Перейти к публикации
HiJack

Легкая горная прогулка

    Рекомендованные сообщения

    • Откуда: Alma-Ata
    • Машина: KZJ 78

    16 марта 2007.

    Руки сами просились за перо, их нужно было только подвести к клавиатуре. Поездка намечалась, в общем, детская: доехать по трассе до Бартогоя (примерно 170 км), подняться на плато Ассы, проехать все плато (примерно 80 км) и спуститься в Тургеньском ущелье, снова по трассе домой. По причине детскости поездки Боцман отказался ехать, но обещал приехать выручить, если застрянем. Этот маршрут местные проходимцы называют попсой. Одним словом ничего интересного не намечалось. Просто хотелось в спокойной обстановке никуда не торопясь полюбоваться красотами плато и проверить машину в деле. Тронулись примерно в 10-30 местного времени, погода прекрасная, солнце, сухо, в городе снега нет вообще, трасса сухая. На скорости 110км/ч машина начала немного подогреваться (мотор), наверное сказались искуственно пониженные главные пары в мостах. Все равно ехать на такой машине быстрее просто не хотелось, кидает по-черному. На первом перевале, прямо на трассе мотор подогрелся почти под завязку, остановились, не глуша двигатель, остыли, поехали дальше, размышляя, чтобы это значило? Доехали до Бартогоя, водохранилище у подножья гор стояло во льду.

    [attachmentid=13220]

    Поехали прямо в горы, других дорог все равно там не было. Примерно через километр или два, двигатель подогрелся не на шутку, не помогала и пониженная передача, оставалась слабая надежда, что дело в датчике – неправильно показывает паскуда! Но через несколько минут было выяснено, что он ни при чем. Из расширительного бачка хлестал тосол, внутри радиатора, по всей видимости, резво кипело. Мы остановились еще до этого и поливали радиатор водой. Минут через 5 двигатель остыл. Решено было перекусить на скорую руку и двигать назад пока мы не углубились совсем в горы. Настроение было испорчено, лезли мысли, что мы угробили движок и др., не поднимающие настроения. Долив в радиатор литр тосола (больше не было) остальное долили водой. Попробовали поехать, все ок, никаких признаков нагрева, как будто ничего не было?! Насчет вернуться назад как-то само собой отвалилось, и мы поехали вверх, пристально наблюдая за датчиком температуры. Датчик вел себя идеально, иногда шевелился на миллиметр вверх и возвращался назад а в основном стоял ровно. Обрадовавшись этому известию, с новым пылом рванули ввысь. Включил пониженную не включая хабы – вот это настоящая песня. В ходу были только четвертая и пятая передачи. Трогался с третьей. На горки забирался на четветой, на особо крутые на третьей. Тут уместен диалог, когда забирались на очередную гору. Машина спокойно без усилий ехала и ускорялась:

    -ты на первой?

    -на третьей!

    -ахренеть!

    Одним словом радости и удивлению не было предела! Никогда не ездил на пониженной с механической коробкой. А на автомате пониженная как-то не особо выделяется (это мое мнение). Снега не было, он лежал только на вершинах, дорога укатанная и сухая. Ничто не предвещало ухудшений и переживаний.

    [attachmentid=13222]

    Таким темпом мы быстро пересечем плато. Хотелось кушать, но мы решили сначала миновать домик лесника. Я не знаю точно кто там лесник или еще кто, не знаю зачем он там в нескольких десятках км от ближайших людей. Там есть шлагбаум, – какого хрена он там тоже не известно. Но летом там записывают номера машин и фамилии, зачем? Такие мелочи ухудшают настроение, поэтому мы решили пересечь это место и уже на просторах пообедать. Домик лесника (назову это так, чтоб хоть как-то назвать) лежал между гор, в долине, у реки, там растут деревья – единственные деревья на этой высоте. Место живописное, почти сказочное. Проехали, не останавливаясь через открытый шлагбаум, на нас никто не обратил внимания (там был всего один человек, рубил дрова). Тела вырвались на свободу! Слева по борту крейсера – красные скалы, реально красные с причудливыми формами - Marlboro country!

