Перейти к содержанию
mralex

Дорога ветров. Монголия 2014.

Рекомендуемые сообщения

  • Откуда: Moscow
  • Машина: TLC80
IMG_5506_7v2s.jpg

 

 

"Подать бы друг другу весть. Позвать бы вас, огоньки, разбросанные в

полях, - быть может, иные и отзовутся."

Антуан де Сент Экзюпери. Планета Людей.

 

 

Я долго думал, с чего начать рассказ про Монголию. И понял, что единого впечатления об этой стране сформулировать в двух словах не получится. Монголию надо увидеть, проехать километр за километром чтобы понять - это удивительный уникальный мир, другая планета.

 

IMG_5423_7v2s.jpg

 

Эта страна как волшебная книга с картинками, проглатывая которую страница за страницей удивляешься замыслу автора, а дочитав до конца вздыхаешь, и тут же хочешь начать заново.

 

IMG_5345_7v2s.jpg

 

Могучий вибростенд монгольских дорог последовательно, яма за ямой вытрясает из путешественника все лишние мысли, а все признаки современной цивилизации равномерно покрываются толстым слоем пыли.

 

IMG_5386_7v2s.jpg

 

И вот уже все смешные проблемы цивилизованного общества отвалились сами собой, красивые дорогие гаджеты превратились в бесполезные и лишние килограммы груза. Тут нет связи, подписка на Instagram не работает, почта не доходит, а звездное небо по ночам сильно ближе чем электричество, водопровод, канализация, сетевой маркетинг и другие глупости.

 

IMG_5347_7v2s.jpg

 

IMG_5343_72v2s.jpg

 

Затерявшись между двумя империями, целая страна застыла во времени как муха в реликтовой смоле, превратившись в янтарь - драгоценный камень для любого путешественника. Здесь все еще живут по законам Чингизхана, а шаманы совершают свои тайные обряды.

 

IMG_5816_72v2s.jpg

 

И я совершенно уверен, монголы до сих пор понимают язык зверей и птиц. Прочитанные в детстве романы про индейцев, живших в гармонии с природой, вдруг ожили цветной картинкой и пришло ощущение что мы погрузились в фильм, в книгу, в сказку. Все происходящее вокруг было настолько необычным и чудесным, что меньше всего напоминало реальную жизнь.

 

IMG_5666_72v2s.jpg

 

Люди западной цивилизации последовательно возводили вокруг себя миражи мнимых ценностей, забыв свое изначальное предназначение. Погрузив себя в рамки, существование в которых очень скоро стало обременительным, создавая все новые условности и жестокие по отношению к миру в котором мы живем правила, мы стали чужими на этой планете. Я не знаю за что природа нас терпит... Что мы в состоянии дать нашей планете кроме вреда...

 

IMG_5750_72ks.jpg

 

IMG_6867_7v2s.jpg

 

Такие вот мысли лезли в мою несчастную голову, когда покрытые пылью с головы до ног, мы наматывали очередную сотню километров на кардан. Неделю за неделей наблюдая первозданную природу понимаешь, что долина на которую ты смотришь покрасневшими от пыли глазами - не единственная в небольшом природном парке с тропой для туристов и дежурной обзорной экскурсией, сувенирами, фиксированными view points ("посмотрите направо", "опустите монетку в бинокль"), а просто обычная долина которая живет своей жизнью... нет, это не передать.

 

IMG_5712_1s.jpg

 

Это "Земля Соленых Скал", "Затерянный мир", "Кожаный Чулок", это весь Джек Лондон и Жюль Верн. Все это вокруг - оно настоящее. Игрушки остались там, за скалистыми горами. И ты тоже, стало быть, теперь настоящий. Все лишнее отброшено и растворилось где-то позади.

 

IMG_5951_7v2s.jpg

 

Монголия многообразна. Здесь и самая южная граница вечной мерзлоты и самая северная пустыня. И бескрайние степи и самые настоящие скалистые горы. Территория размером с три Франции, а средняя плотность населения меньше двух человек на квадратный километр, при том что если считать отдельно южные районы, то на них придется всего один человек на 10-15 километров. Люди живущие в этой стране гостеприимны и доброжелательны. Им нет никакого дела до мировых проблем, они живут по другим правилам и законы природы для них важнее чем все демократические ценности вместе взятые.

