Перейти к публикации
mralex

Преломление северной широты. Ямал, Остров Белый.

    Рекомендованные сообщения

    • Откуда: Moscow
    • Машина: TLC80

    IMG_4645_6s.jpg

     

    "Согласно квантовой модели, у частицы будто бы и нет точного местоположения в то время, пока она находится между начальной и конечной точками пути. Не нужно принимать это за отсутствие пути у частиц, пока они следуют от источника к экрану. Совсем наоборот, это могло бы значить, что частицы проходят всеми из возможных путей связывающих эти точки." 

    С. Хокинг, Высший замысел. 

     

     

    Спор путешествующего народа на тему "что есть автомобильная экспедиция" и чем она отличается от автомобильного похода, выглядит порой нелепо. Стоит ли зарываться в дебри словарей? Буквоедство едва ли поможет разобраться в сути этого понятия. Экспедиция - не "легендарный" внедорожник, не борода на лице, не грубоватые шутки в эфире автомобильной радиостанции, не разведенный спирт в железной кружке, не мокрые носки на ногах, не фотоотчет в социальной сети, не усталость до тошноты, не запах топлива на руках. Каким бы мёдом для некоторых не казалось, экспедиция это не пафосный подвиг и не мраморный бюст на родине героя. 

     

    IMG_9950_6s.jpg

     

    IMG_9418_6s.jpg

     

    Скорее всего, это то, что находясь где-то далеко впереди, в то же время подталкивает тебя сзади. Цель, понятная только тому, кто ее сам перед собой поставил. То, что останется где-то рядом когда пыль уляжется, но то что нельзя потрогать. То самое, чего всегда "то недостаточно, а то много". 

     

    IMG_9498_6s.jpg

     

    IMG_9438_6s.jpg

     

    Экспедиция, это свой собственный маленький поступок о котором стыдно и смешно даже говорить вслух. Выйти из машины на холод, когда хочется сидеть в тепле. Подать товарищу вовремя горячую кружку чая, или гаечный ключ. Терпеть чуть больше чем привык, мириться с большим чем то, на что рассчитывал. Уважать чужие слабости и стараться хотя бы на время обуздать свои собственные. Делать над собой усилие и не просить ничего взамен. Стать чуточку другим, оставшись самим собой. Незримые мелочи, из которых складывается свой для каждого человека смысл любой поездки. 

     

    IMG_9967_6s.jpg

     

    IMG_9743_6s.jpg

     

    Из дневника. 

    -  05.03.16. Зимник за Сабеттой. Встали в 6:00, свернули интернет-тарелку. Солнечно, температура -20. Идем по зимнику, снег рыхлый, колеи глубокие, машины тонут. Пробили бочку с соляркой, вылилось литров 30-40. Встали разливать остатки из бочки. Котобус ехать отказался под весом четырех бочек с бензином и двух запасок в прицепе, начал греться даже на второй пониженной. Снял утепление мотора. Поменялись с Аркадием прицепами, у него две бочки полные и одна пустая, поехалось резвее. Мои главные пары все-таки не для таких упражнений. Доехали до площадки 53й буровой. Оставили у дорожников прицепы с ДТ, перелили топливо. Взяли один прицеп с бензином для УАЗа и встали на ночевку в паре километров от базы на расчищенной тракторами площадке. За день прошли 191км. Точка ночевки N72.18,527 E70.42,208. 

     

    IMG_9541_6s.jpg

     

    IMG_9422_6fsbks.jpg

     

    -06.03.16. АДОВ ПИПЕЦ. Встали в 7:00, стартовали в 8:30. Прошли 39,5км за 16 часов. Расход топлива 100л на 100км. Точка ночевки N 72.30,048 - E 71.09,371. 

     

    IMG_0011_6s.jpg

     

    IMG_9495_6s.jpg

     

    -  07.03.16 Встали в 7:30, выехали около 9:00. Дует, видимость средняя, но солнце видно. Температура -11-13. Около 11:00 оторвали крепление рессоры у прицепа. Развернули сварку, подварили. Едется лучше чем вчера, в среднем получается идти 15км/ч на давлении 0,35атм. Вечером началась метель, видимость упала. К полуночи вышли на мыс Шайтанов, салют из ракетниц. Встали на ночевку около старого маяка. Отмечаем достижение крайней северной точки полуострова Ямал припасенным для особого случая вискарем. За день прошли 63км. Встал вопрос по топливу. Расход меньше чем вчера, но все равно выходит что больше 50л на 100км. Если так пойдет дальше, на обратный путь топлива может и не хватить. Точка ночевки N72.53,232 E71.36,857. 

     

    IMG_0081_6s.jpg

     

    IMG_0042_6s.jpg

     

    Раскрыть значение слова "Север" еще сложнее. Было бы весьма самонадеянно думать, что вот так запросто, за пару дней, или через неделю-другую после возвращения из большого северного путешествия мысли и впечатления улягутся в ровные стопочки и придет понимание. Внятное, сквозное и какое-то очень простое понимание, дающее в двух словах стройное объяснение такому явлению как Север. Куда более талантливые люди посвятили этому занятию всю свою жизнь, описывая Север в прозе и в стихотворной форме. Многие писатели пытались с переменным успехом протолкнуть через призму великих северных территорий отражение людских характеров, мечты и стремления человека, вывести формулу кристаллизации таких понятий как честь, верность слову и чувство долга. Слова получались красивыми, но все же каждый их читающих понимал все по-своему. А то и не понимал вовсе. Издалека все видится искаженно. 

    Там, в высоких широтах, оценки большого и взгляды на мелкое зачастую оказываются иными, чем в более пригодной для жизни средней полосе. И физические законы играют в этом не последнюю роль. Атмосфера нашей планеты истончается ближе к полюсам и, возможно, вместе с атмосферой все легковесное выдавливает центробежной силой ближе к экватору. Туда, где жизнь проходит мягче и теплее. Где ночь не тянется пол-года, где у людей нет необходимости в начале XXI века шить себе одежду из шкур оленя и каждый день жестоко бороться за выживание. 

     

    IMG_4653_6s.jpg

     

    IMG_9928_6s.jpg

     

    Из дневника:

    -  08.03.16. Встали в 7:00. Переливали бензин, перегружали барахло из прицепа, сдували-надували колеса. Прихватило морозом правое ухо, распухло, красное. Вышли на лед пролива Малыгина в 11:15. Взяли курс по азимуту на знак Евладова. Достаем ледобур, проверяем толщину льда - больше метра. Встретили только одну большую свежую трещину с хрупкими краями. Наступив в нее ногой провалился по пояс. Остальные трещины задуты снегом. Много свежих медвежьих следов. В 15:30 пьем чай. Ехать тяжело, объезжаем торосы, топчем целину на первой пониженной со всеми блокировками, несколько раз разматывали лебедку. 

    Снег очень разный. Он разного цвета и разной плотности, разной зернистости. Впервые вижу и различаю снег на блестящий, матовый, белый, серый, голубой, рыхлый и натоптанный. После пары дней топтания целины можно научиться читать снег и вполне успешно искать в нем проходы, лавируя как парусник галсами. Иногда он похож на мягкий поролон, иногда на твердый пенопласт. Иногда тот же самый снег, по которому казалось можно ехать только внатяг на всех блокировках на первой пониженной, держит машину с полностью разблокированной трансмиссией на третьей передаче. Эффект глиссера просто взрывает мозг. 

    Пересекли 73 параллель. Температура -13. Вышли на берег острова Белый в 21:15 в трех километрах от знака Евладова. Точка ночевки N73.04,968 E70.45,254. 

