздо дальше – метров на 50 - 100 вглубь озера, и что там раньше стояли деревенский клуб или библиотека.

     

     

    0c2c65fef479.jpg

     

    ab87e01383fb.jpg

     

    1909b33c272b.jpg

     

    578c19df18e1.jpg

     

    5622b4b64be8.jpg

     

     

    Андомский геологический разрез, как правильно называется это место, расположен на территории охраняемого природного комплекса (ОПК) «Онежский». Это юго-западный край Большой Андомской возвышенности, гляциодислокация, образованная в результате движения ледника. Абсолютная высота Андомской горы составляет около 85 метров над уровнем моря и около 45 метров над уровнем Онежского озера.

    Здесь на поверхность выходят девонские отложения, возраст которых насчитывает 360-420 млн. лет. Среди них можно увидеть разноцветные песчаники и пески: красные, зеленые, фиолетовые, обнаружить остатки окаменелых деревьев и панцирных рыб.

     

     

    2513a79705a8.jpg

     

    8440d3037513.jpg

     

     

    В этот момент подъезжают наши остальные участники, рассказывают, что в Вытегре на подлодке их застал сильнейший ливень. Но нам не страшно, и самый отважный участник нашей команды решает спуститься вниз с горы и искупаться в Онеге. У него это легко получается.

     

     

    c785ca7532ad.jpg

     

    a803e184703a.jpg

     

    ec4e9d4f0ff7.jpg

     

    43d9c0522e7f.jpg

     

     

    Вернувшись в лагерь, мы застаем интересные вещи. Шатер улетел и чудом не задел машину зацепившись за дерево. Ветрище стоит сильнейший, но дождя нет. Переставляем шатер за деревья, среди которых предыдущие отдыхающие сделали импровизированную ветрозащиту.

    Готовим ужин, травим байки и отдыхаем.

     

     

    f0a1fe0f720a.jpg

     

    2fe60f204b5c.jpg

     

    cecf56b9b33d.jpg

     

    bd3b62295e1f.jpg

     

    a0f877cf000d.jpg

     

    ac4a77ca11f9.jpg

     

    8c5a62bfa1bb.jpg

     

    75915ec0afdb.jpg

     

    ed61ea77ff6e.jpg

     

    0fcc1acc75fc.jpg

     

    3bb850e6e166.jpg

     

    a78de5dca145.jpg

     

     

    День 3.

     

    Распогодилось, но нам надо ехать. Завтракаем и выдвигаемся.

    Первая остановка традиционная – граница Карелии.

     

     

    2245660b96e8.jpg

     

    78b65fc7592f.jpg

     

     

    Вторая – Беломорские петроглифы.

     

    Беломо́рские петро́глифы — наскальные изображения, памятники монументального изобразительного творчества первобытной эпохи, расположены в Беломорском районе Карелии, на островах реки Выг, датируются IV—III тысячелетием до нашей эры[1].

    Всего здесь обнаружено 39 групп, включающих более 2000 отдельных фигур, отчётливо видны изображения людей и животных, сцены охоты, сражений и ритуальных шествий. Здесь находится самое древнее в Европе изображение человека на лыжах. Размеры фигур от 3 см до 3 м, размер основного количества фигур 15—60 см.

     

    Интересное место, в шаговой доступности, в отличии от Бесова носа. Можно посмотреть, потрогать и понять для себя что это такое - петроглифы.

     

     

    bffb4c00388d.jpg

     

    96d4ffc47aa8.jpg

     

    1c157c33b7c6.jpg

     

    b9e4ee7c0862.jpg

     

    82fa6f24cc2c.jpg

     

    f0cf168bc46c.jpg

     

    f1bd5c74bcc4.jpg

     

    2d065ffcc6f7.jpg

     

    bb8c8b92798f.jpg

     

    c5915ea4c7c9.jpg

     

    d9b3fc4316e4.jpg

     

    8154d3ba06ed.jpg

     

    c5e862957b55.jpg

     

    b7c881234db5.jpg

     

    689893c575bc.jpg

     

    9bf51f72d5d0.jpg

     

     

    Заправляемся в Беломорске и выдвигаемся дальше на север.

    Проезжаем Выгостровскую ГЭС. Тонны воды извергаются, берег дрожит…

     

     

    8d80357d1b73.jpg

     

    e60d977af2c6.jpg

     

    4a42124aedb5.jpg

     

     

    Свернув с Колы налево, на Калевалу, попадаем на дорогу ужасного и весьма разнообразного качества, по которой нам ехать 150 км. Здесь и разбитый асфальт, как после бомбежки, и участки грейдера, и просто грунтовка. Есть небольшой участок идеального нового асфальта, после которого все повторяется.

     

     

    b004866f37c4.png

     

    0461be54cd21.jpg

     

    bb2b948c2303.jpg

     

     

    Машины трясет, все вибрирует. Быстро ехать не получается. Хуже всего "Соболю", он отстал. Наша цель – встать лагерем на берегу озера, не доезжая Калевалы. Место это я увидел на фотографиях в каком-то отчете, и почему-то захотелось попасть именно сюда. Искал я его по картам недели три, но все-таки нашел!

     

     

    92f1e4595d04.jpg

     

    0ebe4ec7957b.jpg

     

    b4ab862ffabc.jpg

     

    cd975dd9d508.jpg

     

    25e3defa14ea.jpg

     

    a6aba6a2635b.jpg

     

     

    Ждем на повороте "Соболь". С ним все печально – оторвался кронштейн амортизатора, и что-то скрипит в переднем колесе. Кое-как доезжаем до берега и разбиваем лагерь. Беглый осмотр показывает, что развалился ступичный подшипник. Решаем завтра доехать до Калевалы и попробовать там найти сервис и магазин запчастей.

     

    А местность тут просто шикарная…

     

     

    52f47131121d.jpg

     

    b12891edc8bd.jpg

     

    7b9915bc4d6c.jpg

     

    49ff735b5522.jpg

     

    59ba962ff449.jpg

     

     

    Прямо рядомс палатками в леске набрали грибов. Готовим ужин, купаемся, отдыхаем.

     

     

    99387eb2cc9b.jpg

     

    31a53c04388b.jpg

     

    4b7f5c75d20e.jpg

     

     

    Ночью вполне можно гулять без фонаря – солнце не так далеко за горизонтом.

     

     

    91ed2c408fdf.jpg

     

    bc9ab26da339.jpg

     

    c1ddc83df1ef.jpg

     

    1cfdd76e73fe.jpg

     

    2c562f21d071.jpg

     

     

    День 4.

     

    Наутро неспешно собираемся. В этот момент к нам подходят два человека – егерь и пограничник. Проверили документы, пообщались. Рассказали нам, где можно спросить запчасти, и немного о местности.

     

     

    50c39ffe2219.jpg

     

    cc2334eafe23.jpg

     

    23551314290b.jpg

     

    fa83732b9c7f.jpg

     

    d9ede0527132.jpg

     

    973cb4506a24.jpg

     

    e215b6ccb6ff.jpg

     

    81011ebcb012.jpg

     

    1ee69c804a60.jpg

     

    a942ff3f85af.jpg

     

    7049784b7841.jpg

     

     

    На въезде в Калевалу стоит пост, проверяют документы, интересуются целью визита и записывают  паспортные данные.