 

IMG_5454_7v2s.jpg

 

IMG_5553_7v2s.jpg

 

Наш путь пролегал в стороне даже от кое-как накатанных туристических маршрутов, вдоль границы с Китаем по приграничной территории. Двигаясь с северо-запада сначала на юго-восток, а затем на восток, мы много дней оставались один на один с окружающей нас природой.

 

IMG_6152_7v2s.jpg

 

Даже редкие юрты которые первое время еще встречались в районах Монгольского Алтая через несколько дней пропали и только джейраны, сурки и суслики сопровождали наш караван постоянно. Картинка за бортом менялась день ото дня: широкие каменистые долины раскинутые между горных хребтов сменились на бескрайние степи.

 

IMG_6081_7v2s.jpg

 

IMG_6619_7ks.jpg

 

Сильный ветер овевал нас нежными запахами полыни, чабреца и цветущего лука. Еле различимая на земле старая колея скорее угадывалась, три метра в сторону и она уже не заметна даже для опытного взгляда путешественника.

 

IMG_6034_7v2s.jpg

 

Часто мы ныряли в сухие каменистые русла рек - сайры и увлекшись движением по более-менее ровной поверхности теряли верное направление, а после подолгу искали выезд обратно. Берега порой бывали очень высокими даже для наших машин.

 

IMG_6203_7v2s.jpg

 

Потом, объезжая раскидистые колючие кусты таившие опасность для прочных грязевых шин, мы двигались по азимуту, пытаясь найти колею или хотя бы стараясь попасть в нужное нам ущелье или каньон. Все это хаотическое движение с одной стороны напрягало внимание и отнимало много сил у пилотов, с другой стороны дарило ни с чем не сравнимое чувство свободы передвижения. Команда зачастую разъезжалась в разные стороны на 30-50 километров, заплутав между скал и холмов, или просто в поисках верного входа в следующую долину.

 

IMG_6322_7v2s.jpg

 

IMG_5511_7v2s.jpg

 

И только благодаря УКВ радиостанциям, способным поддерживать уверенную связь даже на таких расстояниях мы, проводя час-два в абсолютно автономном плавании среди окружающих нас красот, неизменно собирались вместе в условленных точках.

 

IMG_6094_7v2s.jpg

 

Приближение пустыни почувствовали все. Мы стали терять высоту и с каждой сотней метров вниз температура за бортом поднималась, а ветер начал обжигать легкие, безжалостно выветривая драгоценную влагу.

 

IMG_6016_7v2s.jpg

 

IMG_6307_1s.jpg

 

Да, у нас был приличный запас воды, и два дня можно было ни о чем не беспокоиться, но психологически очень сложно смириться с мыслью что воды вокруг на многие сотни верст нет совсем. То, к чему мы привыкли и считали всегда само-собой разумеющимся, вдруг приобрело новую ценность и смысл. Нам, жителям средней полосы, очень сложно это понять - как может быть такое, что воды нет. Начинаешь думать о том стоит ли освежить лицо, сполоснуть руки, просто сделать лишний глоток воды.

 

IMG_6341_1s.jpg

 

Скелеты и кости животных, в большом количестве попадающиеся на пути, наводят на невеселые мысли. Жить здесь не возможно. Вернее, мы не приспособлены жить в таких условиях. Ветер раскачивает машины, по земле метет настоящая поземка из песка и пыли, миражи на горизонте встают причудливыми картинами озер и лесов.

 

IMG_6411_72v2s.jpg

 

Все это впечатляет и даже немного пугает, мозг пытается осознать и как-то адаптироваться к новым ощущениям. В какой-то момент жара переваливает за +40 градусов и мы с тревогой следим за показанием стрелки температуры двигателя.

