Перейти к публикации

Архивировано

Эта тема находится в архиве и закрыта для публикации сообщений.

solyaris

Экспедиция Алтай 2009 24 июля - 15 августа

    Рекомендованные сообщения

    • Откуда: Павшинская Пойма, Красногорск
    • Машина: Toyota Hilux Surf 185 1996 2,7л 3RZ. Лифт 2.5

    Клуб "Внедорог" планирует туристическую поездку на Алтай летом 2009г. с 24 июля по 14 августа (3 недели)

    В этой теме ТОЛЬКО информация, ссылки и т.п. Все обсуждения - в теме http://www.vnedorog.ru/ipb/index.php?showtopic=4547

    Общий пробег - около 10 тыс.км. 3 недели

    Уровень сложности - из рассчета на стандартные авто (в нашем понимании это - 31-33MT).

    Планируемая нитка маршрута:

    Общая: Москва-Нижний Новгород-Казань-Уфа-Челябинск-Ишим-Омск-Новосибирск-Барнаул-Бийск-ГорноАлтайск-Усть-Сема-Черга-УстьКан -УстьКокса-Мульта-Тюнгур-Иня-Акташ-КрасныеВорота-перУлаганский-УстьУлаган-перКатуЯрык-оз Телецкое-Акташ - Кош-Агач- Теплый Ключ - Бертек - оз Кальджин-Коль - Кош-Агач - пер Бугузин - Тыва

    возвращение в Моску обратно

    Маршрут доезда:

    День 1 24 юиля 2009

    Москва-Нижний Новгород длинной 411 км можно проехать за 5-6 часов.

    Нижний Новгород-Казань около 375 км

    Казань-Набережные Челны 220 км

    итого: 1006

    День 2

    Расстояние между Набережными Челнами и Уфой по этому маршруту 390 км

    Уфа-Челябинск 420 км

    итого: 810

    День 3

    М-51 Челябинска до Омска через Ишим примерно 970 км

    День 4

    М-51 Омск-Новосибирск 670 км отличная ровная. Преодолеть этот участок можно часов за шесть.

    У Новосибирска объездной дороги нет. Днем машин очень много, пробки.

    День5

    Новосибирск-Барнаул: 226 км

    Барнаул-Бийск 157 км

    Бийск-ГорноАлтайск 102км

    Итого: 485

    День 6

    Водопад Шинок (левом притоке реки Ануй)

    http://www.altaidiscovery.ru/sights/shinok...47ba2cd16b0be1a

    http://www.altaitravel.ru/objects/shinok.htm

    Денисова пещера (4 км от Черный Ануй)

    http://www.altaidiscovery.ru/sights/Deniso...47ba2cd16b0be1a

    Мультинские озера

    http://www.activesys.ru/tr/mult/multa.htm

    http://www.altaidiscovery.ru/sights/Multin...47ba2cd16b0be1a

    http://www.altaitravel.ru/objects/multinskie_lakes.htm

    Вид на Белуху

    http://www.altaidiscovery.ru/sights/Beluha...47ba2cd16b0be1a

    ( Кучерлинское озеро - вопрос о дороге и смысл) http://www.altaidiscovery.ru/sights/Kucher...47ba2cd16b0be1a

    День 7

    Тюнгур-Акташ

    каменный воин http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=961

    скалы Ак-Бом, пороги, урочище Албак-Таш,

    наскальные рисунки

    http://www.altaitravel.ru/objects/kalbak-tash.htm

    http://www.altaitravel.ru/objects/beliy_bom.htm

    http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=2847

    День 8

    Тыдтугемский водопад http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=558

    через Ворота Дьявола (красные ворота), http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=5524

    Усть-Улагану, http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=3142

    Балыктуюль,

    Пазырыкские курганы, http://www.altaitravel.ru/objects/multinskie_lakes.htm

    преодолеваем перевал Кату-Ярык (пока еще самый опасный на Алтае, но проезжается), http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=973 http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=4423

    http://www.altaitravel.ru/objects/katujaryk.htm

    ночуем на берегу Чулышмана

    http://www.altaitravel.ru/objects/chulyshman.htm

    http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=4219

    http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=2782

    День 9-10

    Телецкое

    http://www.altaidiscovery.ru/sights/Teleck...47ba2cd16b0be1a

    http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=2783

    http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=2570

    Дневка?

    День 11-12-13

    Укок

    обзор http://www.altaidiscovery.ru/sights/Ukok.h...47ba2cd16b0be1a

    лайт поездка: http://www.altay4x4.ru/content/view/97/57/

    еще лайт http://www.altay4x4.ru/content/view/96/57/

    на уазах http://www.solomon.ru/ukok01.html

    в поисках жопы http://www.altay4x4.ru/content/view/61/57/

    Маршрут:

    кош-агач - теплый ключ - калгуты - аргамджи - бертек - кальджин коль -

    ( радоновых бань молибденовый рудник На заставе Аргамджи нужно регистрироваться . ринцессу Укока. Бертекскую писаницу" (наскльные рисунки) (лодка) )

    День 14-15-16

    НИЖЕ ПОД ВОПРОСОМ!!!

    Кош-Агача и через Кокорю пойти на восток в Туву до оз. Джулукуль. Асфальта нет, колея.

    Едем через хр.Чихачева. Верхогорье - альпийские луга, птичьи базары, дорога не заезженная, так что можем никого не встретить. Далее можно сделать петельку через Туву и вернуться на большую землю.

    http://www.altaidiscovery.ru/sights/Tuva.h...47ba2cd16b0be1a

    День 17-18-19-20-21 - дорога обратно

    Состав экспедиции:

    1) MAZDA B2500 33MT BFGoodrich, лебедка, шноркель. KIAlex, QZMN, Аня

    2) Toyta Surf 32MT BFGoodrich, лебедка: Solyaris, Лера

    Анонс экспедиции

    Приглашаем всех желающих.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Москва, Строгино
    • Машина: Suzuki Grand Vitara XL-7

    От Тюнгура до Ини дороги нет, нитку маршрута правьте.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Москва, Строгино
    • Машина: Suzuki Grand Vitara XL-7

    Будем считать, что ее нет. С учетом того, что ребята идут в две машины и времени на весь Алтай - неделя, тратить ее только на Тюнгурский прорыв - нет смысла.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Барнаул
    • Машина: Кузя

    ...неделя???Вернулся с Укока,10 дней лазили по плато-не хватило времени!!!С 15 августа опять поеду,на 15 дней!!!

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Павшинская Пойма, Красногорск
    • Машина: Toyota Hilux Surf 185 1996 2,7л 3RZ. Лифт 2.5
    Дорога есть,читайте:    здесь.

    700379[/snapback]

    Не, у нас туристическая поездка ))))) Ребятам конечно бесконечный респект, такое пройти..... но мы как-нибудь попроще поейдем )))

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Новосибирск
    • Машина: J90 Prado 1KZ-TE

    Нереальные сроки однозначно!

    В один день и Денисова пещера и Мультинские озера!

    Спуск в долину Чулышмана - туда ездят на любом заднеприводном седане.

    Красота! Минимум 1 день Акташ-Телецкое-Акташ, без обеда, без водопадов и рыбалки.

    Про Укок, Бертек - не серъезно. Видать по картам планировали, где все ровно, так как карта на столе лежит.

    В Туву через Джулукуль врядли - там не так просто с проездом из-за болот. Хиндиктиг-Коль аналогично- проезд по восточному берегу 5 км займет весь день- более реально проскочить югом через Кызыл-Хая, к тому же вы к тому времени "наедитесь" Алтая.

    Скорее всего вы проедете обзорную экскурсию по части Алтая, либо будете планировать "взятие" конкретного региона.