     

    В Калевале с сервисами туго. Сварщик один, и тот уехал. Запчастей не купить. Заезжаем на базу МЧС. Ребята отзывчивые, помогают приварить амортизатор и дают контакты человека, который сможет привезти подшипник, но только завтра.

     

    Самый большой в мире ловец снов:

     

     

    f1d0ddba0c55.jpg

     

    68fa615a1bac.jpg

     

    71ce550ed377.jpg

     

    3adc1158aeb8.jpg

     

     

    Решаем разделиться, чтобы не отстать от графика. Экипаж "Соболя" остается на берегу озера Среднее Куйто, а мы, осмотрев достопримечательности Калевалы (музеи закрыты) выдвигаемся в сторону водопада Куми-порог.

     

     

    0142414b6f61.jpg

     

    8127ec2e2d5e.jpg

     

    f645a775b1c5.jpg

     

    9dc356739563.jpg

     

    08c1c174209f.jpg

     

    e79709b81224.jpg

     

    12c1a0ea3598.jpg

     

    8d3002b2b43d.jpg

     

    7af4bd62099c.jpg

     

    653b62df5787.jpg

     

    6549741d718c.jpg

     

    1ad8666289f8.jpg

     

    ce896b72161d.jpg

     

    c48b167522fd.jpg

     

    fe6eaafa2cc0.jpg

     

    e4ac30512bc8.jpg

     

    33b898291fd9.jpg

     

    108e644598f3.jpg

     

    657b79cb7c97.jpg

     

     

    До водопада от города 80 км довольно сносного грейдера, но мы решаем стравить колеса, так как тряска всех уже вымотала. Очень красивые пустынные места!

     

     

    01f5a2619c64.jpg

     

    1067b2021b8c.jpg

     

    b316075e4c36.jpg

     

    847e5d87761f.jpg

     

    9afb9b550182.jpg

     

    908008ee0d9c.jpg

     

    4ede5a889702.jpg

     

    69e950a8676e.jpg

     

     

    Высота Куми-порога составляет чуть более 14 метров.

     

    Куми-порогу уступают известные водопады Карелии, такие как Юкан на Кулисмайоки (около 12–13 м), Кивакка на Оланге (12 м) и даже знаменитый Кивач на Суне (10,7 м). Именно Куми-порог правильно считать самым высоким равнинным водопадом в Карелии. А среди равнинных водопадов в Европе Куми занимает почетное третье место, уступая лишь Рейнскому водопаду в Швейцарии (24 м) и Янискоски на Кутсайоки в Мурманской обл. (18 м).

     

     

    c82ca78abf7e.jpg

     

    45c65a7544c0.jpg

     

    8a5c31e14222.jpg

     

    23f30b39a5d9.jpg

     

    d2cca4b048ea.jpg

     

    ebc677e8fb3c.jpg

     

    b1daa4059ceb.jpg

     

    a1dfe77a6fa6.jpg

     

    5903a6d5fa04.jpg

     

     

    Назад проехали чуть другой дорогой – вдоль границы. Колючка, контрольно-следовая полоса. На душе тревожно.

     

     

    9235df8fcd90.jpg

     

    4e7a7ea661ac.jpg

     

    220e5f891bc5.jpg

     

    f3c8514a6eb1.jpg

     

    4bf559912b57.jpg

     

    893e951ec5db.jpg

     

    c83074e18f32.jpg

     

    d315ccd9e3b3.jpg

     

    1bb73af3eaf3.jpg

     

    a3e885c72a72.jpg

     

    d2292189e6dd.jpg

     

    8f0f32734e13.jpg

     

    0e2e3145f047.jpg

     

    a5bbc93bedbb.jpg

     

    c9f1555829de.jpg

     

    e8d0db175d50.jpg

     

     

    Возвращаемся назад в Калевалу, созваниваемся с оставшимися участниками. Все подтвердили, подшипники будут завтра. Обговариваем место встречи через пару дней и двумя машинами выдвигаемся дальше по плану.

     

     

    23de49e9338e.jpg

     

    0feb53f0fda6.jpg

     

    6e4cdfdf7bb2.jpg

     

    d439b2e5503e.jpg

     

    18f7a40944d6.jpg

     

    09f8dc40acf5.jpg

     

    0493b843d87f.jpg

     

    1b7a467b7cdd.jpg

     

     

    Мы на двух "Прадиках", проехав километров 50 по грейдеру, решаем встать лагерем в отличном месте, на берегу очередного карельского озера. Наконец-то поймали рыбы и сварили уху.

     

     

    6c7c196fffa8.jpg

     

    68ff1f0e596f.jpg

     

    fcb47568ce8d.jpg

     

    9cca52a278fc.jpg

     

    331476768a1d.jpg

     

    4dabc26025e9.jpg

     

    311bda9bb3e1.jpg

     

    2775078065be.jpg

     

    762d04adb01a.jpg

     

    d92408b26118.jpg

     

    b13c67e19767.jpg

     

    53fcd44f543e.jpg

     

    b28d60841101.jpg

     

    138628c5ecf2.jpg

     

    b977354c3a64.jpg

     

    ce7a9c57b456.jpg

     

    8ce22d303318.jpg

     

     

    День 5.

     

    Позавтракав, выезжаем на грейдер, внезапно одна из "Тойот" глохнет. Завожу, прогазовываюсь – вроде работает на холостых. Начинаем ехать – практически не тянет. На улице дождь. Беглый осмотр под капотом ничего не выявил. Делать нечего, едем не спеша в сторону цивилизации. Через несколько километров все прошло и до самого вечера не повторялось.

     

    Выезжаем на трассу Кола и двигаемся в сторону Кандалакши. Время обеда. Останавливаемся в уже известном нам трактире с печкой. Вкусно и недорого! А теплая печка придает особый шарм обеду...

     

     

    fb61b7306f15.jpg

     

    49b89f29c171.jpg

     

    f0aec8e5b18f.jpg

     

    a2595011d4b2.jpg

     

     

    Следующая остановка опять традиционна – Полярный круг.

     

     

    e2c37e0a6f9d.jpg

     

     

    Приезжаем в Кандалакшу, заправляемся и закупаемся продуктами. Немножко меняем план маршрута, чтобы назавтра встретиться с "Соболем".

     

     

    c5e421c3d38f.png

     

     

    Едем на лабиринт. Первый поворот на него после перевала, и начинается крутой спуск по каменистой дороге, временами по которой бежит ручей. Спуск этот называют ловушкой для недоприводов, потому что подняться назад для них тут нереально. Это видно по следам буксований и попыток разгона в горку. Второй заезд к лабиринту с трассы находится в нескольких километрах дальше – но на той дороге есть несколько довольно глубоких бродов.