    [attachmentid=13224]

    Высота уже более 2000 метров над уровнем моря, снега нет. По дороге прямо у обрыва столб с табличкой: Берегите лес от пожара. Фотографируем, в принципе ничего не обычного, кроме того, что там нет леса, нет деревьев в радиусе минимум 10 км. Полоса елок виднеется на горном хребте, который никак не менее чем в 10 км от нас, и на него еще нужно залезть, а машина туда не зайдет. Справа вообще голые скалы, под ногами не знаю, как это называется, но если б было ровно – то степь, а так черт его знает, только красная земля кругом и камни. Одно известно наверняка – там очень красиво! Сколько раз проезжали здесь, но либо ночью, либо в дерьмовом настроении и не было сил и желания любоваться, а сейчас – никто и ничто не мешало! Русский язык, пожалуй, самый красивый и богатый, но толи мало слов знаю, толи не умею, но я не могу передать словами этой красоты. Дорога, ни души во все стороны (скоро мы в этом убедимся точно) на несколько десятков км (лесник не в счет), солнце, под ногами земля, на удивительно красивом горном хребте – снег, справа скалы сначала желтые потом красные и черные.

    [attachmentid=13223]

    Внизу пропасть, там река, дует ветер, тихо, впереди виднеется огромное пространство между двух горных хребтов – это плато Ассы. Слишком все гладко, смутное чувство тревоги подкрадывается. Переехав очередной подъем, увидели реку (а их там несколько будет), которую нам надо форсировать. Речка плевая, летом и весной (сейчас в горах еще не совсем весна) она гораздо полноводней. Сейчас глубина примерно сантиметров 40-50, ширина метров 5, одним словом – херня. Задачу осложняло то, что слева (на нашем берегу) ледяное поле, начиная от места, где мы остановились и где кончилось отсутствие снега и докуда хватал взгляд – это не снег – это лед. С другого берега тоже лед, высотой примерно около сантиметров 80. Итак, берега отвесные, с обеих сторон лед. Зловещая тишина кругом, слева не объехать, ледяное поле скатывается прямо с гор, а справа река (на другом берегу отвесный лед).