 

IMG_6750_7v2s.jpg

 

IMG_6550_7v2s.jpg

 

IMG_6726_7v2s.jpg

 

На горизонте висит горячее марево, голова отказывается работать, появляется усталость, и вот уже мне кажется что мираж это не мираж, а я еду по родному полю Владимирской области, впереди запруда, а чуть дальше вон там дорога и тополя вдоль нее. Трясу головой, прогоняя морок, но он возвращается снова и снова. Ощущение удается прогнать только остановившись и ополоснув лицо и шею драгоценной водой. Нет, это еще не тепловой удар, но что будет дальше, ведь мы продолжаем спускаться вниз и температура растет.

 

IMG_6714_7v2s.jpg

 

IMG_6627_7tc2s.jpg

 

Закат в пустыне это совершенно потрясающее зрелище и только ради него стоило проделать все эти километры. Краски очень быстро меняются, горы на горизонте и песок под ногами сначала загораются оранжевым, потом розовым, потом - голубым.

 

IMG_6483_7vs.jpg

 

Ветер усиливается и меняет свое направление, теперь он дует с севера. И вот мы стоим на песчаном холме раскинув руки и глядя ему в лицо. Он уже не обжигает, не колет песком, а упруго наполняет грудь прохладой и на губах едва уловимо чувствуется вкус соли.

 

IMG_6459_7vs.jpg

 

IMG_6470_7vs.jpg

 

IMG_6375_7v2s.jpg

 

Пустыня ложится спать, укутываясь своим звездным одеялом. Ночь в пустыне тоже стоит отдельных слов. Вокруг на многие сотни километров нет ни одного огонька, небо от края до края совершенно черное. Ни намека на засветку и какой-либо искусственный источник света.

 

IMG_6374_7v2s.jpg

 

IMG_6724_7v2s.jpg

 

Только звездный свет, далекий и вечный. Метеориты падают, спутники летают и тишина. Абсолютная, полная. Ни шороха листьев, ни пения птиц. Ты один на один с небом. Вдруг мы отчетливо слышим низкий тоскливый гул. Нет это не самолет и не животное... Это песчаная дюна высотой 300 метров, возле которой мы встали лагерем, поет ночную песню. Определенное направление ветра и движение песка производят такой необычный эффект, возникает ощущение что кто-то огромный лежит рядом и ровно дышит.

 

IMG_6089_7v2s.jpg

 

К началу третьей недели мы начали выходить из зоны автономного плавания в посещаемые туристами места, по дороге стали попадаться сначала отдельные юрты, затем поселки и небольшие городки. Вопрос воды решился сам собой, температура постепенно падала по ходу продвижения на север. И вот уже самая северная точка нашего путешествия - озеро Хубсугул.

 

IMG_6943_7v2s.jpg

 

Дикое, огромное озеро, западное побережье которого до сих пор плохо исследовано. Монгольские законы там действуют весьма условно, а люди поклоняются культу Человека-Оленя. Но мы идем более-менее нахоженой тропой, по восточному побережью, любуясь позабытыми уже видами лиственичных лесов и широкой водной гладью. Ночью холодно. От прежней жары не осталось и следа, вечером приходится надевать на себя все что есть до последней одежонки. Температура падает до +6 градусов. Но здесь уже есть дрова, а значит можно погреться у костра. Последняя ночевка и все... завтра Россия. Мы возвращаемся домой.

 

IMG_7027_7v2s.jpg

 

Я намерено не описываю бытовые подробности нашего путешествия, не рассказываю о поломках (а они были) и о проблемах со здоровьем у некоторых членов команды (а они тоже были), не говорю о том, как нам удалось все это организовать (проблемы с оформлением документов в погранзоны тоже конечно были). Потому что технические нюансы подготовки кажутся мне вторичными. Преодоление трудностей такого рода является важным только собственно в момент их преодоления. Теперь, когда все позади, они не имеют никакого значения. Мы провели три волшебных недели на другой планете, в ином измерении. И вернувшись в раскаленную и взмыленную Москву, те проблемы мне кажутся простыми и понятными. Прожить в мегаполисе до следующего большого путешествия - вот первоочередная задача. И дай нам Бог найти в себе силы пережить эту трудность.