     

     

    7465ff702489.jpg

     

    51cdb4c4ae5d.jpg

     

    41682f356f94.jpg

     

    3b536636be5b.jpg

     

    929017bf8526.jpg

     

    1c9612c579da.jpg

     

    cbc86bb605b5.jpg

     

    b5cae7683ab0.jpg

     

     

    Лабиринт расположен в 4 км от Кандалакши у бывшей рыболовецкой тони Малый Питкуль, в нескольких километрах на восток от устья реки Нивы. Объект достаточно известный. Он датирован по официальной версии 2 тысячелетием до нашей эры и поставлен под государственную охрану.

    Доезжаем до парковки и идем пешком. Отлив в Белом море, и нам повезло пройти посуху.

    Несмотря на табличку с указанием о запрете проезда на Лабиринт моторизированной техники - полно следов от квадров и внедорожников. Печально...

     

     

    b138d89fab0f.jpg

     

    cf2b22b3ec90.jpg

     

    f2e1c0366ced.jpg

     

    f988f4325aed.jpg

     

    895d055b611d.jpg

     

    2c84825e25d0.jpg

     

     

    На лабиринте бегает куча детей, воспитатели сидят рядом. Ждем, пока они закончат.

     

     

    f3f9b656c47a.jpg

     

    a0483e005ae5.jpg

     

    86feeb46fbc7.jpg

     

    9b25dfabc325.jpg

     

    9adadb725a93.jpg

     

    8bd96ccfc47e.jpg

     

    6abec139d458.jpg

     

    d332b78bdb5a.jpg

     

    59f02499fce1.jpg

     

    75d9dd23ee31.jpg

     

     

    Время к вечеру, решаем остановиться на берегу Колвицкого озера. Место красивое, но попсовое – много отдыхающих с палатками. Как следствие – куча мусора везде… Находим хорошую полянку с краю и раскладываем лагерь.

     

     

    ed11600ef096.jpg

     

    53b9d0128579.jpg

     

    73806f6ef79a.jpg

     

    3c4543b7d6d3.jpg

     

    80563454d494.jpg

     

    5cae5e42dd49.jpg

     

    4b9d33ed7955.jpg

     

    dfecf7b9d071.jpg

     

     

    Продолжение следует...

    Изменено пользователем SLAM™
    новые фотки

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Москва
    • Машина: TLC-78 1KZ-TE АКПП Риф +2" Pirelli MTR 285x75x16

    Класс!

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Москва
    • Машина: "Мамонт" с TD42

    Красотища!

    Много народу в этом году было на северах?

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Медвежьегорск, Карелия
    • Машина: VWTaro/Hilux. 22RE. кабина полуторка.

    Были проездом у нас, можно было по финским дотам и пещерам поползать и на Онегу с горы посмотреть.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Калуга
    • Машина: TLC Prado 78

    @Три Танкиста Не совсем понятно, вроде бы так же, но мы и были не в слишком популярных местах

    @serg1975 Мы там лазили в 2017 )

    Изменено пользователем SLAM™

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Калуга
    • Машина: TLC Prado 78

    Часть 2.

     

    День 6.

     

    На этот день у нас хороший запас по времени, поэтому никуда утром не торопимся. Гуляем по берегу  и купаемся.

     


    fbe0723df2ee.png


    840232333c73.jpg

     

    7338a5ebb97c.jpg

     

    b1b83e6604a8.jpg

     

    709aea47a690.jpg

     

    4c1109fa110a.jpg

     

    f57dcb490f63.jpg

     

    0c3942ce3bf7.jpg

     

    755e5888277e.jpg

     

    cfad6408743c.jpg

     

    06b8c60f341c.jpg

     

    1747457ddde2.jpg

     

    fe99066da461.jpg

     

    26c9239cd71f.jpg

     


    Ближе к обеду собираемся и едем в сторону водопада Черный падун. К нему ведет экотропа. Нам снова везет с погодой. Гуляем, дышим свежим воздухом. Моя "Тойота" опять глохнет на холодную и еле едет, но через несколько километров все приходит в норму. Проверил воздушный фильтр – чистый. Вдруг заметил, что дополнительный топливный фильтр весь черный. Запасной есть, замену отложил до вечера.

     


    0915a1709c61.jpg

     

    9b7dba366ad4.jpg

     

    7c2c84145dba.jpg

     

    56ac10bd10c7.jpg

     

    0d091646edf3.jpg

     

    315d9239cb92.jpg

     

    ea7a21abe6c7.jpg

     

    dd831aea633a.jpg

     

    86c19c339f5d.jpg

     

    9153038f83df.jpg

     

    fab3921ff72e.jpg

     

    74f302e9b4d0.jpg

     

    83726aaaf458.jpg

     

    38bd0bed6b5a.jpg

     

    46c02aa003e7.jpg

     

    d6d623bf9671.jpg

     

    e49c2a682abf.jpg

     

    f2850348b6f1.jpg

     

    fe967f325f93.jpg

     

    24fde8b6691e.jpg

     


    А наша цель – Ревда, встреча с "Соболем", поиск места для лагеря на несколько дней. На следующий день с теми, кто готов, собираемся выйти пешком на Сейд-озеро, с ночевкой там.

     

     

    44a506c390b1.jpg

     

    e797940f17f7.jpg

     

    441db6452b33.jpg

     

     

    Проезжаем поворот на Кировск, а там огромный плакат, что в связи с пандемией въезд в Апатиты и Кировск закрыт. Еще при планировании экспедиции мы это знали. Решили потом все равно попробовать заехать наудачу, потому как очень хотелось попасть в Хибины.

     


    e18bd0199c16.jpg

     

    fc951f414896.jpg

     


    По дороге на Ревду экипаж "Соболя" звонит и говорит, что они решили выйти на собственный маршрут – Питер, Выборг и т.д. Ну что ж…
    Заезжаем в Оленегорск на вокзал – отправляем на поезде одного нашего участника домой. Дела…

     


    72ad0db37562.jpg

     

    a54c8b819922.jpg

     


    Меняем планы.  Ставить лагерь нет смысла, поскольку мы все хотим на Сейд-озеро.  Находим небольшой пятачок у развалин бараков рядом с проходной ГОКа и решаем сделать завтра маршбросок туда - обратно одним днем. Кажется, что 25 км не так уж и много. Да и не придется тащить палатки, посуду и т.д. Два года назад мы столько же прошли от лагеря возле Шальского до Бесова носа по берегу Онеги.

     

     

    0ac5d3f13997.jpg

     

    945b85d1bdf3.jpg

     

    9e4a1c521d8a.jpg

     

    ccb2c02ec22c.jpg

     

    9aa5f657a7af.jpg

     

    9688aad21107.jpg

     

    21bfddbd71d2.jpg

     

    be1f9a8f6e14.jpg

     


    День 7.

     


    2a936fbb8de6.png

     

     

    Утром ранний подъем, в 5 утра. Быстрый завтрак и сборы. И уже в 6:20, оставив машины на парковке ГОКа, записываемся на проходной и начинаем подъем в горы.

