Андрей-312 Откуда: Самара и Октябрьск (Правая Волга) Машина: Сейчас TLC78 -1KZTE/АКПП. В прошлом TLC72-3L и TLC80-1HDT. #1 Опубликовано: 12 ноября 2013 (изменено) Созрел я до репортажа о недавней поездке в Грузию.Постараюсь высказать свои ощущения и наблюдения в попытке быть полезным собирающимся посетить Грузию.Итак, начнем. Где брать информацию. В первую очередь, хочу порекомендовать своеобразную энциклопедию о Грузии - вот этот сайт: http://travelgeorgia.ru/ Ощущения от современной Грузии изложены в отчетах, которых в Интернете уже десятки. Особенно сильные впечатления произвел вот этот: http://alex-dfg.livejournal.com/5562.html. Нужно больше информации - в поиск! Найдется все! Карты. Мы пользовались картами - как под ОзиЭксплорер, так и Навителовской картой. Лежат по ссылкам: https://disk.yandex.ru/public/?hash=BPMoDcHxMBr1GMyhEHLXxWWDilRjhhPmngYyvXTA1lk%3D https://disk.yandex.ru/public/?hash=79FhJehbKUkspoo6bxMMHLY5PlDnoEzz60pnE2LCUvg%3D http://navitel.osm.rambler.ru/?country=Georgia Доездинг. Попасть в Грузию очень просто. И недалеко. Если добираться до Верхнего Ларса с центральной или восточной части России, то оптимальной выглядит дорога Саратов-Волгоград-Элиста-Каменная Балка-Арзгир-Буденновск (Прасковея)-Зеленокумск-Георгиевск-Новопавловск-Прохладный-Майский-Эльхотово-Ардон-Владикавказ-Верх.Ларс. Граница. Граница проходится легко и непринужденно, с шутками-прибаутками. Кроме загранпаспорта, ничего не требуется. Единственная проблема автопутешественников - топливо. Везти в Грузию топливо в канистрах - есть большой шанс, что грузины заставят вылить его в бак или на землю. Хотя может и повезти, если спрятать хорошо в салоне. Но салоны досматривают. Дополнительные баки (под брюхом) не смотрят. Больше на границе ничего не спрашивают. На чем ехать. Дороги в Грузии. Полиция. Заправки. Ехать можно на любой машине, даже пузотерке. Дороги, в принципе, позволяют. Однако, если соберетесь съехать с основных республиканских трасс (например, соберетесь в высокогорные районы - Тушетию или Сванетию), то внедорожник на мудовой резине (устойчивой к камням) является единственно правильным средством передвижения. Что должно соблюдаться неукоснительно - абсолютно исправная тормозная система (запаса тормозного пути на серпантине в горах часто просто нет) и отсутствие даже мало- мальских проблем с системой охлаждения (машины на затяжных подъемах активно греются). Что еще про дороги. Дороги в целом на четверку, хотя есть и "пятерочные" автобаны - например, от Тбилиси в сторону Кутаиси. Хорошие дороги по Кахетии и по югу страны (от Тбилиси до Ахалцихе), ну и в районе Батуми (вдоль Черноморского побережья). Весьма коварная трасса Ахалцихе-Батуми (через Хуло). Высокогорный, местами скользкий, разбитый крупнощебенчатый грейдер. Ехать на внедорожнике, конечно, можно, но о-о-очень долго получается. Топливо на трассах есть везде. Азербайджанское. Цена примерно 2 лари (40 рублей), что бензин, что дизель. На заправках получше дизель двух видов - один простой, другой для коммон-рейл, видимо. Мы брали тот, который подешевле (попроще). В целом движение на трассах сносное, хотя нарушение скоростного режима, выезд на встречку в зоне запрещения обгона, нарушение разметки - дело обычное. Антирадар на камеры пищит частенько, есть знаки, предупреждающие о фотофиксации. Спрашивал грузинских водителей - приходят ли "письма счастья" - да, постоянно. Дорожное движение в крупных городах - отдельная тема. Уважение к другим участникам движения, к пешеходам - редкость, постоянные звуковые сигналы, довольно агрессивная езда. В общем, по Тбилиси рассекать на своем авто не советую. Полиция дорожная есть, ее довольно много, но засад не устраивает, в укромных местах не прячется, а перемещается чаще всего с проблесковыми