     

    IMG_0092_6s.jpg

     

    IMG_9492_6s.jpg

     

    Север самодостаточен и мизантропичен, если так можно выразиться. По отношению к каждому кто туда попадает. Очутившись однажды в тех холодных краях, ты в полной мере ощутишь ничтожность своего бытия. Природные явления там не вступают с человеком в диалог. Нет там ничего такого, что могло бы разговаривать привычным для тебя языком. Шелестом листьев, пением птиц, журчанием ручьев. Холод, ветер, ледяные торосы, тундровые болота под многометровым слоем снега. Переохлажденные туманы, белая мгла через которую не видно дальше собственной вытянутой руки, Великое Белое Безмолвие. И только от тебя зависит, что сумеешь разглядеть в этом непростом наборе. Сможешь ли разгадать свой смысл, свою цель. Да, если приглядеться, то кругом обнаружится достаточно подсказок, которые должны разжечь что-то в душе, как запальная свеча в холодном моторе. Их сложно не заметить.

     

    IMG_9845_6s.jpg

     

    IMG_0065_6s.jpg

     

    Однажды ночью, после очередного дня полного бесконечного сражения с обстоятельствами и собственной глупостью, уставший до последней крайности, ты поднимешь глаза наверх. А там, через все небо, от горизонта до горизонта полное звезд, полыхает Полярное Сияние… И даже если другие подсказки до сих пор не помогли, эта не сможет не сработать… Солнечный ветер, прилетевший из космоса, взорвет сознание самого последнего циника.

     

    IMG_9781_6s.jpg

     

    Без преувеличения, это самое прекрасное, самое величественное зрелище из всех что мне приходилось наблюдать. То, к чему нельзя прикоснуться и унести с собой, вдруг проявляется живым колыханием зеленого марева, то разгорается то угасает. В такую ночь, охватывая взглядом вселенную с миллиардами далеких созвездий и трепещущим на этом фоне полярным сиянием, вдруг разом все понимаешь. Появляются силы, ясность ума, становятся доступными и простыми какие-то сложные мысли. Это ощущение истонченного взгляда на суть вещей ты еще долго будешь бережно хранить внутри, бояться расплескать и возвращаться к нему не часто, опасаясь, что оно раствориться в черноте как "то о чем нельзя говорить вслух". 

     

    IMG_9774_6s.jpg

     

     

    Из дневника:

    -  09.03.16.  Весь день шли по острову Белый в сторону Полярной Станции им. Попова. Температура утром -4-6 градусов, к вечеру упала до -19. Днем пасмурно, молочный переохлажденный туман. Видимость нулевая, небо сливается с землей, рельеф не виден совсем. Снег очень тяжелый, ехалось сложно. Леха с Женькой мучаются с колесами: травит заднее правое колесо, постоянно греют диск горелкой, пытаясь удалить лед, но очень скоро все повторяется по кругу. В довершение провернуло камеру на переднем левом. У Лехи поднялась температура, видно что ему плохо. Буквально заставляем его поменяться с Женькой местами. Не хочет до последнего вылезать из руля. УАЗ тяжело едет, у него как и у хозяина растет температура двигателя. Решаем завершить битву на сегодня и вставать на ночевку не дойдя до полярки 6 километров. Леха накачивается лекарствами, разбираться с термостатом будем завтра утром. Быстро варим густой борщ с тушенкой пытаясь компенсировать потерю сил. К ночи вызвездило, ясно. На небе Сияние. На горизонте видны огни полярки. За день прошли 40км. Точка ночевки N73.17,544 E70.12,556.

     

    -  10.03.16.  Встали в 8:15. Ночью подморозило, утром температура -23. Леха после принятых лекарств почти огурцом, чинит машинку. Быстро меняет термостат. Стартуем в 10:15. До станции дошли быстро. Полярники встретили добродушно. Сказали, что видели фары и еще с вечера ждали нас. Передаем приветы и посылку с большой земли. Пьем чай, нас угощают рыбой и котлетами. Проводят небольшую экскурсию по станции. Общаемся за жизнь. Видели песца, Андрей почти нос к носу столкнулся с медведем возле маяка. Ребята перебортируют колеса в теплой мастерской. После чего проблема с травлением из-под диска ушла навсегда. Принимаем тяжелое решение не оставаться на ночевку, а выдвигаться обратно. Прогноз плохой, если следы заметет, завтра снова будет битва. Рассчитываем выскочить на материк по своим следам, пока не замело. В 18:15 стартуем. Николай Иванович, Людмила, Николай, Владимир, все выходят нас проводить. Спасибо вам за теплый прием и за помощь! Погода портится, пошел снег, ветер 8м/с, раздувает. Около полуночи в полной темноте пытаемся искать знак Евладова на побережье острова. Идем по азимуту на точку, топчем целину. Не удачно. Не дошли 800м до точки. Время и силы на исходе, решаем прекратить поиски. Шли до 4:30 утра следующего дня, в итоге пересекли остров, пролив Малыгина и встали на место ночевки 07-08 марта, под маяком на мысе Шайтанов. Прошли 94км.  

     

    IMG_0127_6s.jpg

     

     

    IMG_0132_6s.jpg

     

    Из дневника: 

     -  11.03.16.  Долго отсыпались после вчерашнего забега, стартовали в 13:15. Температура -13-15 градусов, видимость плохая, ветер совсем слабый. Наст подморозило за ночь. Удавалось выходить на глиссер.

    Для людей, которые привыкли отталкиваться колесами от твердой земли протоптанная в тундре колея будет выглядеть смешной забавой. Хитрость заключается в том, что никто точно не знает сколько снега под этой колеей. Метр, полтора, два... Сколько угодно. И колею надо именно продавить накатом автомобиля, пятном контакта сплющенного в лепешку колеса. А не прогрести, буксуя до твердой поверхности, оттолкнувшись и поехав дальше. Там внизу ничего нет такого, от чего можно было бы оттолкнуться. В этом сложность. И степень сложности данного упражнения зависит от множества факторов. От рельефа местности, от направления и силы ветра в данном конкретном месте, от того светит сверху солнце, или пасмурно, от температуры воздуха. От всех этих факторов в данный момент времени и в динамике вчера-сегодня-неделю-назад. Рельеф местности не исключение. Если четыре месяца назад там, где-то глубоко внизу было пресное озеро, то сегодня сверху поедется иначе, чем если тогда же внизу был морской пролив с приливами-отливами и глубокой, или мелкой соленой водой. Прошли 52км. Точка ночевки N72.34,208 E71.07,812

     

    -  12.03.16.  Встали рано, стартовали в 8:45, ясно, ветра нет. Ехалось с переменным успехом. У меня окончательно перестал работать перекачной насос дополнительного бака. Менять решили завтра. Заметил, что цепочка следов на снегу, оставленная нами несколько дней назад, возвышается над поверхностью тундры. Их не заметает со временем, а напротив, выдувает легкий снег вокруг спрессованного следа. И следы превращаются в столбики выветривания. За 15км до базы дорожников заливал НЗ из канистры. Последние два километра до 53й буровой совсем никак не ехалось, предложение заночевать и переждать пока адский пухляк не перемерзнет за ночь, Аркадий не принял. Стравил колеса в ноль и кое-как протоптал колею до площадки дорожников. Нашли прицепы в целости и сохранности, перекачали топливо. Прицепили прицепы и отъехав на площадку 50й буровой в нескольких километрах, завалились спать. Прошли за день 59км. Точка ночевки N72.18,455 E70.28,377 

     

    IMG_0294_6s.jpg

     

     

     

    IMG_9778_6s.jpg

     

    Когда-то в незапамятные времена, процесс познания окружающего мира мало походил на воскресное развлечение возле телеэкрана. А скорее являлся неотъемлемой частью борьбы за выживание. И романтики в нем было не больше чем в грубых инструментах, вроде старого топора, или истертого деревянного весла.