     


    3096fbba6d0e.jpg

     

    868936f1f047.jpg

     


    Погода солнечная, но очень ветрено. Довольно быстро поднимаемся на перевал. Виды просто шикарные. Дальше спуск. Ветер пропадает, солнце начинает пригревать. Время всего 8 утра!

     


    8da62ace0f4b.jpg

     

    c20a9927746b.jpg

     

    515fb5ffc384.jpg

     

    1d9e3d84aa17.jpg

     

    e10cd89fc491.jpg

     

    8cffd8b62713.jpg

     

    b7ab8e49d9d8.jpg

     

    01e0a69752ce.jpg

     

    122747306277.jpg

     

    a41404691928.jpg

     

    b6b93c2c9b65.jpg

     

    1716cfbfc63e.jpg

     


    Приближаемся к озеру. Начинают попадаться полянки для стоянки с палатками.

     

     

    b7756bd8a028.jpg

     

    ea440908bf94.jpg

     

    f59645514da3.jpg

     

    d6d0d429ecd0.jpg

     

    a8fd4cca7958.jpg

     

    f4336958bcee.jpg

     

    f1959a3cb9db.jpg

     


    Через мостик дошли до устья реки Эльморайок. Здесь уже видим очень много людей, везде палатки, костерки. Шумно. Но озеро очень красивое. На скале видим 74-метровое изображение великана Куйвы.


    Куйва — персонаж мифологии саамов, легендарный великан, обитающий в Ловозерской тундре (в иных локациях данный персонаж неизвестен, легенды о нём так же популярны именно в этом районе). Также Куйва — сейд, скала, священная для местных саамов, напоминающая о месте «упокоения» великана.

     


    419e5b248eb2.jpg

     

    06ac1decf851.jpg

     

    9312702a292e.jpg

     

    af7d79a557bc.jpg

     

    d03ccb03868f.jpg

     

    188542748d37.jpg

     

    99a8f8b1a9eb.jpg

     

    5b107d35e435.jpg

     


    Решаем искупаться. Уже достаточно тепло – солнце печет вовсю. Время 11 часов. Заходим в воду и понимаем – искупаться не получится. Во-первых, уже через 10 секунд сводит ноги. Но даже окунуться никак – настолько мелко везде, даже по колено нет. А добежать до глубины – ноги сведет. Вода 10 градусов. Одеваемся и начинаем обратный путь вдоль берега реки до мостика.

     


    7377a9dbb930.jpg

     

    5964203c582e.jpg

     

    715312a6e9c1.jpg

     

    ba48a55ec826.jpg

     

    43e7a4bc89ff.jpg

     


    На очередном повороте тропинки видим хороший заход в воду и сразу глубину. Ну как же побывать на Сейд-озере и не искупаться! Раздеваемся и ныряем. Очень удивительно, но вода здесь гораздо теплее. По ощущениям градусов 15-17.


    Здесь же по другую сторону тропинки огромное болото. Те, кто не купался, начинают сбор морошки, ее здесь очень много! Погода, повторюсь, отличная.

     


    1922c2a9e0c0.jpg

     

    53904b683a47.jpg

     

    f4b2e2dbf9ad.jpg

     

    b65a9f68d0e1.jpg

     


    Набрались сил и двинулись назад к машинам. Время около 12. Первая часть по низине до подъема на перевал дается нормально, но уже ближе к горам чувствуется усталость. Прошли мы примерно 18 км. Находим хорошую полянку и делаем привал. Картошечка "Доширак" и чай.

     


    36881e3a07c1.jpg

     

    fa7330674a88.jpg

     

    c020c0da5cca.jpg

     

    8e352198b6fb.jpg

     

    4353b93750f7.jpg

     


    Время 14:00. Идем дальше

     


    a90bce3dbb30.jpg

     

    20f7d37287a2.jpg

     

    a0cdd9ce10ed.jpg

     

    a52ea3aef2e0.jpg

     


    Поднимаемся на перевал. В обратную сторону он дается сложнее. Раз 10 мы вроде бы поднимаемся до гребня, думая, что вот - вот начнется спуск, а там открывается новый подъем.

     


    87c7869a000d.jpg

     

    f73b3f95ffb2.jpg

     

    0615b8fa7904.jpg

     


    Наконец-то, часам к четырем мы поднялись наверх и видим внизу ГОК. Силы на исходе.

     


    9c74d7a8adaa.jpg

     

    8cf45c34e7fc.jpg

     

    e64c6ef8ab03.jpg

     

    cc5ef878bd94.jpg

     

    b0a793409ff9.jpg

     


    Через проходную на парковку мы вышли в 17:20.

     


    30ac158ef1b2.jpg

     

    e1638cef4280.jpg

     

    5f00caa7c1a0.jpg

     

    91e997810382.jpg

     


    Итого маршбросок у нас занял 11 часов, по треку 27 км. Но оно того стоило.


    Возле машин собрались с духом и решаем, что делать дальше. Место для лагеря было отмечено заранее - на берегу Умбозера. Там находится заброшенная насосная станция для комбината, большая ровная площадка перед ним. Нам не привыкать ночевать в таких местах. Два года назад мы ночевали на территории Кольской сверхглубокой скважины.

    Заехали в магазин в Ревду, купили продуктов. Здесь же нашли родник, пополнили запасы воды и выдвинулись к Умбозеру.

     

    Проезжаем заброшенные шахты Умбозерского рудника.

     


    a8ae71d5c11e.jpg

     

    823f74825a73.jpg

     

    6cb4a10f2f98.jpg

     

    4ea9d6bde3f9.jpg

     

    3ead308e1b84.jpg

     

    a291c18029c1.jpg

     

    17efe41d72c0.jpg

     


    Подъезжая к берегу, понимаем, что не встать нам на территории станции – вокруг нее новый деревянный забор. И вывеска "Саамская община". Видимо, выкупили и сделали что-то похожее на этнодеревню. Но сейчас все закрыто.

    Рядом на берегу есть небольшая парковка, стоят несколько машин рыбаков. А чуть дальше шикарный пляж, на который не заехать – впадает небольшая речка, через нее пешеходный мостик. Мы почти без сил, решаем,что нет смысла терять время на поиски другого места, переносим вещи из машин на пляж и ставим лагерем. Думаем сделать дневку и набраться сил.

    Погода отличная!

    Абсолютно у всех начинает ломить тело – ноги от ходьбы, спины и плечи - от рюкзаков.

     


    45deccef026f.jpg

     

    4096b20c538f.jpg

     

    4feae1093cbc.jpg

     

    0385b5bc6543.jpg

     

    45873bf5cd21.jpg

     

    6429f7796697.jpg

     

     

    Закат, ужин, и расслабляющее растекается по венам…


    День 8.


    Проснувшись и кое-как выбравшись из палатки, мы поняли, что одной ночевки на Сейд-озере нам, неподготовленным пешим туристам, было бы мало. И мы бы просто не смогли вернуться на следующий день. Поэтому очень удачно все сложилось, что мы смогли сходить туда - обратно одним днем. Все тело ломило.