    Можно сгонять только до Инегеня - стоит ппроехать этот кусочек через висячий мост, через деревню (без остановок), крутой спуск к реке и до поляны. Потом посмотрите на "дорогу" до Тюнгура и все вам станет ясно. Там хорошее место ночевки.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Москва
    • Машина: LJ72

    Коллеги.

    По марштруту Тюнгур-Иня мы не поедем. Насчет малого запаса времени на Укок - вполне могу согласится что на такие красоты времени мало, но увы - 3 недели отпуска это то что с огромным трудом удалось вырвать sad.gif Больше никто не дает.

    Мультинские озера счас под большим вопросом - доехать до них мб сложно (оффроуд) а круг большой - будем смотреть по запасу времени на месте. Разбивка по дням безусловно jxtym примерная - к сожалению в сети нету отчетов(мб не нашел) о поездках именно из Мск..обзорных - либо народ рубится либо зависает на турбазах.

    Странная инфа про Туву - я смотрел поездку nub1an и его трек - он говорит там слошная степь и все едется в легкую. Меня пока этот кусок сильно смущает. Буду благодарен инфе

    Заранее спасибо!

    Алексей

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Москва
    • Машина: TLC-61 СОА Гудрич 35МТ, VZJ-95, 1,5" лифт

    Если не хотите пилить через Новосибирск, то можно объехать. Каргат - Камень на Оби - Павловск - Барнаул. На 60 км дальше, но дорога красивая и без трафика вообще. Километров 30 приличной гравийки, остальное асфальт.

    В первый день Вам бы до Казани добраться, хотя как из Столицы выберетесь. Прошлый и позапрошлый года мне пришлось ночевать в Казани. От неё дальше по Вашему маршруту вроде всё правильно по времени. Башкирия для меня как-то не понятна. В 2007 замучался ехать и ДПС-ники достали, а в прошлом просто на "Ура" проскочил.

    Омск - Новосиб - Барнаул, или Омск - Каргат - Камень на Оби - Барнаул проходится легко в один день.

    Если какие вопросы есть звоните или пишите.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Москва
    • Машина: LJ72

    2 VovСолярка Спасибо за инфу! Но мы обязательно хотим заехать и в Омск и в Новосиб (хотя бы обзорно поглядеть города, останаваливаься не планируем) Если что можешь подсказать что стоит в них поглядеть буду благодарен!

    Из Мск в Казань мы поздней осенью (уже снег был местами) за день легко гоняли, хотя летом возвращались с Урала аж 2 суток ехали...фур много sad.gif как повезет .

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Москва
    • Машина: TLC-61 СОА Гудрич 35МТ, VZJ-95, 1,5" лифт

    Ну Омск Вам не миновать. Очень красивый центр города, особенно ночью. Новосиб проходил только раз в 2007 по основной трассе на Барнаул. Желания глубже в город под вечер забраться не возникло... Пробки просто достали. Обратно оба раза через Камень на Оби.

    Обратный маршрут предлагаю вам через Киров, чтобы дважды одну тропку не топтать. Да и трафика с ментами там почти нет, а места черезвычайно красивые! Омск - Тюмень - Екатеринбург(по обездной)- Нижний Тагил - Кушва - Горнозаводск - Чусовой - Пермь - Омутинск - Киров - Котельнич- Мантурово - Кострома - Ярославль

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Москва
    • Машина: LJ72
    Обратный маршрут предлагаю вам через Киров, ч

    Ой! Серьезно? Там чтото изменили? smile.gif

    Ездил я по этой дорожке года 3 назад до Перми - там асфальту писец...колдобина на колдобине. Фур конечно не много, но по времени выйдет намного дольше sad.gif

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Новосибирск
    • Машина: J90 Prado 1KZ-TE

    Про Туву- там и степи и горы- я же не знаю куда в Туве вы собрались, но главное - вы туда хотите заехать через Бугузун, а это означает, что если дожди будут, а пока их очень много, - рка будет бурной и глубокой - бывало люди попадали под 1,2 метра водного потока, а бывало и 40см. А потом вы будете ехать в верховьях прямо по руслу, а потом глиняный с камнями спуск с перевала Бугузун. Затем, если югом, то особых проблем не будет- на Кызыл-Хая. И все это очень медленно, медленно и аккуратно.

    На самом деле- времени у вас доехать до Алтая, посетите Кумир (Девичий плес), покатайтесь по асфальту до Монголии, съездите в Актру, разные короткие разведки в бок и назад в столицу- как раз 3 недели очень плотного графика поездки.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Москва
    • Машина: TLC-61 СОА Гудрич 35МТ, VZJ-95, 1,5" лифт
    Обратный маршрут предлагаю вам через Киров, ч

    Ой! Серьезно? Там чтото изменили? smile.gif

    Ездил я по этой дорожке года 3 назад до Перми - там асфальту писец...колдобина на колдобине. Фур конечно не много, но по времени выйдет намного дольше sad.gif

    701409[/snapback]

    Там, даже по сравнению с 2007-м многое отремонтировали, особенно в Пермской области. В Кировской правда много еще не сделано, но один фиг гораздо лучше Алтайских грейдеров. smile.gif

    В прошлом году мы ночевали в поле где-то под Карагаем. Остаток до столицы прошли одним днём с заездом на пару часов в Киров. Это чуть меньше 1400км.

    На мой взгляд у Вас очень напряженный график движения, даже не считая Алтая. Посмотреть практически ничего не удастя. sad.gif

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Н-Новгород, Казахстан, Урал, ныне -Алтай, Барнаул
    • Машина: 185 Surf 3RZ-FE 2,7 АКПП 96 и трактор Кубота Bultra 1701

    Интересно, народ-то поехал или нет?

    Сам только что вернулся, просто шарился по Горному вдоль Катуни, с маленькими радиалками.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Рязань
    • Машина: 4Runner 215 Limited 1GR 2005

    Они отчёт пишут почти онлайн, читать тут

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Москва
    • Машина: LJ72

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Павшинская Пойма, Красногорск
    • Машина: Toyota Hilux Surf 185 1996 2,7л 3RZ. Лифт 2.5

    Предлагаю вниманию путевые заметки моего бессменного штурмана. Бесконечный респект ей и уважуха за терпение и мужество!

    25 июля. 239897 км

    Выехали из Москвы по ш. Энтузиастов. За МКАДом сразу встали в пробку.

    26 июля. 240368 км 12:13. выехали, выспались почти на берегу Волги. Ночью не было видно за обрывом, тем более что рядом в траве тихонько тусовалась влюбленная парочка ))) Мы развернулись и поехали через поле чуть дальше и в итоге уперлись в обрыв. Сил искать первую стоянку уже не было и завалились спать.

    17:30. покушали в придорожном кафе Казани: 2 борща и эчпочмак (133 руб.) + мороженное и 2 воды (72 руб.) итого 205р

    240911 км 21:13. Въехали в Набережные Челны

    27 июля. 241000 км 11:40. Выехали с ночевки на Нижнекамском водохранилище, под г. Мезелинском

    241218 км. 14:30. Уфа. ӨФӨ - так на знаках пишут местные.

    241301 км. 17:00 Маздай сломался. Лопнула рессора. Объезжали по проселочным дорогам трехчасовую пробку на основной трассе. Теперь до конца этого дня мы тут и возможно завтра тоже. Сейчас поедем в магазин, искать рессору. Зато погода очень хорошая, жарковато, правда, без воды. Наверное, то, что это случилось здесь все же лучше, чем в горах Алтая, вдали от цивилизации.