    Северные земли открыты совсем недавно, по меркам современной цивилизации. Освоены и обжиты людьми, посвятившими жизнь этой территории. Людьми не случайными, оставившими свой след настолько ярко, что колея до сих пор читается на снегу. Возможно поэтому Север манит к себе как нечто настоящее, как то, чему стоит посвятить и свою жизнь. 

     

    IMG_9766_6s.jpg

     

     

    Вахтовики газовых промыслов, живущие в закрытых поселках. Водители большегрузных Уралов, месяцами топчущие тундру. Кочевые ненцы, всю жизнь проводящие при оленях. Геологи, на огромных вездеходах прокладывающие маршруты газовых трубопроводов. Полярники, годами живущие на метеостанциях. У каждого из них своя суровая правда, своя история. Эти люди смотрят на путешествующий народ с усмешкой и интересом. Для них вопрос "что такое Север" давно уже не стоит...Они поняли что-то очень важное в этой жизни. Поэтому остались жить и работать там, где совсем рядом проходит ось вращения планеты и Полярная звезда светит прямо в макушку. Где смысл человеческой жизни измеряется не только материальными благами.  

     

    IMG_0322_6s.jpg

     

    IMG_9777_6s.jpg

     

    Что же такое, северная автомобильная экспедиция? Такой особый образ жизни, позволяющий кроме всего прочего, одним поворотом колеса изменять фокус собственного восприятия мира. Увидеть себя пучком детских страхов и комплексов, тянущимся откуда-то из глубин подсознания. Но в то же время, учиться с легкостью волны огибать встречающиеся на пути острые торосы. Распылять в пространство радугу поступков, значимых лишь для себя самого, но делающих мир чуточку светлее. Раскладываясь на спектр и фокусируясь обратно, чувствовать себя фотоном. Одновременно Волной и Частицей.

     

    Не имеющей точного местоположения в пространстве, но проходящей всеми из возможных траекторий на пути к своей цели, скрывающейся где-то далеко. За горизонтом. 

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Самара
    • Машина: LX 570, LX470

    Нет слов, красота.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Пермь
    • Машина: TLC-80 1HZ STD, 91г,, пары 4.88, все блоки, +5"+2"

    Очень здорово! Гораздо интереснее читать не просто сухой технический отчет, а мысли и переживания автора.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Иркутск
    • Машина: LX570. Ранее:78KZ,78UZ,80FZ,80HDT,105HZ,80HDFT,80FZ,200VD

    Очень сильно написано!

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Рязань
    • Машина: 4RUNER 1989 г.в. 3,0 л 3VZE, МКПП ,

    Слов нет! :ok: :ok: :ok:  Одни эмоции.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Усть-Каменогорск, Казахстан
    • Машина: TYT Hilux Surf 185 2.7

    Я как раз сейчас читаю страницу автора в ЖЖ. Очень интересно! 

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Сочи Красная Поляна
    • Машина: SUZUKI - XL-7

    Как красиво!!!!!

     

    И написано, и картинки!!! :ok:  :ok:  :ok:  :ok:

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Домодедово, Московская область
    • Машина: TLC 80, 1HD-T, BFG 35x12.5, все блокировки, ComeUp 9.5

    Я как раз сейчас читаю страницу автора в ЖЖ. Очень интересно!

    Ага, я в том году начитался, и понесло меня... На Вишеру! :-)

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: ПодMoskwой
    • Машина: 80HDFT-МКП ЕГР-офф/120 1KD АКП ЕГР-офф/200-VDМКПП-без ЕГР.

    Шедевр!!! и поездка и описание её  :ok:

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: 89 RUS
    • Машина: TLC 100 VX

    Автор молодец! :ok: Интересно было увидеть родной край чужими глазами. Видится всё совсем иначе. Не "повседневно" я бы сказал.

    Участникам экспедиции большой респект!

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Усть-Каменогорск, Казахстан
    • Машина: TYT Hilux Surf 185 2.7

    Надо в лучшие добавлять!

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Moscow
    • Машина: TLC80

     IMG_9184_6s.jpg


     


    Этот дневник я писал каждый вечер перед тем как завалиться спать. Скорее всего стороннему читателю он даст мало интересной информации. Много расписывать не было ни сил, ни времени. Эти-то строки давались через силу, потому что хотелось есть, спать, смотреть по сторонам. Все что угодно хотелось, только не писать дневник. Мыслей было слишком много и сразу было понятно, что соединить их все воедино вот так разом не получится. Поэтому решил в итоге просто записывать кратко основные события каждого дня. Чтобы потом было проще хотя бы вспомнить места ночевок.


     


    Эмоции и основную мысль я попытался кое-как расписать в предыдущем посте. А дневник пусть останется как есть, на память.


     


    ЯМАЛ 2016


     


    Стартовали 21 февраля 2016 года, около 13 часов с улицы Степана Малыгина в Москве. Перед этим ночевали дома у Макса в Дмитрове. На старте лепили наклейки. Приехало ТВ, давали интервью. В Костроме встреали на ребята из ТАМ-клуба. За день прошли 490км от точки старта, на ночевку встали N57.49,943 E043.21,598.


     


    22.02. Стартовали в 9:00, ехали до 13 часов. Дорога паршивая, лед, колдобины, скользко. Пообедали в придорожной харчевне дешево и вкусно. Погнали дальше. Много фур, плохая дорога, едем медленно. После границы Пермского края дорога улучшилась и стала хотя бы чищенной. Поужинали в харчевне, встали на ночевку на съезде в поле. Колбасились с Валей в колее, учился топтать снег. Колбасились полтора часа. За день прошли 864км. Завтра встреча с Женей и Лешей.


     


    23.02. Утром перешли на местное время +2 часа. Стартовали в 9:00. Около часа дня встретились в Женей и Лешей. Перегружали лыжи в мой прицеп (6штук), поехалось тяжелее. Урал проходили в сильную метель. Температура -2. На дороге лед, очень сколько, много аварий. Фотались у стеллы Европа-Азия, для чего пришлось топтать снег на горку. Фары в грязи плохо светят. Ужинали в кафе около 19:00, после этого ехали еще пару часов. Нашли отличную отворотку в лес. Встали на поляне. Ночь, снег, темнота. Очень красиво. Будем отмечать встречу. За день прошли 564км.