    Поскольку мы решили делать дневку, то за завтраком снова приняли распрямительного, и жизнь наладилась! Погода теплая, немного ветрено. Но искупаться смогли.

     


    0b12837e9928.jpg

     

    7839b748388c.jpg

     


    Немножко посидев, силы как-то неожиданно вернулись, а вместе с ними решение не терять все день и выдвинуться дальше по нашему маршруту, на дорогу 1000 ручьев. Она идет по глухой ненаселенной местности, поэтому закрепив решение очередной порцией напитка храбрости, собираем лагерь и выезжаем.

     


    b78706c96365.jpg

     

    72aafec732cb.jpg

     

    11c080138d70.jpg

     


    Много перечитал отчетов и слышал отзывы людей, кто ездил этой дорогой. Пугали нас сложностью прохождения. Но либо нам повезло с погодой (воды почти не было, ручьев много, но конечно не 1000, все броды оказались мелкими), либо это все горячительное, но проехали мы часов за 5, на одном дыхании. Больше напрягали камни, чем вода.

     


    55b376283cdf.jpg

     

    d1606687affc.jpg

     

    566c4954e43d.jpg

     

    6c25ca890b5f.jpg

     

    8832ecc6012e.jpg

     


    Название дороги 1000 ручьев дано не зря. Вся дорога практически на половине своей дистанции проходит по узкой полоске земли зажатой между Умбозером и Ловозерскими тундрами. Чистейшие горные ручьи пересекают дорогу буквально каждые сто метров. Нет, они не глубокие. Никакой шноркель не нужен. Не нужна и подготовка автомобиля. Но их количество – вот уж воистину 1000 ручьев. Мостов давно нет, а те, что сохранились - в плачевном состоянии.

    В некоторых местах грунтовка выходит на полотно железной дороги и идет практически по шпалам. Пару слов об истории этой «железки». Этот 100 километровый участок, соединяющий станцию Титан Мурманской ЖД с поселком Ревда, есть не что иное, как единственная действующая часть печально знаменитой «стройки № 509». Гигантский проект по строительству железнодорожной магистрали до незамерзающего порта Иоканьга через весь Кольский полуостров, возложили, как водится, на заключенных. Ударная работа, и к 1953 году дорога была построена до 100 километра. Со смертью «самого» стройка была остановлена, и в тундре остался рукотворный памятник тысячи жизням, загубленным на этой бесполезной стройке. И лишь один участок успел дойти до логического завершения. А именно, та самая ветка до Ревды. Поселок Ревда возник на пустом месте в те же годы, а виной всему строящийся теми же трудовыми ресурсами Ловозерский горно-обогатительный комбинат (ГОК)

     


    691048256944.jpg

     

    71d35e9d7733.jpg

     

    59ef057c83e3.jpg

     

    a2612ebc668f.jpg

     

    36e1ef881c2e.jpg

     

    d79eeebdaa6d.jpg

     

    08977d030736.jpg

     

    723c3b7815b9.jpg

     

    aa14c7b07619.jpg

     

    96e91cddecc4.jpg

     

    afacadb95724.jpg

     


    Часам к пяти мы выехали на дорогу, по которой надо было свернуть направо, в сторону поселка Октябрьский, но мы решили следовать плану и проехать немного по дороге 509, до урочища 82 км.

     


    bca99ac7661c.jpg

     

    92bd82d489c5.jpg

     

    cce63b334abf.jpg

     

    1368654c429a.jpg

     

    857477a0ea21.jpg

     

    3e335b6af1e9.jpg

     

    1a03787c55d7.jpg

     

    fc55e9b10d49.jpg

     


    Дорога тоже не сложная, к камням и бродам только добавляются гати через болота. Довольно быстро доезжаем до цели. По пути насобирали ведро грибов, растущих вдоль дороги, а иногда прям на ней. А если зайти в лес, сколько бы их там было?

     


    6d3d7976e43e.jpg

     

    73818a67eebc.jpg

     

    1726f61d4b59.jpg

     

    3612503e4919.jpg

     

    621ddac87534.jpg

     

    eafe9b674926.jpg

     

    2ec44681b45d.jpg

     

    15dcedcaf078.jpg

     


    Ставим палатки возле мостов через реку Цага. Костер, шум реки, вкуснейшая картошка с грибами. Романтика! Комаров, кстати, за все путешествие почти не видели. В момент расстановки лагеря налетали всегда, но через час уже пропадали. Спреи и дым костра делают свое дело.

     


    5b31e9f686c6.jpg

     

    ed1ff29ab205.jpg

     

    54bfdc252151.jpg

     

    ef0c1fa3bc27.jpg

     

    170b3ee9f509.jpg

     

    40af90c2db21.jpg

     

    0475bd7c7989.jpg

     

    d03d4e0dc05c.jpg

     

    8c1776fe6d0f.jpg

     

    038848299b23.jpg

     

    752b332aebc9.jpg

     


    Продолжение следует…

    Изменено пользователем SLAM™
    новые фотки

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Москва, Куркино
    • Машина: TLC 80 VX, 1HD-FT 9262В7Ч1Ч5

    Спасибо! Интересно и познавательно!

     

    Я смотрю, восстановили мост до Кумо-порога. Он несколько лет был разрушен, и приходилось ездить вдоль колючки. Пропуска в погранзону получали?

     

    На перевал Геологов вообще проблем нет на машине заехать, кстати.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Москва
    • Машина: Тойота Прадо 90, БМВ Х5

    Однозначно - респект!

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Калуга
    • Машина: TLC Prado 78

    @Gal На Геологов были пару лет назад, в четвертом посте ссылка на отчет с фотками.

     

    spacer.png

     

    Мост да, сделали. Видел что раньше в брод ездили там...

     

    Пропуски не оформляли. На въезде в Калевалу на посту проверили документы и сказали, что если одним днем до Куми-порога и назад - можно без пропуска.

    Изменено пользователем SLAM™

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Москва, Куркино
    • Машина: TLC 80 VX, 1HD-FT 9262В7Ч1Ч5
    19 минут назад, SLAM™ сказал:

    Пропуски не оформляли. На въезде в Калевалу на посту проверили документы и сказали, что если одним днем до Куми-порога и назад - можно без пропуска.

    Ага, нам в 2007 году такие "сказавшие" потом предупреждения выписывали. Начальство приехало, типа. Впрочем, меня жизнь не учит - как не оформлял, так и не оформляю)))

     

    Хорошо, что мост сделали, а то как-то неприятно было без пропусков прям вдоль КСП ездить. Хотя, там еще одна дорожка есть, без мостов. Но она такая, с приключениями.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Калуга
    • Машина: TLC Prado 78

    Часть 3.

     

    День 9.

     

    С утра мы планировали осмотр урочища 82км. На нем сохранилось много интересного со времен ГУЛАГа.  
    Но погода вносит коррективы.