    Б…дь! Вырвалось у обоих, приехали блин. Следов больше нет, дороги нет! Палыч пошел по льду искать переправу. Метрах в 100 от нас прямо по курсу через реку лежал лед как мост, весь в трещинах. Переправа шириной метров 5-6, под ней текла вода. Дальше река с отвесными берегами. До этого места еще предстояло доехать по чистейшему льду. Выдержит ли он не известно, что под ним неизвестно, выдержит ли нас ледовая переправа – неизвестно. Решили рискнуть, уж больно не хотелось возвращаться, проехали уже треть плато. По ту сторону реки лежал снег, дальше виднелись холмы без снега. Разведали возможную дорогу, если сумеем переправиться, то большая вероятность что доберемся и до холмов. Тихо тронулись по льду, подъехал к переправе, Палыч указывал путь, прямо посредине ледовой переправы проехал, нормально. Ура, есть, едем дальше. По снегу быстро добрались до холмов. Там опять дорога, едем дальше. На пути еще несколько ледовых засад, но мы, уже не меряя и не проверяя ничего, едем по ним без проблем. Слева лед стекает с гор как настоящий ледник только в миниатюре. Справа нет снега, там и едем. Решено все-таки сделать остановку на обед, заезжаем в ближайшее ущелье, где нет ветра, и обедаем. Костер не разжигаем, так как нет времени, солнце скоро сядет, а мы еще не знаем какая дорога дальше. Обращаю внимание, что на горном хребте на противоположной стороне плато растут елки (может сосны), причем растут ровной полосой не ниже и не выше. Ну, то, что не растут выше понятно, сказывается высота, а вот почему не растут ниже, это вопрос? На всем плато не ни одного дерева. Едем. Внезапно, так же как и начинался и кончался до этого – перед нами снег, нет следов, нет колеи, нет дороги. Смотрим на альтиметр – высота 2500 метров, сверяем по спутнику – точно. Тревога охватывает нас, высоко, значит, снег лежит дальше – везде и скорей всего нет следов. Последний раз «люди» здесь ездили месяц назад. Нет чабанов, нет скота, никого нет, только белое безмолвие. Солнце, клонящееся к закату, да ледяные вершины гор с обеих сторон и пространство до них в десять км туда и сюда. Мы на средине плато. Сколько еще ехать вперед – не известно, не засекли по спидометру. Не видно обсерватории, которая на высокой горе и почти рядом с нужным нам ущельем, которое выведет нас домой. Вперед через снег, вниз к реке, там должна быть дорога. Но следов нет, блин. Палыч выходит из машины, чтоб померить глубину снега (мы стоим на проталине) и проваливается почти по пояс. Нам туда не надо. Из снега кое-где торчат верхушки травы сантиметров 5. Едем от одного такого места к другому. Но кончаются и травинки. Выезжаем на склон горы и едем по склону (крен градусов около 20), так вернее не застрянем. Заезжаем на гору, в надежде смотрим на альтиметр но высота продолжает увеличиваться. Видим давнишний след в снегу (похоже на след), едем по нему, застреваем, сдаем назад, думаем, направо, опять вперед, едем дальше от травинки к травинке, проталин уже нет. Перед нами гигантская плоская поверхность везде снег, нет следов, куда ехать? Жутко, это на самом деле мрачно. Горы, закат, солнце предательски катится за горизонт. Мы ясно осознаем, что в темноте здесь нечего делать в поисках дороги, если ее и днем не видно. Мы можем заночевать в машине, у нас много еды, водка, спальники, даже палатка, дрова, газовая горелка, чайник, одним словом мы заночуем без особых проблем. Ну а что утром? Возвращаться назад? Или искать дорогу? Ночевать здесь не хотелось. Мы теперь как бы посредине этого жуткого белого безмолвия. Нам не страшно, но очень сильная тревога буквально сковывает сердце, а альтиметр показывает уже 2600 метров, высота увеличилась. Турбина не дает двигателю потерять мощность на этой высоте, и машина вывозит нас из снега снова и снова. Решаем вернуться туда, где мы застряли в снегу и решаем пробить дорогу, хотя там не видно никакой надежды на это. Но выбора нет. Едем второй раз по своей колее, но вот кончается и она.. Я изо всех сил давлю на газ, машина едет почти по бампер в снегу, ее то и дело бросает вправо и влево, останавливаться нельзя. Видим травинку и сворачиваем туда, потом еще одну и еще. Каждая травинка в такой ситуации радость, это возможность осмотреться и не застрять. Видим обсерваторию! Мы рядом! Где-то совсем рядом дорога. Проехав еще несколько метров, видим проталину! Радость буквально бесконечна. Наверное, подобное испытывает человек идущий по болоту от островка к островку и наконец выходит на более крупный островок. Останавливаемся там и не верим своим глазам вот она дорога в каких-то 150-200 метрах от нас. Расстояния в горах обманчивы, кажется, что до того места, куда тебе надо не больше 200 метров, а на самом деле почти километр и ты тратишь час, чтобы пройти это. Теперь нам нужно спуститься с горы вниз и потом по снегу подняться (уклон градусов 15) на другую гору и мы на дороге. Вид дороги придает сил, теперь хоть знаем куда ехать, и более того – там почти конец путешествия. Трогаюсь с третьей, включаю четвертую, рвемся! Машина проезжает метров 30 и останавливается на подъеме. Нас сносит в сторону. Здаю назад к земле. Поднимаюсь снова на горку, с которой стартовал. Короткое совещание, решаем ехать на третьей передаче, не взирая на обороты. Это было почти как Битва за Берлин – последняя схватка с природой. Рванули, двигатель зверь, мы вдвоем инстинктивно всем телом подались вперед, как бы толкая машину и помогая ей.

    -Выноси, родной!- это был крик надежды к Лэнд Крузеру. Все как в кино, когда должно свершиться самое главное. Он не подвел! Мы на дороге! На твердом покрытии! На ней нет снега!

    Теперь осталось спуститься километров 20 по ущелью, и мы на трассе и домой. Это Победа! Остановились, чтобы запечатлеть закат. К сожалению, когда были самые засадные моменты, никто не фотографировал, такое даже не приходило в голову, а было бы интересно посмотреть. Я сел на пассажирское сиденье и достал пиво. Пить не хотелось, но надо! Палыч сел за руль. Меня немного потряхивало, дрожь еще не прошла. Как у Джека Лондона – «Белое безмолвие».