     


    Граница Европа-Азия


    IMG_9178_6s.jpg


     


    24.02. Прошли за день 573км. Прошли Югорск, вышли на технологически зимник Газпрома. До Игрима 42км. Днем +3, вечером -3. Солнце, небо синее, зимник отличный. Шли 70-75км/ч, видели буровую в огнях. В Ивделе докопались гаишники, клеили статью за общую массу с прицепом более 3,5т. Сошлись на 500р за нечитаемый номер. Точка ночевки N62.54,321 E64.41,091


     


    Град Березов


    IMG_9193_6s.jpg


     


    IMG_9195_6s.jpg


     


    25.02.16. Весь день шли по Обскому зимнику на Салехард. В Берёзово нас встречал энтузиаст Денис, который увидев анонс экспедиции в Интернет, заинтересовался и вышел на связь. В итоге нас сняли на ТВ и сводили в музей. Очень милые люди. Зимник разный, скорость от 20 до 70 км/ч. После Мужей стал очень плохого качества. Под вечер устали. Аркадий улетел в бруствер, у Макса выломало фаркоп (примерно в 19:00). Прицеп перевесили на УАЗ и погнали дальше. Встали на ночевку в 78км от Салехарда, прямо на зимнике. Температура днем -6 градусов, вечером -12. Туман. За день прошли 470км. Жрем вареники с картошкой


     


    Ночевка на обском зимнике


    IMG_9219_6s.jpg


     


    26.02 Спали на зимнике. Утром помог выехать из колеи проезжавший мимо Камаз, протоптал нам след. Надули колеса и поехали. На въезде в Лабытнанги встречало местное ТВ. Фотались около "Мамонта". Приехали к Жене Сказке и долго общались, тупили, отдыхали. Вечером сходили в музей, отметились у пограничников и в МЧС. Погода плохая, метет, сильный снег. Температура -2. На завтра прогноз плохой, судя по всему будем варить фаркоп Макса,проверять машины  и ждать погоды. За день прошли 86км.


     


    Ночевка на обском зимнике


    IMG_9220_6s.jpg


     


    27.02.16. Спали в Лабытнангах у Жени на базе. Варили фаркоп Макса, проверяли машины. Ездили в Салехард смотреть на памятник 501 стройке. После обеда встречались с местным Русским Географическим Обществом. Вечером, общими усилиями чинили доп.свет на Котобусе. Переливали по бочкам топливо. Стартовали из Лабытнангов в 19:00. Ребята проводили нас до нулевого километра зимника на Бованенково. Пофотались на память у километрового знака возле переезда. Погнали. Задуло. Температура -5 градусов. Ветер 12м/с, порывы до 15м/с. Видимость 10-15м. Пробили бочку ДТ. Вылилось не понятно сколько, но не очень много. Шли до 3 часов ночи. Рубились адово. Прошли 120км. Точка ночевки N67.29,055 E67.25,678


     


    Первые километры зимника на Бованенково. Тундра нам показывает кто тут папа.


    IMG_9281_6s.jpg


     


    28.02. Тронулись в 10:00. Солнце, температура -3. Небольшой ветер. Шли вдоль ж/д насыпи, много топтались во второй половине дня, валились с колеи, травили давление до 0,4. Встали на ночь около 20:00. Вечером пробовали мультиварку. В итоге разброд и шатание, часть поела в машине, часть за общим столом. За день прошли 115км.


     


    Погожее утро 28 февраля. 


    IMG_9356_6s.jpg


     


     


    Пурга, адово рубилово.


    IMG_9287_6s.jpg


     


     


    29.02.16. Выехали поздно. С утра сильный ветер, кругом белая мгла, температура -3. Долго решаем: ехать, или пережидать. В итоге надели на прицепы лыжи и стартовали около 11:00. Ехали не долго. Задуло так, что машину идущую впереди в пяти метрах стало не видно. Встали. Пурговали часа два, из них час ели-пили, час-полтора спали. Проснулись, на небе немного посветлело, проглядывает Солнце. Температура упала до -7 градусов. Поехали в 16:00. Через час оторвали крепление лыжи прицепа, встали чиниться, развернули инструмент. Болгаркой проделали отверстие под новое крепление ремней. Поехали. Дошли до разъезда Хралов, налили воду у рабочих в вагончике. Зашли в магазин на фактории, купили хлеба. Разгрома за ногу укусила собака, прокусила сапог. Разошлись в колее с Камазами, идущими две (!) недели из Сабетты. Общий ужин решили отменить, в 22:00 встали попили чай и до пол-второго ночи бойко шли дальше по следу Камазов. За день пройдено 85км, От Лабытнангов 321км.


     


    Болгаринг, кувалдинг. "..только лучше будет, всегда так делаем..."


    IMG_9474_6s.jpg


     


    IMG_9453_6s.jpg


     


    01.03.16. Выехали в 9:00, ехали до 14:00. Ветер стих немного, температура - 13 градусов. Временами выглядывало Солнце, облачно с прояснениями. После обеда перекидывали лыжи, так как стремянки рессор пробили дыры в направляющих лыж, в итоге обед затянулся. Поехали только в 16:00, задуло. Солнце с красивым гало, световой столб. Догнали УРАЛ, который просил помощи с перекачкой топлива. Стояли около часа, помогали. Разошлись со встречным УРАЛОМ и гусянкой. Задуло очень сильно, ветер до 15м/с. Стемнело, стали валиться с колеи, видимость нулевая. Встали на ночевку около 19:30. УРАЛ, которому помогали перекачиваться, нас догнал в 20:30. За день прошли 99км. Точка ночевки N69.31,967 E70.27,687


     


    Пургуем. За пару часов машинки приморозило. 


    IMG_9438_6s.jpg


     


    IMG_9439_6s.jpg


     


     


    02.03. Встали в 6:00, наматывал трос на лебедку, замерз размыкатель плюса. Поехали в 8:00, ехалось хорошо. Солнце. Ветра практически нет. Температура -18. Зимник в хорошем состоянии. Узкий след с которого не валишся. Обогнали вчерашний Урал, санный поезд с дровами (дрова - березы, стволы). За окном красивый рельеф. Держим скорость 25км/ч. Обедали на красивом склоне. Солнце со световым столбом. Проезжали стадо оленей, кормил их хлебом. Отмечали пересечение 70й параллели. Въехали в Сеяху. Солярки в поселке официально нет. Выехали из поселка в 18:30, шли еще пару часов по следу Уралов. На небе Сияние (желтое, зеленое, красное), играет, очень красиво. За день прошли 154км. Ночевка на зимнике точка N70.19,022 E72.12,256


     


     


    Помогаем Уралу с перекачкой топлива. Чувак в одно лицо прет на Сабетту. Из удобств в кабине имеется телогрейка. Не знаю с чем сравнить впечатление от встречи... 


    IMG_9576_6s.jpg


     


    IMG_9569_6s.jpg


     


    03.03. Утром встали около 7:00. ночью вокруг машин ходили олени, снег в следах и помете. Температура -25. Выехали в начале девятого, обогнали колонну с бензовозом. Около 12:00 пересеклись встречными курсами с пермскими ребятами, которые возвращались с острова Белый. Встретили нас красиво: выскочили из машин в одних трусах. Типа - "мы на юг едем". Всего шесть машин, все на больших колесах. Постояли, поболтали, пофотались. Поехали около 14:00. Встали на обед. Ясно, температура -22 - 23. Ветра нет. Аркадий прожевал заднее правое колесо, поставили запаску. Идем около 30км/ч по свежему следу. К семи вечера подошли к Сабетте. Большой закрытый вахтовый поселок. 16т человек, КПП, сухой закон, пропускной режим. Сдали оружие на охрану. Вселились в общагу. Тепло, чисто, режимно. Пригрелся, уснул сидя на кровати. Отбой в 1:00. Прошли за день 165км.


     


    04.03 Встали в 8:00. К 9:00 пошли завтракать в местный кафетерий. Еда приличная, не сильно дорого. Есть салаты, кофе и тд. До 12 часов жевали сопли, тупили. До 13:30 спали в машинах. Около 14:00 поехали заливать топливо на склад ГСМ ЯМАЛ СПГ. Заправлялись долго, около 1,5 часов. Выехали в сторону Тамбея. Красивый закат. Груженый прицеп дергает жопу, вес около тонны. Встретили стадо оленей. Встали, поставили тарелку в первый раз за выезд. Дневной пробег 62км, от Салехарда прошли 801км. Точка ночевки N71.30,698 E71.45,299.


