Перейти к публикации
МакПа

ВАЖНО, ОПАСНО, ГРОЗА

    Рекомендованные сообщения

    • Откуда: Москва, Химки
    • Машина: Ноги+рюкзак

    Оструеть!.. Привожу свою цитату из другого форума:

    Не понимаю, почему все так этого боятся. На мой взгляд, для аппаратуры вполне безопасно, особливо если антенка стоит не микробюджетная, а согласованная по автотрансформаторной схеме. Опсность же для людей реальна только в случае ОДНОВРЕМЕННОГО контакта токоведущей части подвески троллейбуса/трамвая и выхода из машины. Если пассажир/водитель держась за кузов машины, ставит ногу на землю, током конечно шмякнет. На самом деле и насмерть может. Помнить об этом необходимо. ПДД ограничивают геометрическую высоту машины, в том числе и по этому поводу, высотой в 4м. Собственно, жизнь свою поломатую беречь конечно надо, но можно же и куском мяса за обедом подавиться... Каждый, конечно, сам решает, как это делать, но я бы не заморачивался. Предпочел бы следить, чтоб в момент остановки моего швабролета антенна не касалась проводов, тем более, что этот момент трудно не услышать.

    Чтобы немного развеять обстановку приведу один курьезный случай. Некий придурковатый таксист из микробюджетной долгопруднинской фирмы с друзьями поехал на берег водоема алкогольно развеяться. Ну, вроде как, выпили, ириску на всех поделили, - ну, типа, закусили они так... Только дождик пошел, обломал, зараза! Ну им, татарам, конгруэнтно, что в машине бухать, что еще где, короче, в машину залезли... А дождь с грозой был. Машина на открытом берегу стояла, вроде как, доминантная высота... Короче, еще по одной пропустили, за нее, родемую, за халяву, тут-то им на закусь молния в автомобильную антенну и шмякнула!.. Ну, салон от фекалий замыли конечно, не пахнуть же всю жизнь, все четыре баллона поменяли. Антенна, понятно, пострадала, штырь куда-то делся. Догадываюсь, что не пропили... Но чтобы кто из пассажиров более чем медвежью болезнь подхватил, вроде как не было! Может, пьяные были, может просто таксисты, уж и не знаю... Физически данная неуязвимость личного состава мне абсолютно понятна. Для электрического разряда молнии (а уж тем паче гораздо более скромного разряда при касании антенной контактной подвески трамвая/троллейбуса) люди, находящиеся в салоне машины, как бы вне игры. Ток их по кузову обтекает. Но если речь идет о разности потенциалов между кузовом машины и землей в одну-две тысячи вольт, покрышки вполне справляются с функцией изолятора. Поэтому каких бы то ни было заметных неприятностей при прикосновении антенны к контактной подвеске не происходит. Если в этот момент из машины попытаться выйти, эта разность потенциалов будет приложена к телу человека (нахлобучит и не по-детски ). С молнией все серьезней. Там разность потенциалов получается на много порядков больше, потому братья наши меньшие на 4 прогоревших баллона и попали...

    Мораль: правила можно выполнять, а можно на свой страх и риск нарушать. Если знаешь, как, то пуркуа бы и не пнуть пару раз. Я бы пнул...

    А вообще по грозозащите антенного хозяйства я много работал, и кое-что патентовать собираюсь. Будут вопросы - расскажу.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Москва
    • Машина: Сузуки Самурай. УАЗ-2206
    Как то по телеку трюк паказывали. В металическую клетку из арматуры заходит человек. А далее через неё пропускают пару тыщ вольт. Человек жив.

    Данный трюк обьясняли тем что электрический ток проходит только по наружней поверхности проводника.

    226253[/snapback]

    Ток в параллельных цепях идет пропорционально сопротивлению, имхо. Сопротивление клетки мало, сопротивление мужика довольно велико, соотв. тока через него текло хрен да копейка. Думаю этим и объясняется данный трюк.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Москва
    • Машина: TLC 72 3L БФГ АТ 31

    При объемных проводниках заряд действительно скапливается на наружных поверхностях. На этом основано действие генераторов Ван-де-Граафа. Вы их наверняка видели - колонны, сверху шары металлические от них молнии фигачат. Внутри диэдектрических колонн закольцованная лента из диэлектрика и мотор, который тянет ее через колонну в шар. Снизу на нее заряд подается, внутри шара снимается и растекается по наружной поверхности шара. Как достаточно накопиться - шарахает от шара на окружающие предметы и никогда внутри колонны.

    Звиздец. 5 минут назад позвонила жена, сказала что с собакой гуляла, молния ударила в гаражи в 50 метрах от неё, собаку подкинуло на метр от земли, в ушах звенит, коленки трясутся. Поехал домой.