    Поискали в районе деревни Алаторка, это примерно 20 км. от Уфы. Тут какие-то автомастерские, но ничего нет. Связались с Москвой, все ребята нам сейчас очень помогают, дали телефоны пикап клуба Уфы, пытаемся выйти на них. Вроде договорились встретиться с ними завтра утром, в полдевятого.

    28 июля. Ночью вспомнили, что время тут плюс два, поэтому вставать пришлось по Москве на два часа раньше. Совсем не выспались. Ездили опять в Уфу. Как и договаривались, в полдевятого встретились с человеком по имени Иван. Он нам невероятно помог! Ездил с нами по городу полдня. К сожалению, всё безуспешно. Связались с Москвой. По плану нам сегодня вечером должны выслать рессору поездом, который придет только завтра ночью. Завтра тоже весь день отдыхать. Потеря времени очень большая, поэтому, когда починимся, поедем на Алтай сменами., чтобы хоть каплю времени наверстать. Переехали из села Урман, где мы и остановились, сразу после поломки рессоры, на речку Сим. Прикрутили аккуратно рессору, сделали деревянную проставочку из пенька и перебрались не торопясь на речку.

    29 июля. Проснулись в 13:30 по мск, и то, нас разбудили большие мухи….Отдыхали весь день у речки. Жара. Купались, загорали. Отдыхали до 22:00 по местному, потом позвонили в Москву, узнали, что МЕТРО в Уфе работает до 24:00, срочно выехали в Уфу. Список был подготовлен заранее. На нашу гоп компанию из 3х человек весьма косо смотрели в магазине. Потом нашли вокзал. Времени еще часа 2-3 до поезда. Покатались по городу, нашли МасДональдс, покушали. Приехали на вокзал часа за полтора до поезда и вырубились )))) Хорошо поставили будильник, а то пришлось бы поезд на машине догонять. Рессору забрали, двинули домой, на речку Сим.

    30 июля. 241792 км. Нас разбудили около 9:00 мск. Леша рессору уже почти поменял, сказал – это быстро, он встал всего минут на 30 раньше нас.

    9:34 мск- наконец продолжили наше путешествие. Будем ломится сутки напролет дабы хоть как то уложится в график…

    31 июля. Проехали Омск. Позавтракали.

    243646 км Я после завтрака спала, потому что ехала всю ночь. Теперь мы остановились на обед. Я уже проснулась. Кафе называется «У Озера» и находится на 1407 км-ре. Поели вкусно и недорого: 3 борща, 1 селедку под шубой, 1 салат из свежей капусты, 1 томатный сок, 1 мороженное 265

    Проехали Новосибирск, город впечатлил – большой. Покатались на метро, оно конечно совсем небольшое, две ветки. На одной - станций шесть на другой штук десять. Вобщем нас не впечатлило.

    243750 км Около 21:00 мск встали на ночевку на заливе Обского моря. Душевненько посидели. Народу в принципе было много, выходной все же, но мы встали там, куда не все доедут, у недоприводов шансов практически не было. На выезде из Новосиба мы даже попали в пробку, правда совсем небольшую. В пробке пообщались в 15ом канале с местным прадоводом. В 23:00 уже легли спать. Все устали. Время тут +3.

    01 августа. 243750 км 11:00 мск проснулись, по-местному 14:00. Выехали в 12:30.

    243834 км Въехали в Алтайский Край!!!

    244090 Заправились. Бензин дико дорожает, уже 23 руб./литр

    Долго искали ночевку, свернули к какой-то речке, вдоль нее примерно через каждые 5 км. Населенные пункты. Народ довольно агрессивно настроен. Несколько раз почувствовали агрессию в свой адрес. В один момент создалась совсем неприятная ситуация. Маздаи случайно застряли передними колесами. Мы впервые испробовали лебедку. Работает!!! Проехали до конца по этой дороге вдоль речки, уперлись в какие-то проселочные дорожки…решили не искушать судьбу и вообще уехать из этого места, так как уже везде засветились на своих машинах. Вернулись км-ов 20 обратно на трассу. Проехали еще км. 20 и свернули в гору, недалеко от н.п. Майма. Забрались на Стамовой хребет, там и заночевали На этот раз никого по близости не было. Пока поднимались, поняли что, при активном вползании в гору катализатору становится совсем тошно, он весь краснеет и начинает вонять. Видимо придется его вырезать по приезду в Москву. Ибо нех! А так - все хорошо.

    02 августа. 244191 км 12:00 мск (местное +3) выехали с ночевки

    244195 км Заправили три канистры. Народец тут конечно агрессивен и груб. Но туристов пока много. Заехали в Горно-Алтайск. Леша купил себе штучку для бензопилы, мы купили бумажные полотенца, пакетики для мусора и влажные салфетки. Ну кто чем затаривается )))

    Остановились осмотреть окрестные виды…красиво…

    Купили 2 сосиски в тесте и малосольный огурчик…вкусненько

    244417 км 18:35 мск. Встали на ночлег на берегу реки Урсула. Место крайне живописное, речка чистая, горная. Люди тут конечно есть, но в основном как раз туристы. Видели и на великах и на машинах…все с палатками. Понятно, всё относительно безопасно. Проехали сегодня мало. Особо не торопились, смотрели по сторонам, да и ехали, в общем-то, не так много по времени.

    03 августа. 244417 км 10:25 мск (местное +3). Выехали.

    244469 км Заправка. Бензин продолжает бессовестно дорожать: 24,5 руб./литр

    244555 км 14:00 мск. Акташ. Наверное, пока последний крупный город…дальше только горы. Сделали пропуска в погранзону. Всё быстро. Нам провели инструктаж о том, куда и как можно ездить…на всё про всё минут двадцать.

    Добрались до перевала Улаганский. 2100 м н.у.м. там, где местных духов задобряют пролили немного вина, так, на всякий случай )))

    244589 км 16:20 мск. (здесь 19:20). Встали на ночлег на берегу очень красивого озера Балыктукёль на высоте 1847 м. над уровнем моря. Живописно. На 21:00 по-местному заказали баню. Тут есть что-то на подобии пока недостроенной турбазы. Но баня уже есть, поэтому ураааа, мы по-настоящему помоемся.

    Сходили в баню, я долго не сидела, жарко. Может минут 20, а потом пошла мыться. Яша часа два парился, любитель тепленького. В целом нам понравилось, помылись, чистенькие…некоторым даже веничком досталось.

    04 августа. 244589 км 6:40 мск. Выехали.

    244601 км 7:00 мск. Переехали речку Кубадра. Живописно…река бурлит, за ней обледенелые вершины гор.

    7:40. Доехали до деревни Балыктуюль немного прокатили по деревне, потому что проехали поворот на Телецкое озеро, на которое панируем сегодня доехать. Получится или нет, не знаем, там впереди очень сложный перевал Кату-Ярык, его можно очень долго брать, часа 2-3 с одной стороны, а до Телецкого оттуда еще 80 км. по сложной дороге. В Балыктуюле встретили православную церковь. Давно уже их не видели. Еще очень удивились, когда, зайдя в какое-то развалившееся здание, предположительно школы, мы в коридорах встретили коров, как и зачем они туда залезли - очень ясно. Но забавно. В полумраке, в развалившихся узких коридорах по стеночкам стоят коровы. И жуют!

    После правильного поворота в Балыктуюле, через пару км. (около 519 точки) большое разветвление дорог, едем по самой левой. Началась полевка с камнями, грейдер кончился. По пути встретили норки сусликов, а потом и их самих. Получилось их даже фоткнуть, стоящих на задних лапках.