     


    Соль, перец, водка, строганина.


    IMG_9903_6s.jpg


     


    IMG_0016_6s.jpg


     


     


    05.03.16. Встали в 6:00, свернули интернет-тарелку. Солнечно, температура -20. Идем по зимнику, снег рыхлый, колеи глубокие, машины тонут. Пробили бочку с соляркой, вылилось литров 30-40. Встали разливать остатки из бочки. Котобус ехать отказался под весом четырех бочек с бензином и двух запасок в прицепе, начал греться даже на второй пониженной. Снял утепление мотора. Поменялись с Аркадием прицепами, у него две бочки полные и одна пустая, поехалось резвее. Мои главные пары все-таки не для таких упражнений. Доехали до площадки 53й буровой. Оставили у дорожников прицепы с ДТ, перелили топливо. Взяли один прицеп с бензином для УАЗа и встали на ночевку в паре километров от базы на расчищенной тракторами площадке. За день прошли 191км. Точка ночевки N72.18,527 E70.42,208.


     


    Выезд из Сабетты. Пару картинок из самой Сабетты потом выложу отдельно. 


    IMG_9883_6s.jpg


     


    06.03.16. АДОВ ПИПЕЦ. Встали в 7:00, стартовали в 8:30. Прошли 39,5км за 16 часов. Расход топлива 100л на 100км. Точка ночевки N 72.30,048 - E 71.09,371.


     


    Заброшенная буровая. Смотрелась очень мрачно, типа - Сайлент хилл.


    IMG_9963_6s.jpg


     


    07.03.16 Встали в 7:30, выехали около 9:00. Дует, видимость средняя, но солнце видно. Температура -11-13. Около 11:00 оторвали крепление рессоры у прицепа. Развернули сварку, подварили. Едется лучше чем вчера, в среднем получается идти 15км/ч на давлении 0,35атм. Вечером началась метель, видимость упала. К полуночи вышли на мыс Шайтанов, салют из ракетниц. Встали на ночевку около старого маяка. Отмечаем достижение крайней северной точки полуострова Ямал припасенным для особого случая вискарем. За день прошли 63км. Встал вопрос по топливу. Расход меньше чем вчера, но все равно выходит что больше 50л на 100км. Если так пойдет дальше, на обратный путь топлива может и не хватить. Точка ночевки N72.53,232 E71.36,857.


     


    Рубилово.


    IMG_9483_6s.jpg


     


    08.03.16. Встали в 7:00. Переливали бензин, перегружали барахло из прицепа, сдували-надували колеса. Прихватило морозом правое ухо, распухло, красное. Вышли на лед пролива Малыгина в 11:15. Взяли курс по азимуту на знак Евладова. Достаем ледобур, проверяем толщину льда - больше метра. Встретили только одну большую свежую трещину с хрупкими краями. Наступив в нее ногой провалился по пояс. Остальные трещины задуты снегом. Много свежих медвежьих следов. В 15:30 пьем чай. Ехать тяжело, объезжаем торосы, топчем целину на первой пониженной со всеми блокировками, несколько раз разматывали лебедку. Пересекли 73 параллель. Температура -13. Вышли на берег острова Белый в 21:15 в трех километрах от знака Евладова. Точка ночевки N73.04,968 E70.45,254.


     


    Старый маяк на мысе Шайтанов. Это крайняя точка полуострова Ямал. Знаковое место.IMG_0074_6s.jpg


     


    IMG_0068_6s.jpg


     


    09.03.16. Весь день шли по острову Белый в сторону Полярной Станции им. Попова. Температура утром -4-6 градусов, к вечеру упала до -19. Днем пасмурно, молочный переохлажденный туман. Видимость нулевая, небо сливается с землей, рельеф не виден совсем. Снег очень тяжелый, ехалось сложно. Леха с Женькой мучаются с колесами: травит заднее правое колесо, постоянно греют диск горелкой, пытаясь удалить лед, но очень скоро все повторяется по кругу. В довершение провернуло камеру на переднем левом. У Лехи поднялась температура, видно что ему плохо. Буквально заставляем его поменяться с Женькой местами. Не хочет до последнего вылезать из руля. УАЗ тяжело едет, у него как и у хозяина растет температура двигателя. Решаем завершить битву на сегодня и вставать на ночевку не дойдя до полярки 6 километров. Леха накачивается лекарствами, разбираться с термостатом будем завтра утром. Быстро варим борщ. К ночи вызвездило, ясно. На небе Сияние. На горизонте видны огни полярки. За день прошли 40км. Точка ночевки N73.17,544 E70.12,556.


     


     


    На льду пролива Малыгина. Пересекаем 73 широту.


    IMG_0126_6s.jpg


     


    10.03.16. Встали в 8:15. Ночью подморозило, утром температура -23. Леха после принятых лекарств почти огурцом, чинит машинку. Быстро меняет термостат. Стартуем в 10:15. До станции дошли быстро. Полярники встретили добродушно. Сказали, что видели фары и еще с вечера ждали нас. Передаем приветы и посылку с большой земли. Пьем чай, нас угощают рыбой и котлетами. Проводят небольшую экскурсию по станции. Общаемся за жизнь. Видели песца, Андрей почти нос к носу столкнулся с медведем возле маяка. Ребята перебортируют колеса в теплой мастерской. После чего проблема с травлением из-под диска ушла навсегда. Принимаем тяжелое решение не оставаться на ночевку, а выдвигаться обратно. Прогноз плохой, если следы заметет, завтра снова будет битва. Рассчитываем выскочить на материк по своим следам, пока не замело. В 18:15 стартуем. Николай Иванович, Людмила, Николай, Владимир, все выходят нас проводить. Спасибо вам за теплый прием и за помощь! Погода портится, пошел снег, ветер 8м/с, раздувает. Около полуночи в полной темноте пытаемся искать знак Евладова на побережье острова. Идем по азимуту на точку, топчем целину. Не удачно. Не дошли 800м до точки. Время и силы на исходе, решаем прекратить поиски. Шли до 4:30 утра следующего дня, в итоге пересекли остров, пролив Малыгина и встали на место ночевки 07-08 марта, под маяком на мысе Шайтанов. Прошли 94км.


     


    11.03.16. Долго отсыпались после вчерашнего забега, стартовали в 13:15. Температура -13-15 градусов, видимость плохая, ветер совсем слабый. Наст подморозило за ночь. Удавалось выходить на глиссер. Прошли 52км. Точка ночевки N72.34,208 E71.07,812


     


    Наш караван утром. В районе Сеяхи. Вокруг все вытоптано оленями, которые приходили ночью.


    IMG_9792_6s.jpg


     


    12.03.16. Встали рано, стартовали в 8:45, ясно, ветра нет. Ехалось с переменным успехом. У меня окончательно перестал работать перекачной насос дополнительного бака. Менять решили завтра. Заметил, что цепочка следов на снегу, оставленная нами несколько дней назад, возвышается над поверхностью тундры. Их не заметает со временем, а напротив, выдувает легкий снег вокруг спрессованного следа. И следы превращаются в столбики выветривания. За 15км до базы дорожников заливал НЗ из канистры. Последние два километра до 53й буровой совсем никак не ехалось, предложение заночевать и переждать пока адский пухляк не перемерзнет за ночь, Аркадий не принял. Стравил колеса в ноль и кое-как протоптал колею до площадки дорожников. Нашли прицепы в целости и сохранности, перекачали топливо. Прицепили прицепы и отъехав на площадку 50й буровой в нескольких километрах, завалились спать. Прошли за день 59км. Точка ночевки N72.18,455 E70.28,37


     


    Переохлажденный туман на острове Белый.