    224398[/snapback]

    Собака-то цела? А то тут по телику показывали в Крыму молния у остановки в дерево шарахнула, так на остановке метрах в 10 от эпицентра все попадали, 11 человек в реанимации и у одной девочки даже метка тока на коже.. focus.gif

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Самара и Октябрьск (Правая Волга)
    • Машина: Сейчас TLC78 -1KZTE/АКПП. В прошлом TLC72-3L и TLC80-1HDT.

    Давайте уже к практическим рекомендациям действий экипажа в грозу tormoz.gif

    При стоянке под грозой - антенну снять, машину как-нибудь заземлить (тросик там металлический от кузова через штырь в землю воткнуть)?

    При движении под грозой - антенну снять, продолжать движение?

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Самара и Октябрьск (Правая Волга)
    • Машина: Сейчас TLC78 -1KZTE/АКПП. В прошлом TLC72-3L и TLC80-1HDT.

    Или цепь металлическую от кузова до земли, которая за бензовозами тащится...

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Moscow
    • Машина: Соболь 4х4 дизель, Kia Rio

    Клетка и 2 киловольта это фигня. У нас на Физфаке МГУ есть такая демонстрация : берется разрядник Лебедева - точно не помню но сильно больше 2KV, включенный - просто в воздух короной фигачит. Лектор берет металическую указку на конце лампочка обычная, подносит к этой хреновине - сантиметров 30-40 искровой разряд фигачит в указку дальше через руку и тело лектора в землю, лампочка горит - красиво. Скин эффект однако. Только это переменный ток и тансформатор, не уверен что удар молнии так же распространяеться будет.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Москва
    • Машина: TLC 72 3L БФГ АТ 31

    Никола Тесла так баловался, но это переменный ток. Для удара молнии желательно снять антенну ДО грозы и заземление по кратчайшему пути от точки максимального возвышения на машине через конструкции без изоляторов. Например такая точка на кузове - заземлять кузов, на раме (бампер) - заземлять раму. Цепь не обязательно, вполне сойдет кусок токопроводящей резины-пластика. Они продаются для снятия статики. И не выходить из машины в грозу. А ехать можно.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Москва, Химки
    • Машина: Ноги+рюкзак

    Ну а по мне так если переходить к практическим действиям перед грозой:

    1. Антенну оставить как есть, так как ее высота крайне незначительна повлияет на вероятность удара молнии в Вашу машину.

    2. Не заморачиваться бредом модели тросиков, канатиков и прочих несуразных способов заземления. Весь бред этой затеи заключается в следующем: ток разряда молнии обычно составляет 10000-100000 ампер. Даже цепи заземления подстанций имеют собственное сопротивление 2 - 4 Ом, хотя сделаны куда серьезнее хвостиков из токопроводящей резины. Закон Ома из школьного курса физики сами вспомните... Кстати для справок, сопротивление заземления в виде куска цепи, присобаченной к Вашему стальному коню, в идеальном случае вряд ли будет меньше 300 - 400 Ом (это если в луже лежать будет). Я к чему веду, при ударе молнии в машину (решительно все равно, в антенну или в дворники) подобное "заземление" в принципе не повлияет на данный процесс никак.

    3. Существует норматив построения систем грозозащиты объектов типа бензозаправок и прочей пожароопасной хрени. Взят он с большим запасом, так как принят был еще в Совке. Так вот согласно ему надежно защищенным от удара молнии является объект, строение, предмет, который удален от громоотвода менее чем громоотвод выше его самой верхней точки.

    Громоотводы на этих объектах конечно из металла делали. Но с точки зрения молнии разница между железной трубой или мокрой березой практически никакая. Все одно, ток течет по цепи наименьшего сопротивления. Влажаное дерево меньшим сопротивлением обладает, чем воздух. Поэтому рекомендации самые простые: избегайте мест, где Вы будете доминантной высотой. Постарайтесь встать поближе к дереву, строению, опоре линиии электропередач, если гроза застала Вас в чистом поле. Только под самое дерево не становитесь, а то все может совсем наоборот получиться!

    P.S. Есть замечательная наука - статистика. Она позволяет не напрягаясь развеивать мифы. На протяжении последних десяти лет у меня в постоянном обслуживании работает около 500 машин, оборудованных радиостанциями гражданского диапазона. Вряд ли кто-то из них хотя бы раз в грозу снимал антенну. Случай, мной описанный, был единственным на весь этот коллектив за десять лет. Да и за все 16 лет моей работы в эфире. Поверьте, молния "клюет" не на антенну, а на доминантную высоту.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Самара и Октябрьск (Правая Волга)
    • Машина: Сейчас TLC78 -1KZTE/АКПП. В прошлом TLC72-3L и TLC80-1HDT.

    Про заземление - понятно, как я понимаю, назначение тросиков, цепи - снятие статического электричества, но не защита от молнии.