 

IMG_6955_72v2s.jpg

 

Эпилог.

Когда-нибудь люди научатся летать между звезд на больших кораблях. Я твердо в это верю. Будет жить на Земле племя звездных капитанов, путешествующих к туманности Орла, к Андромеде и Альдебарану. Им не столь важна будет конечная цель путешествий, обозначенная в полетном задании, для них будет важно ощущать звездную пыль на сапогах, ловить тусклый свет далеких созвездий и понимать чуть больше остальных живущих на нашей планете. Они будут на глаз различать температуру галактик, предугадывать шестым чувством метеоритные дожди и уметь другие разные штуки о которых мы и подумать не можем. 

 

 

IMG_6742_89v2s.jpg

 

Да, я наверное немного завидую этим людям и хотел бы когда-нибудь, если удастся, в следующей жизни стать одним из них. Но я так же уверен, что они, эти отважные звездные капитаны будущего, будут совершенно искренне завидовать нам, капитанам прежних времен, путешественникам двадцатого и двадцать первого века. И не раз где-нибудь в далекой галактике, на холодном скалистом астероиде, у которого и названия-то нет они поднимут свои кружки за тех, кто ездил когда-то колесами по матушке Земле, заливал солярку в двигатели внутреннего сгорания и открывал для себя нашу замечательную планету, Планету Людей. Им будет невдомек, что мы, их пра-пра-… -дедушки и пра-пра-… -бабушки тоже сегодня думаем о них, так же как и о тех, кто еще сотни лет назад ногами проходил горизонты, ловил запах костров, тепло солнечных лучей и мерцание далекого звездного неба. Потому что все мы одинаково понимаем, за горизонтом ничего не кончается. Там все только начинается. Дорога бесконечна. Как жизнь.

 

IMG_6746_7v3s.jpg

Изменено пользователем gekkfinn

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • Откуда: Moscow
  • Машина: TLC80

Схема маршрута в Монгольской части

 

Screen-shot-2014-10-21-at-16.07.jpg

 

Еще кой-какая информация:

 

http://kurakin-alex.livejournal.com/54357.html

 

http://kurakin-alex.livejournal.com/54595.html

 

http://kurakin-alex.livejournal.com/54985.html

 

http://kurakin-alex.livejournal.com/55260.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • Откуда: Москва Киров Орел
  • Машина: ТЛК 100 vх, дизель. АКПП 2007

буду первым

 

сколько перечитал сколько пересмотрел отчетов о Монголии и не перестаю получать удовольствие.

отличный отчет, замечательные фото!

а ведь я родился в Монголии! спасибо словно  побывал на родине!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • Откуда: Амурская область, г. Благовещенск
  • Машина: Toyota Land Cruiser -76

Фото просто очень красивые.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • Откуда: Вологодская область Сокол
  • Машина: ТЛК 80 1HDT на ручке на сликах) с камапом+4

Очень красиво!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • Откуда: АулТаратумб
  • Машина: Зам Мэра г.Кадыкчан.Лучшее ВЕДРО в нашем городе

Ну Саня...красава Ваван.... жаль что мы не повстречались в Монголии,а ведь были рядом. Классные фотографии.Я конечно офигел когда увидел на Белкомобиле Симаксы... Потом с ним разговаривал, сказал что всеравно они старые....

Спасибо за отчет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • Откуда: Самара
  • Машина: RRS/TLC200

Фото шикарные, повествование еще лучше, эпилог пробирает до мурашек. Спасибо за доставленное удовольствие! Если бы моя сопля голосовала - однозначно в Лучшие отчеты.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • Откуда: Новосиб
  • Машина: Лапокрузер HDJ77 38', Легковушка HZJ80 STD

Клёво.

Монголия такая огромная и такая маленькая, что я даже это дерево узнал на Хотон Нуре https://lh5.googleusercontent.com/-46yjIrpESSU/VB2wDf6-CHI/AAAAAAAAs1Q/CcLocqT2zME/s900/IMG_5750_72ks.jpg

:)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • Откуда: Усть-Каменогорск, Казахстан
  • Машина: TYT Hilux Surf 185 2.7

Красиво написано, фото просто фантастика! Однозначно надо в "Лучшие"!