    IMG_0131_6s.jpg


     


    13.03. Прошли 271км по зимнику в сторону Бованенково. Зимник жуткий. Местами топчемся с блокировками. Слетали, вытаптывались. Чиним перекачку топлива, чуть не поморозил руки. У Аркадия и Макса проблемы с топливом. Пытаются лечить заливкой спирта в баки. Сломали рессору на прицепе, заменили. Максу выломали фаркоп. В Марресаля уже явно не попадаем, надо менять планы, тк времени не хватит. Точка ночевки N70.37,736 E70.18,576<


     


    14.03. Шли весь день по зимнику до Бованенково. Видимость нулевая, температура за бортом растет, ветер крепчает и давление падает. Утром ломается очередная рессора у прицепа. У Тулупова обрывает аммортизатор. Перекачка моя снова работает. Прошли 149км, дошли до Бованенково. Нас встретили ребята из Газпрома, разместили в общаге, машины поставили в теплый бокс.


     


    15.03. Проехали 0км. Дневка в Бованенково. Экскурсия на газовый промысел, на куст. Ремонтируем машинки в теплом боксе. Варим, пилим, местное ТВ все это дело снимали. Вечером сауна у пожарников ("тепловая камера").


     


    16. 03. Перегружали прицепы, заливали топливо. Тупили, спали, ели. Выехали в 19:30 из Бованенково на Байдарацкую. Зимник официально закрыт, идет опрессовка трубопровода. Но нам дали пропуск. Температура -20. Пасмурно, ветер сильный, около 12-13 м/с. На входе на зимник долго переписыали наши данные, пропустили в итоге. У Лехи проблемы с топливной системой. Глохнет. Льет УАЗику спирт в бак. Прошли 86км. На ночевку встали в пол-первого ночи.


     


     


    Тундра похожа на море.


    IMG_0059_6s.jpg


     


    IMG_0005_6s.jpg


     


    17.03. Встали рано, в 6:30. Стартовали около 8:30. Ехалось плохо, переметы. Встретили технику. В 11:30 у Лехи лопнула полуось, до 15:30 замена и обед. Встретили колонну экскаваторов. После "58го км" поехалось хорошо. Быстро дошли до Байдарацкой по хорошему зимнику. Отметились на КПП. Встретили три грузовика, которые три километра бьются девять часов. Обошли их и встали на ночевку 22:15. Прошли за день 95км. На небе сияние. Точка ночевки N69.14.197 E68.20.839.


     


    18.03. Ночью на нашу площадку приехали два грузовика 8х8. Утром застыла моя вебаста, температура -30. Ясно. Красивое гало на небе, три солнца. Поехали хорошо. Лопнула рессора на прицепе, меняем. Едем 25-26км/ч. УАЗ чихает, льем спирт. Встретили неадекватных Камазистов. Весь день ехалось отлично, прошли 200км. Встали на ночевку в том же месте где стояли 28-29 февраля. Рядом с мостом где швартовые скобы. N68.12,681 E68.58,862


     


    19.03. Встали в 6:00. Перелили топливо из бочек в машины. Тронулись около 8:00. У Макса лопнула лыжа, у Лехи рессора на прицепе. УАЗ не едет, глохнет. Спирт не помогает. Встали. С 11ти до 14ти чинились. Без результата. Встретили диких частников идущих на Сабетту, без карт, без связи и топлива. После разговора с нами они развернулись и решили идти на Бованенково. Аркадий взял УАЗ на буксир, едем. Женя Сказка нас встретил в 70км от Лабытнанги, перецепили Лешку к нему. Заночевали у Жени Сказке на базе. Прошли 235км.


     


    20.03. Сидим в Лабытнангах на базе, ищем запчасти для УАЗа и для прицепов.


     


    21.03. Меняю масло. Утром перепаковываем прицепы. Запчастей для прицепа нет, Лехин прицеп поедет без рессор. Стартовали в 14:00. Зимник закрыт, договорились - пропускают. На очередном ухабе Лехин прицеп перевернулся. Бочка с бензином пробита. Два часа собираем все в кучу обратно. УАЗ плохо едет. Пропуски зажигания, цилиндр не работает. Доползли до Мужей. Зимник в хорошем состоянии, небольшой участок с переметами. Прошли 200км, заночевали N65.21,086 E64.42,648


     


     


    День, когда случился "Адов Пипец". В районе заброшенной буровой.


    IMG_9994_6s.jpg


     


     


    22.03. Весь день шли на Югорск в целом без приключений. Леха ковырялся с мотором с переменным успехом. Обедали в Березово в той же столовой, что и по дороге "туда", у Аэропорта. Котобус жутко тупит, то ли топливо, то ли фильтр забит. Еду еле-еле. Зимник в отличном состоянии, шли 60км/ч. Скользко. Не вписался в поворот, вылетел. Долго искали место для ночевки. Вечером добиваем остатки алкоголя. Последняя ночевка перед Пермью. Прошли 650км. Ясно ветра нет, температура -10. Ночуем в деревушке около каких-то контейнеров в сугробах. N61.03,387 E61.56,838


     


    23.03. Утром вожусь с розеткой прицепа, вышибло предохранитель, не работает освещение приборов. УАЗ реанимироваться отказался, но днем обнаружилось что Леха забыл снять защитный колпачек с форсунки. Поехали резвее. Прошли Урал. Дорога сухая чистая, гнали хорошо. Прошли Чусовой с раздолбанной улицей Ударников. Ремонтируют дорогу путем укладки сырой земли катком в лужи. Вечером началась метель, температура -3. На объездной Перми прощаемся с Лехой и Женькой. Весь вечер гнали через метель при нулевой видимости. Адово. Встали на ночевку в месте где ночевали 22-23 февраля. N58.04,639 E55.09,710. Прошли 800км.


     


    24.03. Встали в 6:00. Поменял фильтр топливный и в сепаре. ХХ не держит. Из фильтра вылилась коричневая дрянь, но воды почти нет. Тронулись в 7:00. Дорога убита начисто. Ямы, грязь. Тенты на прицепах порвались, каркасы развалились. Ясно -6. Прошли 861км. Встали на месте первой ночевки 21 февраля. Последняя ночевка, пьем крымское сухое. Жгу фальшфейер.


     


    Тундровая травка 


    IMG_9921_6s.jpg


     


    Осталось еще немного фотографий и пара историй, которые стоит рассказать. Про Сабетту. Про саму полярную станцию и ее обитателей. Про Бованенково, где нам устроили сногсшибательнейшую экскурсию по газовому промыслу.


     


    Продолжу чуть позже...


    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Qazaqstan
    • Машина: HDJ105

    ЗдОрово! Наверное вот в таких экспедициях раскрывается вся сущность человека.

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Красногорск
    • Машина: ランドクルーザー 40, Prado GRJ120.

    Сногсшибательно! Спасибо!

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Moscow
    • Машина: TLC80

    IMG_0019_6s.jpg


     


    Оставшиеся фотографии в куче и сумбурный рассказ о полярной станции им. Попова и газовом промысле Бованенково.