     


    2845a720044b.png

     


    Расслабленные хорошей погодой в последнее время, мы ставили палатки по быстрому, верхний тент прост накидывали на дуги, и не растягивали его. За это и были наказаны. После полуночи начался дождь, который к утру перерос в ливень. Палатки оказались в лужах, да и по стенкам начали промокать. Проснулся я от того, что на голову начало капать. Так что под дождем по-быстрому распихали все по машинам и поехали в сторону Октябрьского.
    Обратная дорога 509 оказалась посложнее, а может потому что мы были не выспавшиеся, уставшие и без завтрака. Броды,  лужи и ручьи стали гораздо полноводнее. Многие гати скрылись. Приходилось ехать аккуратнее.

     


    a890ffaca4b7.jpg

     

    07192f63394f.jpg

     

    9d2e5b16b135.jpg

     


    Но без приключений мы доехали до поселка и свернули в сторону следующей нашей цели – аэродрома Хариусный. Это запасной полевой аэродром 987 Морского Ракетоносного Авиационного Полка (МРАП), который базировался в Североморске-3.  До него снова разбитый грейдер.

    Очень интересное зрелище, увидеть довольно хорошо сохранившийся многокилометровый асфальт посреди зарастающего леса.

     


    0088ee78bd41.jpg

     

    22b45371ffe1.jpg

     

     

    Здесь уже распогодилось, дождь перестал давно, даже выглядывало солнце. Прям на взлетной полосе мы приготовили завтрак. Горячий кофе… Романтика!

     


    438d448525fd.jpg

     


    Вернувшись назад, свернули в сторону Кировска. Наконец-то, асфальт! Очень уж эти десятки километров разбитых дорог за последние дни надоели!

     


    0df74392f171.jpg

     


    Выезжаем на дорогу между Апатитами и Кировском и без проблем въезжаем в город! Как потом оказалось, КПП находится между трассой Кола и Апатитами. Вот так мы окольными путями через Ревду и 1000 ручьев попали в закрытый город и в общем-то даже без нарушения. С этой стороны никаких запрещающих знаков не было.

     


    324eef2994f8.jpg

     

    ab13bf6af629.jpg

     

    303822722aac.jpg

     

    b41415f8f26a.jpg

     

    ff0dbba02158.jpg

     

    11202d3badc2.jpg

     

    11a7b23a3cb9.jpg

     


    В Кировске заезжаем в магазин пополнить запасы продуктов и через заброшенный вокзал, который в прошлую поездку не посетили, въезжаем в Хибины.

     


    15ec447787d1.jpg

     

    c5e37691482c.jpg

     

    4efaf74bd8af.jpg

     

    666b4523efe4.jpg

     

    f9180b1c6343.jpg

     

    92e536716ca7.jpg

     

    49505d57ef54.jpg

     

    c1e454d5bc68.jpg

     


    Здесь ничего не изменилось, ручьи и камни. Туристы на машинах тоже есть. Доезжаем до базы КСС. Поскольку 10 дней мы уже живем в палатках, то здесь захотелось остановиться в цивилизации. Но гостиница на территории забита под завязку – и расписано надолго. Идем к МЧС и легко у них снимаем домик. Всего 400 рублей с человека. Обычный домик барачного типа с двухярусными кроватями, а нам больше и не надо. Но самое главное – внутри дома печка. Тут же растапливаем ее, и становится очень тепло и уютно. Развешиваем мокрые вещи, палатки и тенты. Уже через пару часов они полностью высохли.

     


    171d7ba0d7e2.jpg

     

    865f15316e34.jpg

     

    fff6db372dbf.jpg

     

    8e1c3b55502a.jpg

     


    В гостинице можно за 300 рублей с человека воспользоваться душем с горячей водой, что мы и сделали. Десять дней мыться в холодных озерах надоело.
    В домике газовая плита, готовим ужин. Наконец-то, можно посидеть в нормальных условиях!

     


    a9478bdb65fd.jpg

     

    60bbbd678da8.jpg

     

    e2e54db5bd8b.jpg

     


    Здесь же на берегу речки у МЧС есть баня, но на сегодня она полностью расписана, а назавтра в обед свободна. Стоит 1 500 рублей в час. По времени у нас запас, идем по графику. Так что решили остаться и на второй день здесь.

     


    c624c049b974.jpg

     

    3f5a79d723fe.jpg

     

    460c251a984e.jpg

     

    cade2e91e1a5.jpg

     

    94efd755a078.jpg

     


    День 10.

     

     

    Проснулись, позавтракали. Баня с 10 до полудня. Отлично отдохнули в ней, вода в речке хорошо бодрит! Силы полностью вернулись к нам.

     


    f5c8222a9b75.jpg

     

    feb2ce758197.jpg

     

    3df5bef79c1c.jpg

     

    84f127777cf7.jpg

     

    953f78008261.jpg

     

    4c71f8f2586e.jpg

     

    3e666e150d18.jpg

     

    47ae599ef34a.jpg

     

    9297b1134f6e.jpg

     


    После обеда пешком прогулялись до Красивого водопада.

     


    77cb425fe222.jpg

     

    72ad3264d8d4.jpg

     

    883d0e8e1e25.jpg

     

    fe396188ed20.jpg

     

    e7ab8d5c5aed.jpg

     

    fec7afea40bc.jpg

     

    210790fcbe74.jpg

     

    28be58b0a770.jpg

     

    e28472350853.jpg

     

    d57342648c19.jpg

     

    a3df57598c68.jpg

     

    ff0d09b2d297.jpg

     

    fb49d5d32710.jpg

     

    2b2fff94ebaa.jpg

     

    fccdcb8ce9e3.jpg

     

    1e26b9bf3988.jpg

     

    82dcf8a100f1.jpg

     

    96dc10a2483a.jpg

     


    Поднялись чуть выше, к площадке объекта "Днепр-1", где раньше было произведено несколько подземных ядерных взрывов.

     


    Ученые рассчитывали, что после него в шахте горная порода превратиться в щебень. Это достигалось за счёт эффекта действия прямой ударной волны и отражённой от границы раздела сред. Затем превращенную в крошево породу можно было бы сразу грузить в вагонетки и на транспортёры. Это значительно облегчило бы работу горняков и удешевило бы добычу апатита. В эксперименте решено было использовать так называемый чистый ядерный заряд и применить систему направленного вывода и захоронения активных продуктов взрыва в пустой породе.
    Все радиоактивные продукты взрыва выводились по специальному воздушному каналу.

     


    cd8e4881e49b.jpg

     

    45cb886c205a.jpg

     

    1031acf63034.jpg

     

    5c6833410698.jpg

     

    f099ff5321a4.jpg

     


    Здесь есть полузаваленная штольня, где собственно в глубине и произошел взрыв. Говорят что на выход есть радиационный фон, при этом видно что люди заходят внутрь. Мы не стали проверять, пофоткались и ушли.

     


    3958d469e27e.jpg

     

    44369d1dd55c.jpg

     

    b064ee2136f6.jpg

     

    c3fd7e3f9811.jpg

     

    c0d5af015b29.jpg

     

    0a5b5fb74c00.jpg

     


    Были и еще планы на Хибины. Но силы физические хоть и были, но усталость общая присутствовала. Поэтому остаток вечера мы просто грелись у печки.
    И в очередной раз решили, что надо вернуться сюда, и только сюда. А не как мы всегда делаем – за две недели везде галопом проскочить.