 

Если не секрет, какая фототехника использовалась? (тушка, линза)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • Откуда: Мытищи-Люберцы
  • Машина: Патриот

ШИКАРНЫЙ ФОТООТЧЕТ...!!!!!!!!!!!!!

 

 

p.s. а трек можно?:-)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • Откуда: Москва, Новопоселковая, дом 6
  • Машина: THS 185 SSRG 1KZTE 96' ; SSRG 3RZ 99'

Да отчет пойдет в "Лучшие", однозначно!

 

Трек тоже хотелось бы..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • Откуда: Москва
  • Машина: Toyota 105, TLC 200

Трек выложить не проблема - в каком формате лучше? Необходимый комментарий к треку. С некоторых пор, то ли 2 года как, то ли 3, монголы перестали давать пропуска в погран зону налево и направо. И теперь требуют наличие в группе монгольского проводника. Это резко осложняет процесс. Кроме того,пропуск в зону ответственности каждого отряда надо получать в соответствующем аймаке. Но, если в Баян-Ульгие это сделать просто - он первым лежит на пути, то во многих других до отряда еще надо добраться. А заставы не дремлют. Попытка получить один общий пропуск через Улан-Батор не увенчалась успехом, не смотря на высокий уровень задействованных людей. Так что имейте в виду, что просто скачать трек и поехать не получится - этого мало. Надо решить вопрос с границей. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • Откуда: Мытищи-Люберцы
  • Машина: Патриот

трек гарминовский?

да в любом формате пойдет, сконвертируем 

у меня гармин и андрозик.

 

погран. зоны это как раз дорога вдоль западной границы?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • Откуда: Москва
  • Машина: Toyota 105, TLC 200

Error You aren't permitted to upload this kind of file

Так что давайте почту, господа. 

​Да, Монгольский Алтай и кусок вдоль границы с Китаем - это пограничная зона. Гоби - нет. Ну и север тоже, естественно нет. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • Откуда: Москва
  • Машина: Toyota 105, TLC 200

Error You aren't permitted to upload this kind of file

Так что давайте почту, господа. 

​Да, Монгольский Алтай и кусок вдоль границы с Китаем - это пограничная зона. Гоби - нет. Ну и север тоже, естественно нет. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • Откуда: Moscow
  • Машина: TLC80

Да, Аркадий опередил с ответом насчет погранзон. 

 

Фототехника использовалась Canon 5DMark-II, стекла - Canon EF 17-40 f/4L и 70-200 f/2.8L.

 

Отдельная просьба к модераторам, поправьте пожалуйста ссылку на предпоследней фотографии отчета. Она не правильно вставилась и картинка не видна (видно только ссылку). 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • Откуда: Москва, Новопоселковая, дом 6
  • Машина: THS 185 SSRG 1KZTE 96' ; SSRG 3RZ 99'
Так что имейте в виду, что просто скачать трек и поехать не получится - этого мало. Надо решить вопрос с границей

 

Вот вот как раз для этого и хотелось посмотреть трек, понять на сколько он попадает в приграничную зону. 

 

Кинь плиз на адрес

plhn{СОБАКА}yandexТОЧКАru

 

формат любой, лучше ози, plt

но специально конвертировать для меня не надо, сам справлюсь :)

 

 

ps. фотку поправил

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • Откуда: Иркутск
  • Машина: Toyota Hilux Pick Up

Спасибо автору за глоток воздуха Монголии, картины пейзажей, настроение. Пять лет подряд ездил в Монголию и только этим летом не срослось. И чувствую какую то ломку по этим горизонтам, небесам, пейзажам. Это сможет понять только тот кто был там. Чудесные виды, шикарные фотографии, передающие глубину и прозрачность воздуха Монголии. Еще раз спасибо, круто.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

Яндекс.Метрика Индекс цитирования.
×

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на вашем устройстве, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.