    244659 км 9:30 мск. Заехали на перевал Кату-Ярык. С нашей стороны подъем терпимый, с обратной виден резкий серпантин. Решили, что до Телецкого не доедем, время поджимает. Но вниз, к реке Чулышман, мы все таки съедем, это самый сложный перевал Алтая, решили проехать потом внизу по ущелью воль реки км. 35. Там есть интересные камни «грибы». Посмотрим сколько успеем, и вернемся назад. Начали спуск 10:20. Тут же встали, работает трактор, дорогу перекрыли.

    10:42 мск. Тронулись вниз.

    11:10 мы внизу с двумя остановками на фотки. Спустились больше чем на полкилометра. 13:00 никуда мы кроме спуска не поехали, постояли внизу, покушали, покупали машинку и двигаем назад. Решили так, что если уж до Телецкого не успеваем, кстати, нам многие говорили, что там ничего интересного нет, то отдохнем внизу у речки и двинем обратно. Нам еще за это время много нужно пройти по расстоянию и многое увидеть. Так что особо не расстраиваемся, самый сложный перевал «перевалили», ну и хорошо. Хотя то, что не попали на крупнейшее озеро Алтая, немного растаивает.

    13:12; высота 676 н.у.м. Начали подъем.

    На первых 800 метрах пути поднялись на 192 над уровнем моря. Посчитала – 24%. Круто. Только машинку бедненькую жалко. Очень забавно, что, когда едешь в горку, в бензобаке бензин переливается на одну сторону и датчик показывает полный бак, хотя на самом деле там уже чуть меньше половины.

    13:39; высота 1210 н.у.м. Поднялись. Машинка нормально. Теперь стоим на смотровой, даем ей символично отдохнуть. Поднялись на 534 метра.

    244673 км 14:05 продолжили путешествие. Теперь обратно по грейдеру.

    244679 км 14:25 мск. Остановились набрать дров, дальше, этой радости для костра не намечается.

    244716 км 16:15 мск. Деревня Улаган. Зашли в магазин, рядом с ним «пообщались» с местными алконавтами.

    244744 км. 17:05 мск. Перевал Улаганский на обратном пути

    17:20 мск. Не удержались, остановились на секундочку поснимать оз. Чейбеккёль. Красиво, солнышко садится, правда облачка.

    17:40 мск. Еще остановились поснимать речку Чибитка. Место называется «Красные ворота». Очень красиво, у дороги речка, скалы, вода бурлит, узенький мостик… здорово!

    244770 км. 18:00 мск. И снова Акташ.

    244773 км. 18:22 мск. Запрака. По 25 руб./литр

    244790 км Встали на ночевку. Совсем недалеко от Акташа. Остановились без речки, потому что найти ее не смогли. С противоположной стороны от основной трассы идет река Чуя, вплотную к дороге, но мы решили там не останавливаться, могут появиться какие-нибудь местные.

    05 августа. 244790 км. 10:00 мск. Выехали. И тут же съехали к Чуе. Мыца-купаца… Наш экипаж встал в поле, поснимать сусликов. К Яше подошел какой-то местный дед…ну вот, теперь и суслики не вылезут и от деда фиг отмажешься. Все время следила за ними в зеркало дальнего вида, мало ли что, некоторые говорят, что люди агрессивные встречаются. Яша вернулся, сказал, что дедушка хороший, пришел просто поговорить. Уже старенький, весь в морщинках. Живет недалеко, через дорогу под горой, его домик даже было видно. Сказал, что вчера в Туве было землетрясение 7-8 баллов. Забавно, видимо, у него время идет очень быстро, потому что из того, что нам говорил позже в Кош-Агаче мужик, выписывающий квитанции за посещение этих краев, мы поняли, что землетрясение было в 2003 году. Оно было самым сильным в мире за последние 50 лет, но не было, ни одной жертвы. Еще тот мужчина говорил с гордостью о том, что в России всё восстановили, целые деревни, а, мол, в Монголии еще ничего, а мы жалуемся на власть. Но сусликов снять так и не удалось….

    На подъезде к Кош-Агачу нас догнала (мы много останавливались для фоток) Fiat Panda с евросоюзовскими номерами. Вся такая экспедиционная, в наклейках, одна из которых гласила Mongol Trophy. На багажнике, помимо кучи мешков, лежало 4 запаски. Очень веселая табуреточка.

    244877 км. 12:00 мск. Кош-Агач. Заправились, правда израсходовали пока только совсем чуть-чуть, но пока есть возможность. Надо отметить, что дороги тут очень хорошие. По одной полосе в каждую сторону, пусто…очень редко машины встречаются. Ну, если конечно не считать тех мест, где из дорог только грейдер, такого тут тоже навалом.

    Кош-Агач – очень большая деревня, окруженная лысыми горами. С одной стороны горы близко, они пустынные и красноватые, с другой горы подальше, повыше, со снежниками и в облаках. Видно впереди идет дождь. На 11 часов солнышко, а на час дождик. Причем его хорошо видно, прямо до земли. Ясно, что населенный пункт большой, но дома все деревянные, не крашенные из простых досок. Встречаются и мазанки, но редко. Все выглядит довольно блекло, дворы пустые, ничего не растет. Домик, вокруг мини пустынька и все за заборчиком.

    Заехали к пограничникам, что бы сделать пропуск на перевал Бугузун. Из Москвы мы сделали пропуска только для Кош-Агача и плато Укок. Обещали сделать за час. Мы заполнили заявления. Так же сказали, что нужно оплатить наше присутствие на плато Укок. Конечно, забавно, сказали, где оплатить, и мы это место полчаса искали. Зато пообщались с местными, кстати, очень добродушные люди, и с иностранцами, которые ютились на своих рюкзачках. Около мечети встретили местную свадьбу, проехали три раза мимо них, пока искали, и три раза побибикали. Сегодня среда, видимо они могут себе позволить и в среду собрать свадьбу.

    Там, где платили за Укок поинтересовались, где можно купить баранину, смешно, полненький дядечка, не высокого роста выскочил из дверей на улицу, начал размахивать руками и рассказывать, куда ехать точно…«в граммах», потом не выдержал, и после короткого «можно, да?» запрыгнул Леше на передний бампер, что бы было выше. За ним залез и Андрей, что бы понять, куда точно «в граммах» он показывает. А в это время Леша сидел в машине и офигевал... В итоге в указанном магазинчике купили телячьих ребрышек на 2 кг.

    Население между собой разговаривает на местном языке, но по-русски тоже понимают, хотя некоторые говорят очень плохо. Еще интересно, что здесь прямо в городе летает и шляется куча хищников (птиц). Мы-то их привыкли видеть на бескрайних просторах, а тут прямо в городе летают, кричат… «пикируют» прямо людям во дворы. На открытых пространствах между домами ходят, я сначала подумала, что это какие-то большие домашние птицы. В общем, это у них как у нас голуби.

    У мужчины, прыгающего на бампер, который оказался, директором заповедной заоны Укока, об этом гласила табличка на его кабинете, оказалось весьма интересно. Это как раз он рассказывал нам про землетрясение 2003 года, и о том, что всё восстановили. Он много так же рассказывал про эти места, про население. Были у него минут 30. Даже дал информационные буклеты. Говорил о том, что они стараются развивать туризм, что все у них успешно получается, обустраивают. Сказал, что туристы в больше своей массе молодцы, мусор после себя забирают, о чем и нас попросил, но нас об этом отдельно просить не надо, все с собой и так увозим. Сказал, что Алтайцы вырождаются, расстраивался, что государство и разовые пособия увеличивает, и ежемесячные, а молодежь никак не думает о продолжении рода. По данным последней переписи их уменьшилось на 5000 человек и стало 85000. Просил не сокращать путь и не срезать углы дорог, потому что тундра восстанавливается 15 лет после одного следа колес. В общем, он еще много о чем говорил.

    244890 км. Покушали на выезде в кафе Юлдуз. Вкусно и не дорого. Шурпа, лагман, манты, салат.