    Ну и во время грозы - в ложбинку, в ямку smile.gif

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Москва, Химки
    • Машина: Ноги+рюкзак

    В общем-то все так. Но как уже было отмечено, удар молнии в машину в принципе не является стопроцентным поводом для прихода старушки с косой. В случае с разрядом в антенну ситуация чуть иная в силу того, что аппаратура связи может быть поставлена неграмотно. Как это ни странно, но технически корректно поставленная аппаратура и в этом плане заметно лучше. Из общих рекомендаций, улучшающих характеристики Вашей связи и делающих ее использование в грозу решительно безопаснее для оператора:

    1. Не применять микробюджетные антенны, согласованные под четверть волны (то есть штырь просто удлиннен катушкой). Пример таких антенн - Alan 9+,Lemm 1700. Предпочтение следует отдавать антеннам, согласованным по автотрансформаторной схеме. В точке установки антенны должна быть хорошая масса.

    2. Не применять магнитные антенны.

    3. Минус питания радиостанции и усилителя должен быть взят с кузова проводом минимальной длины (по моей практике, крайне распространена ошибка, минус на аппаратуру связи по неграмотности тащат от аккумулятора).

    Самое смешное, что соблюдение вышеописанных рекомендаций прежде всего улучшит Вашу связь.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Москва
    • Машина: TLC 72 3L БФГ АТ 31

    Все так, но в своих мыслях по сабжу исходил из того, что желательно избежать пробоя деталей машины. Очень впечатлил пробой колес. А что, если создать току молнии более короткий путь с меньшим сопротивлением (заземление), то молния все равно пойдет через диэлектрик-резину?

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Москва, Химки
    • Машина: Ноги+рюкзак
    желательно избежать пробоя деталей машины. Очень впечатлил пробой колес.

    420106[/snapback]

    Чего-то я об этом не подумал... rolleyes.gif В принципе если цепь как на бензовозах применить, баллоны может быть и не прогорят, но с резинкой уж и не знаю. Сопротивление мокрой и грязной поверхности балллона весьма скромное по моим понятиям.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Москва
    • Машина: TLC 72 3L БФГ АТ 31

    Значит система защиты машины, как я говорил в сообщении № 47, но с цепью или стальным тросом эдак 8-10 мм (чтобы не гремело, и ток веселее проходил) будет работать?

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Москва, Химки
    • Машина: Ноги+рюкзак

    Не уверен. Статистику надо нарабатывать. Короче, добровольцы нужны. Я бы даже сказал, грозоловы... focus.gif

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Москва
    • Машина: TLC 72 3L БФГ АТ 31

    Короче какая-то такая приблуда не повредит! smile.gif Сама простая, а даст Бог, баллоны и хабы сохранит!

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Москва, Химки
    • Машина: Ноги+рюкзак

    Ура! есть доброволец! applaude.gif С нетерпением буду ждать результатов эксперимента... guru.giffocus.gif

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Москва
    • Машина: TLC 72 3L БФГ АТ 31

    Дык теоретиццки точно ничем не повредит, так почему бы нет? wink.gif))

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Москва, ЮАО
    • Машина: HZJ-77, 97 г., HDT, 37x12,5x16

    To: Связист

    To: TOYOMAN

    Ребят, хотите расстрою - ТОК ЧЕРЕЗ АСФАЛЬТ НЕ ИДЕТ. И не помогут ни цепи, ни тросы....

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Новосибирск
    • Машина: TLC 105
    .....3. Минус питания радиостанции и усилителя должен быть взят с кузова проводом минимальной длины (по моей практике, крайне распространена ошибка, минус на  аппаратуру связи по неграмотности тащат от аккумулятора).

    Самое смешное, что соблюдение вышеописанных рекомендаций прежде всего улучшит Вашу связь.

    420061[/snapback]

    ????? Все инструкции прямо рекомендуют подключаться непосредственно к аккуму (и полюс, и минус). Дескать, по кузову всякие блуждающие токи гуляют... И на практике замечал - качество ЗАВИСИТ от местоположения на кузове точки заземления. В одно место прикрутишь - погромче помехи, в другое - потише...А к минусу аккума - тишина и чистота......

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Москва, Химки
    • Машина: Ноги+рюкзак
    To: Связист

    To: TOYOMAN

    Ребят, хотите расстрою - ТОК ЧЕРЕЗ АСФАЛЬТ НЕ ИДЕТ. И не помогут ни цепи, ни тросы....

    420473[/snapback]

    Сударь, Вы удивитесь, но на самом деле идет. И через камень, и через резину, и через стекло... И через асфальт тоже, особливо, когда он мокрый.

    P.S. Когда речь идет о разности потенциалов, способной без труда пробить промежуток воздуха в десяток километров - ток идет чрерз все. Разве что через что-то легче, через что-то тяжелее...

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах

    Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

    Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

    Создать аккаунт

    Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

    Зарегистрировать аккаунт

    Войти

    Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

    Войти сейчас

    • Сейчас на странице   0 пользователей

      Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


    Change privacy settings
    ×

    Важная информация

    Чтобы сделать этот веб-сайт лучше, мы разместили cookies на вашем устройстве. Вы можете изменить свои настройки cookies, в противном случае мы будем считать, что вы согласны с этим.