     


    1e3c911a86d8.jpg

     

    548db008e70e.jpg

     

    b9950e814490.jpg

     

    2c68940ce072.jpg

     

    4a9b9f18b75b.jpg

     

    76eb6e95b793.jpg

     


    День 11.

     

    Позавтракав, стартуем. Моя машина опять глохнет. Так я и не поменял же фильтр. Меняю, прокачиваю лягушкой и все, забываю о проблеме. Снятый фильтр ужасен, а ему всего пара тысяч пробега.

     


    eefbc41f7be2.jpg

     

    351e32ce4e8a.jpg

     

     

    Двигаемся в сторону Кировска, делаем фото возле августовского снега.

     


    149c9b23b7d7.jpg

     

    420a6367242f.jpg

     

    1a84e5f02012.jpg

     

    5e07a1e642a3.jpg

     

    1486d002b96d.jpg

     

    4f2c3bcafae2.jpg

     

    42b673ba0250.jpg

     

    589b6bb72e94.jpg

     

    401d96d1bef3.jpg

     

    5c1a35dabfc6.jpg

     


    По пути посещаем еще одно место - где находилась Хибинская научная станция Академии Наук СССР "Тиетта"


    19 июля 1930 г. на берегу озера Малый Вудьявр при активном содействии и помощи академика А.Е. Ферсмана открылась Хибинская научная станция АН СССР - первое комплексное научное учреждение в Мурманском округе и 1-е периферийное учреждение АН СССР.

     

    Открытием научной базы Экспедиции отмечалось десятилетие её работ на Кольском полуострове. По 100 тысяч рублей на строительство станции выделили трест "Апатит" и Академия наук.

    Место для строительства А.Е. Ферсман выбрал на живописном берегу озера Малый Вудьявр, где и был построен небольшой, но очень уютный деревянный домик с лабораториями, библиотекой, составленною в основном из личной библиотеки Ферсмана.

    Сам Ферсман называл ее "Тиетта", что в переводе с саамского означало "нечто необыкновенное, важное, значительное".

     

    Перед коллективом станции стояла задача поиска новых районов залегания руд. Кроме апатита и нефелина отряды геологов открыли залежи руды - молибдена, ванадия, титана, тория и редких земель. Западнее озера Имандра были обнаружены месторождения медно-никелевых руд. Полевыми отрядами "Тиетты" открыты Оленегорское месторождение железных руд, железорудное месторождение Ковдора, мусковитные пегматиты Ёнского района, месторождение перовскита в Африканде.

     

    А.Е. Ферсман в "Тиетте" одним из первых в мире начал исследовать проблему комплексного использования минерального сырья и рационального природопользования.

    В 30-х годах при Кольской научной станции "Тиетта" АН СССР в Хибинах был создан Музей геологии и минералогии.

     

    Во время войны "Тиетта" сгорела от неосторожного обращения с огнем, и научный центр переместился сначала в Кировск, а затем в специально построенный для него научный поселок в городе Апатиты.

     


    4b09a723077b.jpg

     

    9259bdde5502.jpg

     

    07c9d2809732.jpg

     


    Выезжаем через Кировск и Апатиты. На выезд карантинный КПП не останавливает никого, а на въезд стоят машины – только по прописке или пропускам.

     


    67e1058c950e.jpg

     

    e39d3d2893fe.jpg

     

    e4214da874fb.jpg

     

    13b643790f72.jpg

     

    1fd549718758.jpg

     


    Наша цель на сегодня – Терский берег.

     


    e648bc45dc0e.png

     


    Терский берег - пожалуй, самая необычная часть Русского Севера. Ведь если все эти Онега, Двина, Мезень расположены к югу от Белого моря, то Терский - к северу, в Мурманской области. Как и всё Беломорье, он начал осваиваться русскими в 13-15 веках, был даже новгородской волостью Тре, но так и остался где-то посредине между старым Поморьем и промысловой Арктикой. К тому же, в отличие от других исторических областей Севера, вытянутых вдоль рек, Терский не уходит вглубь материка - это действительно узкая полоса вдоль побережья. Своей заповедностью Терский напоминает Мезень, но как нигде в России, сохранил морской дух.

    На всем побережье много истинно старинных мест, музеев и прочего. Но много что закрыто, хотя возможность к посещению есть - но надо заранее созваниваться. Мы этим не занимались, да и времени уже не хватает. Снова решаем отложить посещение культурных мест, типа Тони Тетриной и музеев в Умбе до лучших времен.

     


    344ae3c7fa84.jpg

     

    81410b4c7526.jpg

     

    d31b5425c6b7.jpg

     

    33e765b1464f.jpg

     


    Довольно быстро проезжаем Умбу, а после Кашкаранцев опять начинается грейдер. Погода солнечная, сухая – пыль стоит столбом. Грейдер напоминает об усталости.
    Доезжаем до Варзуги.

     


    54a18b0a359e.jpg

     

    eab570ebad24.jpg

     

    4e418820c99a.jpg

     

    5ef6555de2dc.jpg

     

    d4e616002d49.jpg

     

    b48a4c755fb8.jpg

     

    1c2c1a1f219a.jpg

     

    1a61ad2e7b44.jpg

     


    Варзуга - единственное село Терского берега, стоящее не у моря, в двадцати километрах от устья одноимённой реки. Расположенная севернее, она словно нависает над побережьем, и на протяжении веков была флагманом терских селений. Известная с 1466 года, именно Варзуга была столицей "волости Тре", и вплоть до основания Мурманска соперничала с Колой за роль центра Кольского полуострова.
    Особую роль Варзуга сохранила и ныне, в чём-то напоминая мезенскую Кимжу. Достаточно сказать, что и мезенцы, и терчане независимо друг от друга прозвали жителей этих двух сёл "фараонами". Но эта особая роль да сила впечатления - всё, что роднит Кимжу и Варзугу. В остальном два села по разные стороны Белого моря бесконечно различны.

     


    df7a6ea99891.jpg

     

    4fea5af122f0.jpg

     

    1ac899b399db.jpg

     

    a26b76709cc4.jpg

     

    2b5b0f1e3ce8.jpg

     

    446ef0f1d2b1.jpg

     

    dbef8879d49d.jpg

     

    d4b0ecc012ff.jpg

     


    Далее движемся в сторону Кузомени.


    Кузомень – небольшое село в Терском районе Кольского полуострова. Первые упоминания о поселении относятся к XVII веку. Известно, что в XVIII-XIX вв село активно развивалось за счет рыбного промысла и торговли, чему способствовало удачное расположение – в устье реки Варзуга, впадающей в Белое море, заходит на нерест семга.

    Сейчас же село известно своими Кузоменскими песками, которые грозят поглотить поселение, своей труднодоступностью и дикими лошадьми, которые гуляют здесь наравне с собаками.