    [attachmentid=13226]

    Но приключения не закончились. Дорога вниз местами заледенела, и спускаться приходилось на первой передаче, иначе нас просто снесло бы в пропасть. Через пол часа спуска увидели первую машину за последние сто километров. Без приключений добрались до дома. Прозвонил Боцман, расспросил как мы и где. Я вкратце рассказал, что мы испытали и как ехали, (он проезжал там месяц назад в составе 10 машин). Он пожалел, что не поехал, маршрут оказался не таким и попсовым. Через неделю лед подтает и там будет не проехать, переправы не будет (если серьезно не подолбить лед).

    post-3574-1174303646_thumb.jpg

    post-3574-1174304090_thumb.jpg

    post-3574-1174304230_thumb.jpg

    post-3574-1174304454_thumb.jpg

    post-3574-1174304817_thumb.jpg

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Alma-Ata
    • Машина: KZJ 78

    еще пару фоток:

    это мини ледник

    [attachmentid=13227]

    это полоса леса на горном хребте

    [attachmentid=13228]

    post-3574-1174306044_thumb.jpg

    post-3574-1174306114_thumb.jpg

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Москва
    • Машина: TLC PRADO 5VZ FE , АКПП лифт 1,5 BFG 31,7"

    Зачиталась! Огромный РЕСПЕКТ за такой интересный рассказ, как будто сама там побывала.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Alma-Ata
    • Машина: KZJ 78

    Спасибо вам за отзыв.

    Автору приятны любые отзывы, особенно хорошие biggrin.gif

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Сахалин/Москва
    • Машина: tlc80 VX 1HDT

    И места красивые и рассказ интересный и фото хорошие. В общем одни плюсы. С удовольствием прочитал на одном дыхании. А почему движок закипел?

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Alma-Ata
    • Машина: KZJ 78

    спасибо!

    насчет движка непоннятно. Это 3L - один из самых надежный тойотовских моторов. Сегодня отогнал на надежное СТО, там разберутся.

    Нехватало охлаждающей жидкости - один из вариантов, ну а вот куда она изначально делась - это вопрос.

    Поставят дополнительный вентилятор, включающийся принудительно - это, думаю решит возможные дальнейшие проблемы.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Красногорск
    • Машина: ランドクルーザー 40, Prado GRJ120.

    Респект. Очень красиво. Вот так чужими глазами и мир посмотришь...

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Alma-Ata
    • Машина: KZJ 78

    Спасибо!

    эти места фотографировали несколько раз.

    Но каждый раз убеждаюсь что там красиво.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Сахалин/Москва
    • Машина: tlc80 VX 1HDT

    К вопросу о закипании, была у меня похожая ситуация. Вопрос решился заменой крышки радиатора (старая была негерметичной). Но механизм данного явления я так и не понял. Крышку заменил и все заработало как часы.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Alma-Ata
    • Машина: KZJ 78

    Спасибо за совет, но в данном случае крышка была новая. Крышка устроена так что в ней клапан который открывается при провышении давления в системе охлаждения и выводит избыток давления (жидкости) в расширительный бачок. потом когда температура немного падает в системе образуется вакуум который втягивает назад жидкость из расширительного бачка через другой клапан в крышке. а с виду не скажещь что в крышке столько клапанов party.gif

    Крышка это первое на что мы подумали проконсультировавшись на СТО, но оказывается она новая.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Петрозаводск
    • Машина: TLC-80, VX, 1995 г., 1HD-FT, Opel Astra 2008 г.

    ЗдОрово! Респект! Как будто сам там побывал. Спасибо огромное!

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Москва Юго-Запад Хутор на С-В. рубеже
    • Машина: HDJ78 full-time SOA 38" HZJ76 std 33" ARB_lock

    To: HiJack

    Хороший расказ молдцы!

    вот только ".... насчет движка непоннятно. Это 3L ... " "Турбина не дает двигателю потерять мощность на этой высоте, и машина...." -а что увас 3L турбиронан?

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Alma-Ata
    • Машина: KZJ 78

    Спасибо за теплые отзывы. Рад что вам понравилось и что удалось передать цель автора: чтобы читатель представил себя на месте тех двух, что были в горах и переживал вместе с ними.

    Насчет движка 3L - в первозданном виде он был не турбирован, но на него искуственно поставили турбину от 1KZ.