    Пропуска уже получили, выезжаем из города 14:50 мск.…впереди приключения.

    Ну вот, первые км. пять пролетели быстро по грейдеру, км. 80 в час, а дальше просто конец, машине, нервам, голове…это пока самая яркая имитация стиральной доски, что я встречала. Мало того, что все эти камни, так еще и от грейдера поперечная нарезка. Нееевозмоооожнооо…

    244921 км. Прошли первую погранзаставу: пограничное отделение «Солонешенское»

    Км через пять после погранзаставы началась терпимая дорожка, все тоже, только нет этих ужасных поперечных канавок от грейдера. Можно ехать 30-45 км/час. Терпим. За машинами поднимается высоченный столб пыли. Но виды очень красивые. Через каждые км 10 на противоположной стороне долины встречается домик. Неподалеку точно будет табун лошадей. Один такой большой табун проскакал мимо нас, кажется, их гнали «домой». Очень красиво, когда бегут лошади и земля дрожит от их топота.

    244939 км. Пошел небольшой дождик и через 10 мин. Успокоился. Ребята вычитали, что из всех дней в году всего лишь 20 облачные, кажется нам повезло.

    После Кош-Агача мы едем вдоль реки Тархата. Сильно похолодало. В К-А ходили в футболочках, а сейчас одели на себя всё, что есть, кроме термобелья и пуховых штанов. Тут явно не больше 10 градусов, плюс еще и очень сильный ветер.

    Дорога стала лучше, иногда даже удается ехать 60-80 км/час.

    244972 км. 17:30 мск. Поднялись на перевал. Высота 2600м. Со всех сторон все обложено тучами. Здесь уже полдевятого, темнеет. Проехали 1км. пошел дождь, потом с мокрым снегом. Далее спустились до 2430-2440 и едем по равнине. Идет дождик. Вокруг все затянуто, горы еле видны через облака и дымку. Холодно. Ощущение очень интересное, вспоминаются различные иллюстрации к книгам типо «Затерянный мир». Равнинное, немного холмистое пространство (долина реки Жумалы), с двух сторон к которому подступают горы. Но зажатости не чувствуется, потому что долина просторная, по ее центральной части течет река и какие-то мелкие ручейки. За счет того, что горы почти полностью покрыты облаками, а мы к ним тоже высоко, на 2450 м.н.у.м. возникает ощущение слияния земли и неба. И мы, как по коридору, на своих крохотных, в сравнении со всеми этими мощными природными явлениями (горами, облаками), машинках летим неизвестно куда.

    244989 18:45 мск. Прилетели к источнику Теплый Ключ (Джумалинские ключи). Тут теплые радоновые источники. Завтра проверим пользу на себе. Невероятно приятно остановиться и больше не трястись. Остановились в нескольких сотнях метров от источников. Много туристов, так, что думаем все безопасно.

    06 августа. 244989 км. 10:10 мск. Подъехали к Теплому Ключу (Джумалинскому). Тут от места ночевки метров 500. сейчас пойдем купаться.

    В планах на сегодня искупаться в источнике, доехать до принцессы Укока и потом до озер, там не далеко, от принцессы км. 5-10.

    Посидели в источнике, температура в нем 18 градусов, при чем в любое время года. Нормально. Рекомендовали сидеть не больше 10 минут. Я посидела мин 2, Яша подольше.

    Начали подъем, дорога жесть. Камни очень крупные, машина переваливается с боку на бок, едем очень медленно. Долина реки Джумалы.

    Наконец поднялись! Даааа, тут легковушки точно не пройдут. Вся дорога в булыжниках, пока машинки отдыхали мы полазили по снежнику, ура, поиграли в снежки ))) 2909 м н.у.м. За перевалом встретили верблюдов)

    После утреннего перевала все время ехали по долинам. Красота… много раз переезжали речки, текущие внизу, видели сурков, сусликов очень много, их норками изрыты все равнины, видели двух журавлей, лошадок.

    245054 км. 17:30 мск. Принцесса Укока. 2212 м н.у.м. долина реки Акалаха. Ничего особенного, просто территориально отмечено место, где ее нашли и дано краткое описание того, как она была захоронена.

    Проехали 2,5 км. поняли, что промахнулись, от Принцессы должна уходить дорожка направо, а мы прямо уехали, дорожки не видели. Возвращаемся назад, до погранзаставы в Бертеке сум, это совсем не далеко, около 5 км. назад от Принцессы. Заодно там и отметимся, мы забыли это сделать. Может дорогу уточним. Вообще нам надо сейчас на озеро Кальджин-Коль.

    245065 км. 18:30 мск. Встали на ночлег у реки Акалаха гол. До озер не доехали..

    07 августа. 245065 км. 10:55 мск. Выехали. Тут недалеко от нас стоят «Новосибирские экспедиции», уточнили у них, где свернуть на озера. Как оказалось мы «промахнулись» правильно. Дорожки направо уже нет, нужно было проехать прямо еще пару км. до следующей погранзаставы, что-то они тут часто стали встречаться, там отметиться и оттуда уходить по дорожке на озера. В общем, сегодня до озер и обратно.

    Вот тут странные комары, вчера вечером никого, тишь да гладь, ни одной гадости, а сегодня утром (12:40 по-местному) светит солнце, мы все разделись и тут эти гады. Вообще такое первый раз вижу, что бы комары в солнечную погоду в степи летали и еще так больно кусались.

    Перед выездом залили 40 литров запасенного бензина. 20 осталось на всякий пожарный. Кроме как в Кош-Агаче тут бензина, естественно, нигде нет.

    245083 км. Отметились на заставе. Опять поисками дорогу, она какая-то неприметная. Доехали до озер Кальджин-Коль. Очень живописно, они чуть выше, на 2447 метрах, в общем, красиво, снежники…озеро…солнышко. Все, кроме меня, искупались. Я это не люблю, тут и так не жарко, еще и ветер, и лезть в десятиградусную воду не хочется.

    Купавшиеся перекусили кексиком и мы двинули в обратный путь. 13:32 мск.

    245094 км. 14:12 мск. Бертек сум на обратном пути.

    Возвращаемся по долине реки Акалаха гол.

    Ехали в долине реки Калгуты. В 16:04 мск. ее «переплыли»

    Повернули севернее вместе с рекой Калгуты, переехали ее еще раз и поползли по восточной части ее долины к Теплому Ключу.

    245144 км. 18:00 мск. Забрались на перевал Теплый Ключ. Внизу перед перевалом быстренько перекусили лапшой. Солнце уже село, небо догорает, в горах совсем темно, надо «перевалить» перевал. На пути сюда местные говорили, что по темноте по перевалу ездить нельзя, духи злятся.

    245151 км. 19:00 мск. Теплый Ключ (Джумалинский). Перевал брали уже в глубокой темноте. Если смотреть со стороны, то очень сюрно выглядели бы два ползущих светлячка по склону горы. Кстати ксенон на крыше – вестч!

    245174 км. 20:14 мск. Встали на ночлег на озере Зерлюколь-Нур. Даааа, сегодня от этой трясучки обалдели все!

    08 августа. 245174 км. 9:26 мск. Выехали. Осталось до Кош-Агача около 80 км. трясучей дороги. Все утро провели в стаде коров, они нас побаивались, но мне 2 раза удалось даже погладить мордашки. Как их только можно есть?

    Едем в долине реки Таркаты вдоль хребта Жумалыны.

    245244 км. 10:47мск. Кош-Агач. Отписали всем смс, связь есть.

    245247 км. Заправка. Залили 2 использованные канистры (40 литров) и бак. 370 км.