     


     


    Полярная станция имени Попова находится на широте 73 градуса 19 минут северной широты. Это самая северная точка нашего путешествия. Ощущения от этого места у меня остались начтолько мощные, что не берусь как-то внятно описать. Действительно край земли. На станции постоянно живут четыре человека. Начальник Николай Иванович Никонов, метеорологи Николай, Людмила, Владимир. Жизнь там, понятное дело, суровая, хотя все сделано чтобы как-то скрасить быт и смягчить условия. Связь с большой землей по телефону, есть ограниченный порезанный интернет. Раз в год заходит теплоход "Михаил Сомов", чтобы забросить продукты и топливо. Пару раз в год прилетает вертолет с каким-нибудь начальством. И это все.


    Остальное время станция фактически отрезана от мира. Телевизор, телефон, кое-какой интернет и электронная почта через спутник. Электропитание от дизеля. Попробуйте это себе представить. Туда не приезжают случайные машины, нет попуток, нет заезжих ненцев, охотников, рыбаков. Ничего. Это настоящий астероид, затерянный во льдах на Крайнем Севере. Действительно Крайнем Севере. До северного полюса оттуда чуть меньше двух тысяч километров. До Новой Земли на запад около 400км, до Диксона примерно столько же, только на восток.


     


     


    IMG_0160_6s.jpg


     


    IMG_0172_6s.jpg


     


    Историю про полярного пса Боцмана, который увязался с пермскими джиперами и доехал до самого Салехарда все уже знают, нет смысла пересказывать наверное. Когда мы приехали, вахту нес оставшийся без Боцмана один, достаточно молодой пес Ямал. Очень добрый, не привыкший к человеческой ласке собакин. Я его гладил, а он неловко тыкался носом мне в лицо, не решаясь лизнуть. К собакам здесь иное отношение. Здесь это рабочая собака. Он отгоняет медведей. Другого смысла его жизни не существует. Однажды он состарится, или заболеет и не успеет увернуться от медвежьей лапы. Такая работа. 


     


    IMG_0211_6s.jpg


     


    IMG_0168_6s.jpg


     


    Рабочая комната метеоролога. Здесь все необходимые приборы, связь, регламенты и журналы наблюдений.


     


    IMG_0213_6s.jpg


     


    Кают-кампания. Кухня, гостиная, столовая, все в одном.


     


    IMG_0214_6s.jpg


     


    IMG_0230_6s.jpg


     


    Белые медведи приходят сюда почти каждый день. Нет не в гости. Они просто проходят вдоль берега мимо. Идут куда-то одной тропой в поисках пищи. Обитатели станции к этому привыкли. "Идут мимо, у них там тропа за маяком... Никто не знает куда и зачем они идут. На саму станцию бывает и заходят, но не часто." Выходить со станции по-одному категорически запрещено. Только вдвоем, только прихватив ружье и фальшфейер.  


     


     


    IMG_0289_6s.jpg


     


     


    Вот на этом месте меня очень круто проперло. Ровно в этом месте, за маяком начинаются владения белого медведя. Там дальше нет ничего. Это край астероида, край земли. Было ощущение, что заглядываю куда-то в бездну, как на карнизе возле отвесной скалы. Космос... не знаю как вернее описать это чувство. А по картинке так наверное и не скажешь.


     


    IMG_0311_6s.jpg


     


    Не часто знакомишься с такими людьми. Николай Иванович - действительно глыба. Из той породы людей, которых язык не повернется назвать просто по имени. Две командировки в Антарктиду, вся жизнь связана с Арктикой. Перепечатывать его биографию не стану, кому интересно - найдет в интернетах.


     


    IMG_0262_6s.jpg


     


    IMG_4637_6s.jpg


     


    IMG_4638_6s.jpg


     


    В Бованенково нас взяли в оборот ребята из Газпром-Добыча-Надым. Этот эпизод был неожиданным и очень приятным. Нам залили топлива, отпарили в бане, провели экскурсию по газовому промыслу. В какой-то момент было ощущение, что "крупную_московскую_экспедицию" не за тех приняли и пора делать ноги отсюда. Пока всю нашу банду раздолбаев не вывели на чистую воду. Реально это было круто. Нас провели в святая святых Бованенково - на пульт управления, в зал вводных ниток, в зал компрессорной станции, на сам куст скважин. Только сказали не выкладывать в интернет цифры, показывающие доличество добытого газа. Ибо в них скрыта главная тайна мальчишей-кибальчишей. И не использовать фото-вспышки в залах. Потому что система пожаротушения автоматически реагирует безотказно и заливает все пеной на раз, не спросив разрешения.


     


    Всем выдали каски. Идем по территории промысла с понтом дела такие - газовики.


    IMG_0351_6s.jpg


     


    Куст скважин.


     


    IMG_4608_6s.jpg


     


    Скважина. Рабочая.


     


    IMG_4605_6s.jpg


     


    Зал вводных ниток. Эти трубы идут со скважин. Здесь газ очищается, охлаждается и отсюда подается в магистральную трубу. Да, оказалось что у метана нет запаха и все тут ходят обвешанные датчиками газа.


    IMG_0346_6s.jpg


     


    Турбина которая вдувает газ в магистральную трубу. Работает тоже на газу. То есть автономная хрень.


    IMG_0353_6s.jpg


     


     


    IMG_4661_6s.jpg


     


    Самая северная железнодорожная ветка ведущая из Лабытнанги в Бованенково по вечной мерзлоте. В особо проблемных местах (а их немало) вокруг полотна вбивают специальные термокомпенсационные трубки, в которые закачивают жидкий азот. Чтобы дорогу не выдавливало летом и не вело винтом рельсы.


     


    IMG_4673_6s.jpg


     


    Слева - жд ветка, справа - автомобильный мост. Автомобильная дорога дальше поворота на Новый Порт сейчас не нужна. Никто кроме "диких" частников (мы таких встретили на выезде, ниже расскажу) по ней не ездит. Газпром все заводит по железке, дорога в любом виде им просто без надобности.


     


    IMG_9350_6s.jpg


     


    Заброшенная буровая. Что тут случилось не понятно. Но все брошено как есть, даже трубы не сняли, собрались и уехали. Вокруг пустота. Это самый дальний край Ямала. До берега не больше 40км. Сайлент-хилл какой-то. Очень мрачное местечко.


    IMG_9977_6s.jpg


     


    IMG_9557_6s.jpg


     


    Олени неподалеку от ненецкого чума. Олени оказались низкорослыми, небольшими животными. В моем представлении они были размером с лося и такие же домашние как коровы. Нет, это полудикое животное совсем небольшого размера. Я пытался их кормить хлебом. Кося выпученным глазом, постоянно шугаясь на каждое мое неверное движение, они боялись подходить близко. Мужской олень называется быком, а женский - важенкой. Через несколько минут осторожных попыток подманить их булкой, одна важенка то ли самая глупая, то ли самая умная, но явно выделяющаяся из группы животных обломанным рогом и белой мастью, подошла и взяла хлеб прямо из руки. Нос у них покрыт длинной жесткой щетиной, очень прикольные зверюги.


     


    IMG_9724_6s.jpg


     


    IMG_9423_6s.jpg


     


    Мы стояли возле поворота на Новый Порт, ждали ребят и пили чай с печеньем. До Лабытнанги оставалось что-то около 170км, мы понимали что уже практически вышли в цивилизацию, под колесами была жесткая отсыпка. За железкой, в паре километров от нас происходила неистовая движуха разнообразной техники. Самосвалы, трубовозы и другие грузовики ездили туда-сюда, в направлении Нового Порта. За нами в нескольких километрах отсыпка заканчивалась и начинался дикий след зимника. Мы только что вылезли оттуда, руки наши были грязны, рожи небриты, мы насквозь провоняли соляркой и не только...