    В горной метсности дизель (не говоря уже про бензин) теряет мощность до 30%-40% (в зависимости от высоты), а с турбиной потерь нет, потому что разряженный воздух наоборот помогает турбине работать. Это я прочитал умную статью про испытания танков в советское время на Памире, там высоты были до 4500 км.

    Правда сам я на такой высоте не был на автомобиле, максимум 3500 метров, но там потерь не было заметно (для автомобиля но не для людей biggrin.gif ) хотя движок был 2LT (2,5 с турбиной) и крузер был длинный и тяжелый.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Уфа
    • Машина: 1FZ-FE

    Вкусный рассказ,Респект автору!

    Как-будто в детство вернулся-в горы Таджикистана.

    Ничего красявее гор нет в этом мире.А в мае в горах вообще сказка,тюльпаны расцветут,маки.

    И еще появится "кислячка".В Казахстане есть "кислячка"?

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Alma-Ata
    • Машина: KZJ 78

    Да... лучше гор могут быть только горы на которых еще не бывал...

    Кислячка она же по всей видимости кислица - такая трава съедобная и кислая, в детсве любил. Но в горах не видел, может внимания не обращал.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Москва Юго-Запад Хутор на С-В. рубеже
    • Машина: HDJ78 full-time SOA 38" HZJ76 std 33" ARB_lock

    To: HiJack

    немного не в тему, а можно поподробней про 3L + турбина, какие впечетления до и после установки, как реализовано и бюджет?

    Спасибо,

    Алексей.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Alma-Ata
    • Машина: KZJ 78

    до установки ничего сказать не могу так как машину взял уже после утавновки турбины.

    Но Палыч это который из рассказа, ездил на новом тойотвском пикапе с 3L (без турбины), говорит что тяга изумительная. Водила устал и Палыч предложил ему отдохнуть и сам сел за руль и по привычке (осталась с 2 LT) на подъеме пытался включить пониженную, водитель очень удивился и спросил, зачем это? Одним словом трогается со второй и едет в гору.

    Насчет бюджета сказать тоже не могу потому что как я уже сказал это было при прежнем хозяине, но узнать могу, это будет примерно дня через 4 (здесь праздники начинаются завтра).

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Воронеж
    • Машина: kzj95

    Может я чего не понимаю, но зачем ехать на пониженной + 4-5 в коробке!?!?! Что крутого в трогании с 3й пониженной? Пониженную передачу используют, когда не хватает 1й или нужна передача между 1й и 2й или есть вероятность , что внезапно потребуется 1я пониженная скажем, а времени переключить раздатку не будет. Короче вскипятили двигатель зачем-то непонятно...

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Alma-Ata
    • Машина: KZJ 78

    Здравтсвуйте!

    двигатель вскипел не от пониженной а еще на трассе (почему, сейчас выясняем), потом его просто добили.

    Ну а насчет включения пониженной прочитал хорошую статью на этом сайте насчет строителей Бама и рекомендаций для них. Помогает в реальности! Пониженная дает более плавное переключение передач там где это нужно. Трогаться с третьей не круто, а просто возможно при включенной пониженной.

    Все это делалось не для того чтобы было круто, или повыпендриваться, а для удобства езды в горной местности где на второй передаче (обычной) по дороге едешь и тебе нужно быстрее, а для третьей еще мало. Включаем пониженную и все становится нормально, используя четвертую и пятую очень удобно ехать.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Alma-Ata
    • Машина: KZJ 78
    Пониженную передачу используют, когда не хватает 1й или нужна передача между 1й и 2й или есть вероятность , что внезапно потребуется 1я пониженная скажем, а времени переключить раздатку не будет. Короче вскипятили двигатель зачем-то непонятно...

    188300[/snapback]

    Сам так думал раньше!

    Более того когда предыдущий хозяин сказал что в горах едет на 4-й и 5-й пониженной я ему не ответил но подумал что он с придурью немного.

    ну а насчет Бама рекомендую, хорошая статья. Правда не помню в каком месте видел.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах

    • Сейчас на странице   0 пользователей

      Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


    Change privacy settings
    ×

    Важная информация

    Чтобы сделать этот веб-сайт лучше, мы разместили cookies на вашем устройстве. Вы можете изменить свои настройки cookies, в противном случае мы будем считать, что вы согласны с этим.