    245267 км. 12:50 мск. выехали из Кош-Агача. Потеряли много времени, потому что искали колпак, отвалившийся от колеса на въезде в город. Не большой колпак, как обычно бывает, а маленький, который прикрывает болтики. В общем не нашли, очень жаль!

    Повернули на Кокоря. Проехали мусульманское кладбище, не обычное. Его опять же отличает серость: земля серая, сухая, заборчики все деревянные, доски не крашенные, блеклые. Над некоторыми могилами сделаны крыши, над некоторыми клетки из металлических прутьев сделаны, у некоторых как мини крепость вокруг построена и у всех вверх, на длинной палке, метра 2-3,торчит полумесяц.

    Интересно, едем мимо поля, где много людей косят траву, видимо сено заготавливают. Главное они все на одном поле, косят кто косилками, кто косами. С машинами, с палатками там стоят. В общем необычно.

    Проехали Кокоря, после чего асфальт кончился, и началась грунтовка. Да, радость была не долгой. Едем на Бугузун, вдоль одноименной речки.

    14:25 мск. переехали реку Бугузун. Все время едем в долине этой реки. Ехали то вдоль, то по ней. В итоге начали взбираться на перевал Бугузун. Сделали это примерно к 16:20 мск. и остановились перекусить. В 16:52 мск. двинули дальше.

    245356 км. 18:37 мск. ехали-ехали и наконец приехали. После перевала Бугузун преодолели еще один перевальчик с потрясающим видом, очень красивое место, жалко, что солнышко уже село и видимость была не очень. Со второго перевала очень крутой спуск, прямо носом в лобовое стекло бьешься и вид на озеро Ак-Кул (2195 м нум) и соседнее с ним маленькое озерцо спутник. Как раз на Ак-Куль мы и собрались остановиться на ночлег. Пока ехали, встретили несколько кочевых семей. Огромные стада сарлыков (это горные яки на местном языке), похожих на больших лохматых коров, и большой шатер и так через каждые километров 5-10. Очень интересно, я такого еще нигде не видела. Наткнулись на семейство журавлей, два больших и два маленьких журавля. Они посмотрели на нас и потопали себе приспокойненько от дороги, конечно, если всё это можно назвать дорогой. Еще видели множество и множество сусликов, они, по-моему, тут вообще самые многочисленные животные. Носятся как угорелые по дороге…полям…ну и конечно, очень торопятся в норки, когда мы неожиданно на них вылетаем. На подъезде, в маленьком озере, рядом с Ак-Куль, видели очень крупных птиц, но разглядеть, кто это был, не смогли, стемнело. Похожи они были на журавлей, но в воде стояли как цапли. Подъехали к одному месту потенциальной стоянки и увидели две кучи шерсти барана, решили отъехать от этого места на другое. Вот, наконец, нашли «не занятое», будем располагаться. Яша нашел большое белое перо, очень большое, как от локтя до кончиков пальцев ноги (шутка – руки) Когда же уже будет асфальт? Спокойной ночи.

    09 августа. 245356 км. 9:46 мск. Выехали с озера. Утро было долгим – еда в несколько подходов, мытье машин, гульки по горам… в итоге, после долгих сборов, выехали.

    После небольшого перевальчика съехали в долину реки Моген-Бурен Могун-Бурсы

    245371 км переехали эту речку. Леша шел первым и больно глубоко занырнул, по самые фары. Мы не рискнули, у нас шноркеля нет. Поэтому нашли другой бродик, помельче, и «переплыли» там.

    Услышали кого-то в рацию. Сговорились – народ из Новосибирска, тоже где-то поблизости катится, но мы их за холмами и горами пока невидим.

    245378 км. 10:41 мск. Приехали! Сломалась вторая рессора Маздаев. Спасибо Москве, что прислали нам в Уфу две, а то наш отпуск намного бы продлился. Представить страшно, что было бы, застрянь мы сейчас здесь. Тут совсем недалеко шатер и большое стадо, собаки уже пришли, ждем людей.

    Вот и люди и со временем очень даже много людей, все добродушные. Большое количество детей на лошадях. Ребята меняют рессору, и со временем нас облепляют любопытные детишки. На всякий случай «лочу» машину, за всеми не уследишь. Вот это коренной народ! Как в научно-познавательных фильмах. Со всех сторон носятся на лошадях, естественно без седел. У одного паренька очень красивая жилетка из овечьей шкуры. Мехом во внутрь, а снаружи обшита ярко-розовой тканью с желтым узором. Паренек этот держится очень скромно, наблюдает за нашими ребятами, как они капаются в машине. Похоже, он старший из всех, кто здесь есть, лет 15-16. Он один из первых подошел к нам с мужчиной, скорее всего отцом, который посмотрел и ушел, а парень остался. Потом подошли две девчонки, держались в стороне и рядом друг с другом, хихиками и разговаривали на своем языке. Потом неожиданно сказали «Девушка, сигарету дашь?». Забавно. Помимо них подскакал мальчонка, лет 7, на лошади, тепло одетый, в шапке, штанах и теплой кофте. Судя по тому, что он «прилетел» из-за холма, он сегодня за пастуха. Потом от шатра прискакали еще тройка ребят на лошадях. Потом девчонки привели совсем маленькую девочку, лет пяти, их звали (Айолга, Алгыз и маленькую Айлак). Короче, стало «тесно». Опять пришел тот же мужик, и даже помог поддомкратить машину. После чего опять удалился. Парень уже снял желетку, пару раз прокатился на лошади, но в основном продолжал следить за ремонтирующими машину ребятами. Видно, что ему интересно, он даже что-то объяснял, иногда подбегающим к нему братьям, на своем языке. И все они молниеносно разбежались, как только увидели камеру. Но мы сказали, что если они не хотят, то мы снимать не будем и все вернулись на свои места.

    В общем, через час дети уже стучались в противоположенные от меня тонированные окна, старшие поднимали младших, что бы те, закрывшись от солнца, могли заглянуть вовнутрь машины. Начали дергать ручки… наверное, это я правильно залочила двери.

    Пришел еще один мужчина, как и все, он разговаривал на своем языке, вот только очень громко и казалось несвязанно. Предположение было верным, через 15 мин. попросил водки. Выпил залпом два стакана, обнялся со всеми, кто попался под руку, успокоился и ушел.

    В итоге рессору поменяли чуть больше чем за полтора часа.

    Нам разрешили посмотреть шатер изнутри. Зашла туда аккуратно, все же чужой дом. Немного неловко. Он круглый, диаметром метров 6. По центру печечка, с выведенной наверх трубой. Посередине потолок открыт, очевидно, для вентиляции, и держится на кожаных шнурках. Как нам пояснили, это отверстие в потолке закрывается только ночью зимой. По стенам справа на лево стоит небольшой кухонный комодик, а дальше перемежаются кровати и шкафчики. Кроватей две и спят на них старшие, все остальные на полу. Представить, конечно, это сложно, кажется, что все там просто не поместятся. Взрослых 5 или 6 человек и детей штук 15-20. Сам шатер виден только сверху, на потолке, а по стенам висят яркие пледы. Пол кое-где земляной, а кое-где лежат ковры. На одном из шкафов, в рамочке, стояли две фотографии младенцев, немного пересвеченные. В уголочке, не просыпаясь от всего шума по случаю нашего прихода, лежала, не просыпаясь, черная кошка. Как зашли, сразу наткнулись на девочку, которая, сидя на полу, месила тесто. У комода, на единственной табуретке, сидела пожилая женщина. Внутри было еще человека 4. Как только мы зашли, нам сразу постелили длинный палас. Мы сняли обувь и сели. Девочка принесла деревянный поднос на ножках и стала подавать еду. Хлеб, национальный напиток, похожий на теплое подсоленное и разведенное водой молоко, сливки и с виду пшенную кашу с большим количеством топленого масла. Хлеб – пекут сами; напиток действительно из молока сарлыков, так же как и сливки; а вот каша оказалась не совсем пшенной. Это тоже был молочный продукт - похоже как-то высушенный, а потом нагретый или сваренный творог с топленым маслом. Но когда кушаешь это блюдо, ощущается зернистость. Вот такая странная каша.