    «Кузоменские пески не отпустят без тоски» – местная поговорка.

     


    732d551c1283.jpg

     

    ac6469fbe400.jpg

     

    1ffa79814996.jpg

     

    1c7433164cb3.jpg

     

    f8f7a9c56967.jpg

     


    Северная пустыня, которую нужно преодолеть, чтобы оказаться в селе Кузомень, образовалась из-за массовой вырубки леса в XIX веке. Никто точно не знает из-за чего это произошло, но есть версия, что лес вырубали и жгли для выпаривания соли на солеварнях, которые здесь работали. А ветер завершил изменение местного ландшафта. Сейчас ведутся работы по восстановлению леса и предпринимаются попытки остановить наступление песков на деревню, но пока мяч на стороне пустыни.

     


    70c90a77620a.jpg

     

    e3fffcdbc7e0.jpg

     

    f9cb3b2a0508.jpg

     

    8ed5f30155ad.jpg

     

    36edb8060af7.jpg

     

    4ecd9ff435b6.jpg

     

    180f2090e082.jpg

     


    И здесь такие персонажи, и такие виды, пейзажи, что можно неделю фотографировать. А мы буквально ворвались в Кузомень и обратно.

     


    734455ee2700.jpg

     

    470a9f509a10.jpg

     

    16406bc75548.jpg

     

    0282700a4783.jpg

     


    Теперь расстояние до дома будет постоянно уменьшаться.

     

    Еще одна достопримечательность Терского района – Аметистовые берег.
    Здесь издавна добывали драгоценные камни. Кроме аметиста в породах мыса встречаются полевой шпат, мусковит, кварц, флюорит, кальцит и барит.

     


    eb85147a1ae9.jpg

     

    a2ab679ccf0b.jpg

     

    92452c963506.jpg

     

    48d3476e11ba.jpg

     

    565fd3126ad0.jpg

     

    69a17da5bb2b.jpg

     


    Но на берегу очень много туристов с палатками, куча мусора. Ходим ищем аметисты – но все собрано до нас. С трудом удается найти несколько небольших камушков.

     


    8be60d1c011d.jpg

     

    74b15c34862b.jpg

     

    fb9111df4094.jpg

     

    c3b13e2c2e63.jpg

     

    dc3486af3d0b.jpg

     

    553e83ec60d6.jpg

     

    559889cafb26.jpg

     

     

    Перед выездом на грейдер проезжаем очень интересный природный объект. Дорога как будто проходит через брод каменной реки.

     


    a266b92de06c.jpg

     

    e6f78157dfdb.jpg

     

    bd9992a35092.jpg

     

    4c2257c81aee.jpg

     


    Вечереет, выезжаем с грейдера на асфальт, немного проезжаем по нему и ищем место для предпоследней ночевки, на берегу Белого моря.

     


    a96038a77fe9.jpg

     


    Останавливаемся только возле источника Безымянного инока, пополняем запасы воды. Отсюда ведет тропа в сторону Белого моря, где на берегу стоит маленькая, но красивая часовня преподобного безымянного инока Терского, к сожалению разрушенная в середине прошлого столетия но отстроенная заново в 2003 году. Внутри совсем немного места и небольшая могилка загадочного монаха.

     


    f0258a48b210.jpg

     

    6cbeed221b2a.jpg

     

    35061c3cb788.jpg

     

    7d8c9837411e.jpg

     

    76cc29a41dc6.jpg

     


    После первой же своротки с асфальта к берегу находим отличную полянку, и ставим палатки.
    Ужинаем, отдыхаем, купаемся. Вода соленая, но не холодная.

     


    6cf541b4e1dc.jpg

     

    d0bbf58d363b.jpg

     

    0c530dba9d32.jpg

     

    9af4123e5313.jpg

     

    a47e9d97785f.jpg

     


    День 12.

     

     

    В планах было посещение Муромского монастыря. Но вся наша поездка выдалась достаточно сложной, поэтому оставляем монастырь на другой раз.

     

    Новая цель – проехать 1000 км до Вытегры и встать на ночевку после нее.

     

    По пути, начитавших многочисленных отзывов, останавливаемся на обед в кафе "Тэдино". Здесь можно вкусно и недорого поесть дичи – в меню присутствуют блюда из медвежатины, лосятины и т.д.
    Обед выдался шикарным! Рекомендую к посещению.

     


    5a9fe889ae71.jpg

     

    c86511207abc.jpg

     

    e0ee74418894.jpg

     

    47188c867293.jpg

     

    054b50b854e6.jpg

     


    До Вытегры доезжаем без приключений. Нашли хорошее место на берегу Волго-Балтийского канала, неподалеку от шлюзов. Поставили палатки и наблюдали прохождение сухогрузов. Последний ужин удался, весь вечер вспоминали прошедшие дни. Ночь прошла хорошо.

     


    f5f721fea035.jpg

     

    b33d0fc9e0bc.jpg

     

    e74fbb7bb0f9.jpg

     

    1d75424b8aec.jpg

     

    6fe97cc562b2.jpg

     

    391299a8358e.jpg

     

    d6abce97ade2.jpg

     

    d1ef90c5790b.jpg

     

    91848d7b1ddf.jpg

     

    d3f3a409bd9b.jpg

     

    4fde9456b31e.jpg

     


    День 13.

     


    До дома 1000 км. Дорога хорошая, ничего не предвещает неприятностей.
    Обедаем в кафе "Баранка" – тоже хорошая недорогая сеть. Тут у второй "Тойоты" замечаем постукивания в моторе. Внешне никаких признаков. Что делать, едем дальше.

     


    2c5f38ecf4c6.jpg

     


    На очередной "зеленой" остановке замечаем капли масла под поддоном. И тут уже под капотом видим, что сальник коленвала потек. Шкив вроде бы на месте, пытались подтянуть – сидит мертво.
    Ну и после Переславля-Залесского шкив приказал долго жить вместе с сальником. Не доехали до дома 300 км, отмотав 5200…

    Эвакуатор, МКАД, дом…


    2158861eb328.jpg

    7d589e83b4d9.jpg

     


    Тойота - управляй мечтой!

     

    Несмотря на это - отпуск удался! Отличные места, отличная слаженная команда, погода - да куча всего.
    Путешествуйте, не сидите дома! Ваша Околесица

    Изменено пользователем SLAM™
    новые фотки

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Санкт-Петерьбург
    • Машина: Ssangyoung Kyron

    Спасибо, маршрут в заметки. 

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: МО, г. Королёв
    • Машина: Y61 4,2d - был, TLC200 4,5d

    Хорошее путешествие и шикарные фотографии!

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах

    Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

    Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

    Создать аккаунт

    Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

    Зарегистрировать аккаунт

    Войти

    Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

    Войти сейчас

    • Сейчас на странице   0 пользователей

      Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


    Change privacy settings
    ×

    Важная информация

    Чтобы сделать этот веб-сайт лучше, мы разместили cookies на вашем устройстве. Вы можете изменить свои настройки cookies, в противном случае мы будем считать, что вы согласны с этим.