    Сидели, пили чай с печеньем, которое купили в Бованенково за 450рублей. Я вчера нашел такое же в московском магазине - 85 рублей ему красная цена.


    Небольшое отступление...


    На картинке - Ямальский Газовый Баллон. Знаковое место. Просто знаковое, потому что кроме него вокруг ничего нет. Это типа знак для тех кто идет с Салехарда. Налево пойдешь - в Байдарацкую придешь. Прямо пойдешь - в Сеяху придешь. Таким мы его увидели 01 марта. Не пытайтесь рассмотреть на картинке что-то еще, там ничего нет. Читайте дальше, будет понятно при чем тут баллон. Первого марта мы поехали прямо, чтобы 18 марта приехать с левой стороны.


    IMG_9532_6s.jpg


     


    Тот же самый баллон 18 марта. Погода получше и можно увидеть где заканчивается небо и начинается земля.


    IMG_4633_6s.jpg


     


    Сидим значит пьем чай с Валей. Вдруг видим как через жд переезд в нашем направлении движется колонна из четырех Уралов. Два длинномера и две вахтовки кажется было. Мы оживленно стали обсуждать вопрос - куда они идут.


    Через пять минут они подъехали. Из головной машины вылез паренек. Подходит. Физиономия усталая, руки закопченые. "Ребята, как в Сабетту проехать?"


    Валя, помнится, подавился печеньем, а я расплескал чай. Такой вопрос был настолько же странным, как если бы вас на МКАДе спросили "как проехать в Марракеш". То есть, подразумевается, что человек, собравшийся в такое путешествие должен понимать куда и как он едет.


     


    - Ну вы правильно поехали, да. Вот дальше туда, откуда мы идем, вам двигаться около пятидесяти километров. Там увидите в снегу ржавый газовый баллон. Накатанный след будет налево (на Байдарацкую), а вам прямо на Сеяху. Мы там вчера видели Урал, след наверное еще не замело, бился он отчаянно... Ну вот до Сеяхи дойдете, а потом дальше на Сабетту еще примерно столько же.


    Видим в глазах парня некое замешательство.


    - А там отсыпка есть? Дорожники работают? Нам сказали что до Сабетты 150-200 километров.


    - Вы что, парни, какая отсыпка? До Сабетты вот прямо отсюда где мы стоим что-то около 400 километов дикой колеи. Вам до Сеяхи идти в лучшем случае дня три-четыре, если не задует. Ну и потом еще столько же, если погода позволит.


     


    Я старался не сгущать краски, и не сказал сразу что примерно в этом районе мы встречали Уралов которые больше двух недель бились с Сеяхи. Но задать главный вопрос все-таки было надо...


    - Парни, а как у вас с топливом? В Сеяхе официально нет дизельной заправки. У вас договоренности есть или как?


     


    Молчит...


     


    - Просто вы смотрите, даже если вы поедете как задумано, дозаправиться в ближайшие полторы-две недели будет негде. У вас жратва-то есть на это время? А если задует, вас там и искать никто не будет. У вас спутниковый телефон, навигатор хоть что-то есть?


    - Нет у нас ничего... Да, если задует - пипец... У меня двое детей...


    Чувак как-то сразу все понял и скис.


     


    Он ушел к своим. Мужики посовещались какое-то время и повернули обратно в зону приема мобильной связи. Потом мы их встретили еще раз. Видимо, задав правильные вопросы своим работодателям и получив кое-какие ответы парни решили поменять маршрут, выходить на Байдарацкую. На что мы им сказали, что этот зимник официально закрыт на время опрессовки трубы и нужны пропуска. Это их не испугало, судя по всему договоренности все-таки какие-то они получили после телефонного разговора.


     


     


    IMG_9984_6s.jpg


     


    IMG_0336_6s.jpg


     


    IMG_9789_6s.jpg


     


    Меньше всего мне хотелось, чтобы рассказ об этой поездке получился высокопарным, героическим и пафосным.


    Не знаю, на сколько это удалось, впечатления которые меня долбанули по башке были столь сильными, что я вот только недавно начал отходить. Мы попали действительно в другой мир. Было очень круто, сложно, ярко.


     


    Большое спасибо команде. Действительно, считаю, что это была одна из самых сильных команд этой зимой. И я очень рад что мы съездили в таком составе. У нас все получилось. Да, были какие-то трения внутри, не без этого. Да, возможно в какие-то моменты хотелось что-то сделать по-другому. Да, наверное я на ближайший год-два наелся такого острого экстрима и теперь хочется чуть более гладких дорог, чуть более теплого климата, чуть болеее спокойного ритма движения. Но я получил ровно то что хотел. И мне это оказалось по силам. Хотел снега, северного сияния, пурги, хотел увидеть живого белого медведя. Все сбылось. Значит - я молодец.


     


    Значит - МЫ молодцы!


    Спасибо вам, парни!


     


    Аркадий. (discovery2)


    IMG_9428_6s.jpg


     


    Ромка


    IMG_9685_6s.jpg


     


    Макс


    IMG_9655_6s.jpg


     


    Андрей (razgrom)


    IMG_9673_6s.jpg


     


    Лёха (alekseyt)


    DSC03279_6s.jpg


     


    Женька (john-59)


    IMG_9649_6s.jpg


     


    Валя (ValentinAK)


    DSC03284_6s.jpg


     


    Ваш покорный слуга


    IMG_0196_6s.jpg


     


     


    Все. Конец.


     


    IMG_9952_6s.jpg


     


    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: 89 RUS
    • Машина: TLC 100 VX

    Приветствую!

    Вопрос не совсем в тему.

    Сам увлекаюсь фотографией. Поэтому интересно, чем снимали в экспедиции?

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Moscow
    • Машина: TLC80

    Приветствую!

    Вопрос не совсем в тему.

    Сам увлекаюсь фотографией. Поэтому интересно, чем снимали в экспедиции?

     

    Я снимал Canon 5D Mark-II использовал два стекла EF 17-40mm f/4L USM и EF 70-200mm f/2.8. 

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: 89 RUS
    • Машина: TLC 100 VX

    Достойная техника + прямые руки, результат - отличные фото!

    Спасибо за ответ!

    Удачи в будущих экспедициях!

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: Moscow
    • Машина: TLC80

     

    Удачи в будущих экспедициях!

     

    :buzz: Спасибо!

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах
    • Откуда: г. Рязань
    • Машина: Тойота LC 80 4.2TD VX лифт 2" 1992г 1HD-T "Слоник"

    да...СИЛЬНО!!!! и рассказано и показано и пройдено, это самое главное, от фоток мурашки по коже. Что вспомнилось про Ямал!!! Вы молодцы, вы лучшие, жму руку  :thank:  :thank:  :thank:  :ok:  :ok:  :ok:  :ok: Я бы на такое пока)...не решился, это честно!

    Поделиться сообщением


    Ссылка на сообщение
    Поделиться на других сайтах

    Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования

    Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

    Создать аккаунт

    Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

    Зарегистрировать аккаунт

    Войти

    Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

    Войти сейчас

    • Сейчас на странице   0 пользователей

      Нет пользователей, просматривающих эту страницу.


    Change privacy settings
    ×

    Важная информация

    Чтобы сделать этот веб-сайт лучше, мы разместили cookies на вашем устройстве. Вы можете изменить свои настройки cookies, в противном случае мы будем считать, что вы согласны с этим.