    Нам рассказали, что переезжает все семейство 4 раза в год: весной, летом, осенью и зимой, - туда, где травка получше. В помощь переезду рядом с шатром стоял ЗИЛ 157. Разговаривал с нами в основном мужчина, который подходил к машине с самого начала, похоже, он глава всей семьи, да и по-русски он говорит лучше остальных. Сказал, что пища вся своя, в основном всё делается из молока: сметана, масло, творог, нац. напиток, который мы пили, местную водку, каши, курут (прессованный в квадратики высушенный на солнце творог – видели, что сушат прямо на сетке, на улице), плюс мясо. Зелени, овощам и фруктам там браться явно неоткуда.

    Пожилая женщина всё что-то хлопотала на табуреточке, к нам спиной, совсем с нами сначала не разговаривала и не проявляла любопытства. Потом протянула нам бутылку с топленым маслом и сказала, что это гостинец.

    Девочки сказали, что учатся в школе, которая якобы находится «вон там, пару километров». «Вон там» одни бескрайние холмы и горы, да бесконечные стада. Представить школу практически невозможно. Но они очень даже уверенно сказали, что и после школы будут учиться дальше. Молодцы.

    В гостях мы посидели около 15 минут и начали собираться. Когда уже вышли, пожилая женщина набрала нам в дорогу из большого мешка курута. Сказала, что тоже гостинец. У нас из гостинцев была только водка, которую сразу передали «самому пьющему». Жаль, конечно. Так много детей, были бы конфеты…..

    12:37 мск. двинули дальше

    245378 км. 13:06 мск. открылся потрясающий вид на оз. Кындыкты-Куль. Целая долина, залитая водой!

    245406 км.16:24 наконец переехали перевал и реку Каргы. Никак не могли отъехать от этого озера: одни болота и булыжники три часа мучились, плюс как раз тут мы нагнали новосибирцев, так что еще с ними пообщались.

    245439 км. 17:40 мск. Мугур-Аксы. Очень большая деревня с грунтовыми дорогами. Большое количество маленьких детей. Ищем заправку. Нашли, заправляемся.

    245441 км. Заправка. 26 руб./литр, совсем озверели… Бензин только 92 и 80. Даже ДТ нет.

    245471 км. 18:55 забрались на перевал Коге-Дава. В фарах периодически мечутся зайцы.

    Еще очень жутко в фарах выглядят эти местные лохматые яки, в принципе и коровы тоже. Если дорога поворачивает и фары освещают поле впереди, а там они, то выгляди так, как будто там гигантские лохматые чудовища со светящимися глазами. Причем сколько фары и люстра достают, столько все это и видно.

    245593 км. 23:23 мск. ВЫЕХАЛИ НА АСФАЛЬТ!!!!

    Дорога была наиотвратительнейшая! Ощущение, что едешь по крупной брусчатке, у которой между булыжниками большие прогалы и булыжники торчат на разном уровне из земли! Темно. В какой-то момент возникает ощущение, что ты сходишь с ума, от того, что вся машина трясется. 154 км. ехали 5 часов 43 минуты!

    За машины, если честно, страшно. Крепления солнцезащитных козырьков разболталось. Страшно подумать что могло произойти с подвеской, а ведь нам еще 5000 пилить обратно….

    245608 км. 23-46 мск. Встали на ночевку в лесочке, недалеко от дороги. Неожиданно телефон спросил не хочу ли я поменять время в связи со сменой часового пояса, кажется мы уехали уже на 4 часа.

    10 августа. 245608 км. 9-10 мск. Выехали в путь. Залили 2 канистры (40 литров).

    Красивые пейзажи, горы уже другие, более каменистые и многоуровневые.

    Несколько раз приходилось ехать то в стаде козлов, то коров. Не понятно, зачем их гоняют по дорогам, создалось ощущение, что пастухам просто пообщаться хочется. Кстати, опять же, ребята очень молодые, лет по 15, не больше и тоже первым делом просят сигарет.

    Интересно так же, что на всех перевалах, где мы ездили, и на Укоке, и на Кату-Ярыке, и в Туве везде стоят деревья с повязанными ленточками, так обычно делают путешественники, что бы вернуться. А здесь это – местные, для них это священные места поклонения духам. Иногда ленточки вяжут не на растущее дерево, а на закопанную в камни большую сухую палку. Причем на нее зачем-то еще вешаются несколько бутылок (пластиковых или жестяных). И вся эта конструкция обвязывается ленточками разных цветов и иногда встречается даже на равнине.

    245727 км. 12:10 мск. Кызыл-Мажалык

    245775 км. Едем в долине реки Ак-Суг. Наткнулись неожиданно на ДПС, около которого дорога перекрыта шлагбаумом и висит знак СТОР с припиской «Внимание! Водитель, высади пассажиров для досмотра автотранспорта». Пока пассажиры высаживались, из домика ДПС вышел мужик, посмотрел на это все и ушел. Ребята сходили к нему по очереди, у них проверили документы, что-то записали, спросили, откуда - куда и пропустили всех дальше.

    Горы выросли, появились леса, асфальтовая дорожка петляет по ущелью, рядом Ак-Суг, в которую периодически втекают другие речки. ЖивопИсь.

    После Кызыл-Мажалыка заметно, что шатры как-то более кучно стоят, иногда в пределах видимости до 4 шатров.

    Переехали р. Хоолааш и едем вдоль р. Кара-Суг.

    245813 км. Асфальт кончился «….началась Ультра», короче грейдер-шебенка.

    245824 км. 14:10 мск. Въехали в Хакасию, уехали из Тывы. Асфальта всё еще нет, но появилась надежда.

    245828 надежда оправдалась. Начался бедный асфальт

    245830 кончился

    245831 начался

    Короче ромашка, а не дорога. Только собрались перекусить, как попали в дождик.

    245847 км. 14:38 мск. Остановились покушать у реки Большой Он. Дождь вроде проехали, хотя солнышко так и не появилось, зато все грохочет вокруг. Место отличное, обустроенное. Покушали, набрали воды, залили остатки бензина (20 литров). Дождя больше не намечается. Посидели, расслабились.

    15:54 мск. – тронулись дальше. Проехали слияние рек Большой и Малый Он с рекой Она. Теперь едем вдоль Она. Места здесь очень красивые, начался, наконец, и лиственный лес, травка, горы скалистые. Река Она очень полноводная для горной. Чувствуется мощь. Ну вот, мы опять отстали от ребят, но мы едем быстрее, так что, думаю, нагоним, хотя времени уже тут много потеряли. Наблюдаем очень красивое явление. Река Она заворачивает за гору и пропадает там, а над ней из-за горы выползает, наверное, туман. Наверное – это потому что он выползает очень быстро и очень густо, как будто это облако. А сверху тучи и молнии.

    Повернули за очередной перевальчик, красота. В общем, тут в целом виды очень приятные. Решили больше не тормозить, а то второй экипаж никогда не догоним. В маленьких ущельях лежит туман, над рекой, с которой мы постоянно пересекаемся и проезжаем над ней по мостам, всё в облаке. Лес густой, уже даже больше лиственный, трава высокая, цветы, зелень насыщенная… ух, мы по всему этому соскучились. Скалы мощные!