маячками. Сказать, что россиян не трогают - неправда. За все время поездки видели три "беседы" на обочине полисмена с нарушителем. Две из них - машины с российскими номерами. причем россиянам в этом случае грозят вполне конкретные неприятности. Откупиться на месте не получится, протокол составят. Правда, совет от таксиста - можно "наплакать" на меньшую сумму штрафа (у полисмена есть "вилка"). Не надо даже пытаться "договориться" "без протокола". Информация о нарушении мгновенно попадает в электронную базу данных, на границе при выезде к ней обращаются в обязательном порядке. То есть покинуть страну, не оплатив штрафа, не получится в принципе. Деньги. Везти доллары-евро (если в России специально менять рубли на валюту) смысла нет. Рубль меняется по нормальному курсу, никаких преимуществ валюта не имеет. Ближайший к границе банк с обменом валюты - в Степанцминде (Казбеги). Называется Liberty Bank. В Тбилиси и Батуми полно обменников, в остальных городах по маршруту - отделения банков. Достопримечательности. Грузинские горы - одна большая достопримечательность. В высокогорные села можно ехать, можно не ехать. На поездку в Омало (75 км в сторону от трассы) - надо планировать примерно полный день. Впечатлений масса. Если время и машина позволяют - надо ехать. В Сванетии не были. В Вашловани и Боржоми (национальные парки) не были. Кроме природных, масса рукотворных объектов, в основном религиозных. На дороге, если неподалеку такой объект, устанавливается такая табличка. Состояние их разное, некоторые недавно реконструированы, на некоторых ведутся реставрационные работы, до некоторых еще не дошли руки. Правительство уделяет много внимания восстановлению исторических памятников, но вроде бы на спонсорские деньги западных фондов. То, что некоторым из них 10-15 веков, поражает. Хорошим подспорьем для посещения всяких достопримечательностей является род-бук, из одного из отчетов предшественников (http://yadi.sk/d/eEplnsJMCb7bv). Отдельно о музее И.В.Сталина в Гори. Были в раздумьях идти-не идти. Пошли и не пожалели. Что важно - если вы покупаете билет за максимальную цену - 15 лари (300 руб.), то вам положена полноценная экскурсия с персональным экскурсоводом собственно по музею, а также в мемориальный вагон Сталина и домик, в котором он родился и провел детские годы. Экскурсия длилась часа два с половиной для нас двоих. Дама-экскурсовод с явным удовольствием говорила по-русски и явно никуда не торопилась. Жилье. Не очень изученная нами тема. Повсюду, в больших и малых городах, есть вывески "guesthouse". Но уровень сервиса и цены неведомы, поскольку спальник в машине. Еда. О еде написано много и хорошо. Разделяем мнение предыдущих путешественников, что грузинский общепит - это всегда недорого и вкусно. Можно остановиться у любой придорожной кафешки и до отвала наесться на 10-15 лари (200-300 рублей). Самая беспроигрышная еда - хинкали, заказываемые поштучно. Стоят примерно 60 тетри (12 руб), наесться обычно хватает 5-7 штук. Встречаются в Грузии повсеместно, но самые вкусные - в районе Военно-грузинской дороги. Вторая культовая еда - хачапури. Но это на любителей печеного теста. Вообще, не надо бояться спрашивать про еду, что и как, и брать попробовать всякую, на наш вкус, экзотику. Что не понравилось - мцвади (шашлык по грузински). Три раза заказывал в разных местах. Может, не везло. На юге страны, в районе озера Паравани (кстати, самого большого озера Грузии) в кафешках подают жареную (и продают сырую) некрупную рыбку - "рябушку". Недешево. Одна небольшая рыбка - 4 лари (80 руб.). Последующее изучение вопроса показало, что рыбка эта - параванский сиг (из семейства лососевых). Магазины. Больших, современных, в нашем понимании, магазинов мы не видели. Возможно, они есть в жилых современных