    Вот это да! Вылетаем из–за поворота и видим, как Мазда дергает на тросе Ниву, та заводится и тут начинается… в общем это что-то! Мы впятером носились как сумасшедшие по дороге с фотоаппаратами и видеокамерами. Парень за рулем творил что-то невероятное на обочине. Залазил на вертикальные кочки, пытался ломиться на отвесные скалы, валил перед собой большие деревья (метров по 5). В какой то момент я задалась вопросом не псих ли он, наши ребята успокоили: «просто бухой». В общем, попытаюсь описать эту «Ниву», хотя от Нивы там был только кузов и шильдик: рама от трактора Т25, передние колеса от Беларуси, а задние сильно больше передних, похоже от тракторного прицепа, плюс еще с цепями, которые звенели, когда он выезжал на асфальт. Дизельный двигатель, от чего не ясно, наверное, тоже от Т25. И что самое колоритное, в капоте сделана дыра, из которой торчала труба, размером с солидное бревно, из которой в свою очередь валил черный дым. Аккумулятор стоял рядом с водителем. Вся эта ерунда нереально коптила и рычала. Сзади вместо бампера большущий сваренный отбойник, напоминавший мини ковш. Весь багажник завален гигантскими, с виду неподъемными булыжниками. Когда он прыгал по кочкам, то все открывающиеся части кузова, а именно капот и багажник (дверей у него просто не было) приоткрывались и вздрагивали, а потом падали обратно. В общем этот агрегат рубился по обочине и вытворял что-то невероятное. Ребята сказали, что мужик остановил их и просто попросил дернуть, что бы он завелся, они и дернули. Тут и началось. В общем, в течение минут 15 он изуродовал всю обочину, повалил все деревья, изъездил все бугры и овраги, частично раскопав их до земли, после чего мы подумали, что нам пора.

    А теперь гвоздь программы!!! Всё это время на заднем сиденье этой штуки ЛЕЖАЛА СОБАЧКА! И спокойно так, как будто ее по свежеукатанной трассе везут. Просто не понятно, как она там балансировала, но она правда лежала. Это было очень неожиданное, завораживающее и предающее тонуса представление. Вот это жип пажеро!

    245954 км. Въехали в н.п. Абаза

    Купили покушать. Я слопала маленькую баночку маринованных помидорок. Наступило гастрономическое опьянение. Вот оно – счастье!

    19:00 мск. Выехали из Абаза. Уже стемнело. Но со всех сторон молнии. Нас очень качественно обложило. Выехали на прямую, равнинную дорогу, отличный асфальт. Все небо впереди и по бокам озаряется всполохами от молний, некоторые из которых врезаются в землю, кажется, совсем близко. Едем домой.

    246079 км. 20:33 мск. Поменялись.

    246130 км. Абакан

    11 августа. 246485 км. 3:32 Все еще пилим… Начался гравий после Шарыпово

    246527 км. 4:45 Гравий кончился

    246560 км. 5:20 Поменялись

    246644 км. 6:27 Мариинск

    246906 км. Заправка. Въехали в Кемерово

    246829 км. Выхали из Кемерово

    Проехали Новосибирск, купили фруктиков

    247211 км. Очень хорошо покушали 304 р

    247378 км. 19:48 мск. Поменялись

    247563 км. 22:21 мск. Встали на ночевку под Омском

    12 августа. 247563 км. 12:20 мск. Выехали

    О чудо утро! Просыпаюсь, а вокруг березки. Утром шел дождик, я сквозь сон слышала, поэтому погода облачная. Вообще омская область отличается красотой березок. Тут они необычно растут по сравнению с нашей, центральной частью. Они «кучкуются» островками на равнинных просторах и как правило без подлеска, просто чистые березки и травка. Так вот открываю я глаза в такой рощице и первая мысль «грибы». Вылезаю из машины, одеваю сапоги, беру коробку и нож и сразу в лес. Деревце за деревце…утопала, набрала белых, подберезовиков и лисичек. Да, еще один подосиновик нашла. Слышу, мне уже бибикают, а тут еще полянка с лисичками. Быстренько их почикала и к машине. Пришла, а там все уже покушали, ну и мне тарелочка досталась. Покушала и еще решила пособирать. Вобщем, набрала еще подберезовиков и белых. Думала, зайду недалеко, шла все по опушке лесного островка, в общем, не знаю как, видимо, один островок «перетекал» в другой, но когда мне побибикали чтобы я возвращалась, то это оказалось ооочень далеко. Я втопила обратно, но машин никак не было. Тут мне опять подали знак, но теперь это казалось еще дальше и с какой стороны не ясно. Я попыталась покричать, бесполезно. Прошла еще метров двадцать, стало страшновато. Увидела в долеке трассу, решила, что иду не туда, потому что от нас трассу было еле слышно, но не видно. Потопала от нее. Подали еще один сигнал, типа сколько можно ждать. Это уже было справа, я побежала скорее со своими грибами на звук. Нашлась. Так и не поняла как я по этим опушкам упетляла так далеко и вышла на машины с другой стороны, но радости от собирания грибов предела не было. КАК же мне давно хотелось пособирать их, уже несколько лет думала, что летом надо за грибами сходить, а тут такая аказия подвернулась!. Вот только что с ними теперь делать не очень ясно, до дома еще четыре дня ехать.

    Еще в какой-то момент мне очень понравилось одно явление: нашла очень черная туча (кстати, пока я там собирала грибы, почти все время шел дождик), от этой тучи стало очень темно сверху, но снизу стволы просто светились оттого, что они белые и нет никакого кустарника, который их бы закрывал. Очень светлый лес.

    247708 км. 14:12 мск. въехали в Омск, решили в этот раз его объехать по окружной.

    248262 км. 22:43 Поменялись

    248353 км. 00:38 мск. Встали на ночь

    13 августа. 248353 км. 12:55 мск. Покушали вечера утром собранные грибы (белые, подберезовики и подосиновики), лисички попробуем сохранить до Москвы. Выехали.

    248376 км. 13:20 мск. доехали до границы Свердловской области и тюменского района. Сфотались. Увидели эстакаду, остановились, что бы поменять в Мазде масло.

    14:14 мск. Двинули дальше.

    249000 км. 00:23 мск. Пермь

    249097 км. 2:41 мск. Встали на ночевку под Пермью

    14 августа. 249097 км. 13:47 мск. Выехали

    249444 км. Покушали: орочек, солянка, борщ, салат, 3 булочки с павидлом, три ватрушки, картошка с печенью 243 р

    249697 км. 00:33 после бессмысленных двух часов поиска места «у реки», наконец, встали в каком-то лесу. Завтра будем дома

    15 августа. 249697 км. 9:00 мск. проснулись, хотели выехать 9:30-10:00, но сборы как всегда затянулись. 12:00 – выехали. Будем ехать без остановок.

    250460 км. 22:00 мск. МОСКВА!!!!!!!!!!!

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Павшинская Пойма, Красногорск
    • Машина: Toyota Hilux Surf 185 1996 2,7л 3RZ. Лифт 2.5

    Итого у нашего экипажа получилось:

    10473 км общий пробег

    13300р на еду и жизнь

    32532р на бензин

    Фотки выложу чуть позже. никак не могу закончить обрабатывать весь этот гигантский архив....

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Москва, Строгино
    • Машина: Suzuki Grand Vitara XL-7

    Интересно было бы глянуть на трек по Тыве-Хакассии. Может картинкой выложишь?

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах

    • Сейчас на странице   0 пользователей

      Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


    Change privacy settings
    ×

    Важная информация

    Чтобы сделать этот веб-сайт лучше, мы разместили cookies на вашем устройстве. Вы можете изменить свои настройки cookies, в противном случае мы будем считать, что вы согласны с этим.