районах, но мы там не были. По дороге встречаются небольшие магазинчики-забегаловки с весьма ограниченным ассортиментом продуктов. Цены сравнимы с российскими. Повсюду овощные лавочки с основным набором овощей-фруктов-орехов-зелени. Сыр также обязательно присутствует (имеретинский или сулугуни). Связь. В первом же населенном пункте следует купить симку грузинского оператора и там же попросить продавца ее активировать (все сопроводительные надписи на карточке на грузинском). Звонить с нее по Грузии - сущие копейки, да и в Россию недорого. Связь есть практически везде. Насчет мобильного интернета не интересовались. Тбилиси. Отдельная тема. Для беглого представления (в основном район Старого Тифлиса) достаточно пары дней. Вообще рекомендовал бы заранее подыскать агента-экскурсовода, которому можно было бы поручить подыскать несколько вариантов жилья, встретить вас на подступах к городу, проводить вас до гестхауса, организовать обзорную экскурсию по городу, посоветовать места для питания. Все, конечно, можно сделать самостоятельно, но местный человек справится с этим быстрее и лучше и, скорее всего, правильнее. На этом повествовательную часть завершаем, далее - иллюстративная, если получится - с краткими комментариями. На возможные вопросы постараюсь ответить. Изменено 12 ноября 2013 пользователем Андрей-312 Вверх Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Андрей-312 Откуда: Самара и Октябрьск (Правая Волга) Машина: Сейчас TLC78 -1KZTE/АКПП. В прошлом TLC72-3L и TLC80-1HDT. #2 Опубликовано: 12 ноября 2013 Первый день. Отделение банка, в котором первый раз можно поменять деньги. Улочки Казбеги. Военно-грузинская дорога. Вверх Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
sergey063 Откуда: Самара Машина: ZелёныйZмий - трактор на пулемете #3 Опубликовано: 12 ноября 2013 Слог, впрочем как и всегда, хорош, но фото где?!!' Опередил! )))) Вверх Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Андрей-312 Откуда: Самара и Октябрьск (Правая Волга) Машина: Сейчас TLC78 -1KZTE/АКПП. В прошлом TLC72-3L и TLC80-1HDT. #4 Опубликовано: 12 ноября 2013 Второй день. Виды на Алазанскую долину. Восстанавливаемый храм - 10 века! Вверх Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Андрей-312 Откуда: Самара и Октябрьск (Правая Волга) Машина: Сейчас TLC78 -1KZTE/АКПП. В прошлом TLC72-3L и TLC80-1HDT. #5 Опубликовано: 12 ноября 2013 Такими дорожными знаками информируют о туристическом объекте. Сторожевые башни при монастыре Кветера Х века. И сам храм. Вверх Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
мишлен Откуда: Донские степи Машина: tlc100vx #6 Опубликовано: 12 ноября 2013 На возможные вопросы постараюсь ответитьА чо репортаж такой маленький ?? Неужели горы не понравились ?? Вверх Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Андрей-312 Откуда: Самара и Октябрьск (Правая Волга) Машина: Сейчас TLC78 -1KZTE/АКПП. В прошлом TLC72-3L и TLC80-1HDT. #7 Опубликовано: 12 ноября 2013 У храма есть прихожане! Вверх Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Андрей-312 Откуда: Самара и Октябрьск (Правая Волга) Машина: Сейчас TLC78 -1KZTE/АКПП. В прошлом TLC72-3L и TLC80-1HDT. #8 Опубликовано: 12 ноября 2013 Дорога в Омало. Вверх Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Андрей-312 Откуда: Самара и Октябрьск (Правая Волга) Машина: Сейчас TLC78 -1KZTE/АКПП. В прошлом TLC72-3L и TLC80-1HDT. #9 Опубликовано: 12 ноября 2013 Еще не доехали Вверх Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Андрей-312 Откуда: Самара и Октябрьск (Правая Волга) Машина: Сейчас TLC78 -1KZTE/АКПП. В прошлом TLC72-3L и TLC80-1HDT. #10 Опубликовано: 12 ноября 2013 По мере подъема растительность пропадает... А дорога - вот она, .... через пропасть. Конец сентября. Овечьи отары спускаются на зимовку в долину. Вверх Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Андрей-312 Откуда: Самара и Октябрьск (Правая Волга) Машина: Сейчас TLC78 -1KZTE/АКПП. В прошлом TLC72-3L и TLC80-1HDT. #11 Опубликовано: 12 ноября 2013 Смеркается. Наконец, в темноте достигаем Омало. Ночуем у костра. Вверх Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Андрей-312 Откуда: Самара и Октябрьск (Правая Волга) Машина: Сейчас TLC78 -1KZTE/АКПП. В прошлом TLC72-3L и TLC80-1HDT. #12 Опубликовано: 12 ноября 2013 Омало - село, где снимались первые кадры "Мимино", и где, по фильму живут отец и сестра Мимино. Та самая площадка, на которую садился вертолет. Село знаменито своими сторожевыми башнями. Ну и окрестные виды... Заброшенный (или недостроенный) дом на краю пропасти. Меня он поразил своей монументальностью. Вверх Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Андрей-312 Откуда: Самара и Октябрьск (Правая Волга) Машина: Сейчас TLC78 -1KZTE/АКПП. В прошлом TLC72-3L и TLC80-1HDT. #13 Опубликовано: 12 ноября 2013 Движемся к башням. Вверх Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Андрей-312 Откуда: Самара и Октябрьск (Правая Волга) Машина: Сейчас TLC78 -1KZTE/АКПП. В прошлом TLC72-3L и TLC80-1HDT. #14 Опубликовано: 12 ноября 2013 (изменено) На спуске попадаем в туман. На перевале выпал снежок. Но ниже, в Алазанской долине - опять теплая осень... Изменено 12 ноября 2013 пользователем Андрей-312 Вверх Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Андрей-312 Откуда: Самара и Октябрьск (Правая Волга) Машина: Сейчас TLC78 -1KZTE/АКПП. В прошлом TLC72-3L и TLC80-1HDT. #15 Опубликовано: 12 ноября 2013 Вновь в Долине. Собор Цминда Георги в Алаверди - сооружение ХI века! Крайняя фота - Греми, столица Древней Кахетии. Время сбора урожая винограда - гордости Алазанской долины. Вечером мы в Тбилиси. Променад по вечерним улицам. Вверх Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Андрей-312 Откуда: Самара и Октябрьск (Правая Волга) Машина: Сейчас TLC78 -1KZTE/АКПП. В прошлом TLC72-3L и TLC80-1HDT. #16 Опубликовано: 12 ноября 2013 Утром отправились гулять по старой части города - Тифлису. Я назвал эти скульптуры на одной из площадей - "Синие торчкИ" Площадь Свободы. Вверх Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Андрей-312 Откуда: Самара и Октябрьск (Правая Волга) Машина: Сейчас TLC78 -1KZTE/АКПП. В прошлом TLC72-3L и TLC80-1HDT. #17 Опубликовано: 12 ноября 2013 Атмосфера старого города. Придумки Саакашвили. Эти трубы - вроде бы будущий концертный зал. Но я не уверен. А этот пешеходный мост через Куру тбилисские острословы называют "Либресс" Дворец Президента. Новый президент (после Саакашвили), избранный в конце октября, передал это здание Тбилисскому то ли университету, то ли технологическому институту. Виды на город из кабинки канатки. Вверх Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Андрей-312 Откуда: Самара и Октябрьск (Правая Волга) Машина: Сейчас TLC78 -1KZTE/АКПП. В прошлом TLC72-3L и TLC80-1HDT. #18 Опубликовано: 12 ноября 2013 Продолжаем гулять по городу Вверх Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Андрей-312 Откуда: Самара и Октябрьск (Правая Волга) Машина: Сейчас TLC78 -1KZTE/АКПП. В прошлом TLC72-3L и TLC80-1HDT. #19 Опубликовано: 12 ноября 2013 Продолжаем... Кстати, пикап-79-ка грузинской армии. Вверх Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах
Андрей-312 Откуда: Самара и Октябрьск (Правая Волга) Машина: Сейчас TLC78 -1KZTE/АКПП. В прошлом TLC72-3L и TLC80-1HDT. #20 Опубликовано: 12 ноября 2013 .... обозревать Кстати, одна из знаменитых Серных бань, описанных еще Александром Сергеичем... Мы их посетили тоже. Фото "изнутри" отсутствуют. Вверх Поделиться сообщением Ссылка на сообщение Поделиться на других сайтах